Каюсь

Василий Доценко
   В школе мы дружно не любили Максима Горького. Нас совершенно не трогали его пьесы «На дне», «Мать». А сколько пародий было на его «Песню о буревестнике»? И вот случился шедевр. Иннокентий Смоктуновский написал сценарий двухсерийного фильма «Дети солнца» по мотивам одноименной пьесы М.Горького. В фильме заняты гениальные актеры: Иннокентий Смоктуновский (Павел Федорович Протасов, ученый –химик), Алла Демидова (его жена Елена Николаевна), Богдан Ступка (ветеринар Борис Николаевич Чепурной), Наталья Гундарева (Меланья Николаевна, сестра Б.Чепурного).
 
   Из всех сюжетных линий драмы меня более всего тронула история увлеченного химией П.Протасова, не замечавшего огорчений скучавшей Елены Николаевны, лишенной супружеской ласки. Честно говоря, в этой роли у нее мало женской привлекательности, что традиционно свойственно этой талантливой актрисе. Ей более органичны роли большевичек в спектаклях на пролетарскую тематику. Но вот после избиения крестьянами П.Протасова происходит его перерождение. Он вдруг любовно смотрит на супругу и раскаивается за свое равнодушие ради карьеры ученого.

   Этот фильм заставил меня и меня, ученого, заново оценить прожитую жизнь. Сколько огорчений моей молодой жене доставляла моя увлеченность наукой, когда после 12 часов экспериментов, добравшись домой, у меня хватало сил что-то пожевать и свалиться в сон? А рядом молодая 20-летняя жена ожидала услышать ласковые слова, планы на выходные дни, которых у меня не было. Мужья ее подруг, уже самостоятельно и хорошо зарабатывающие, организовывали женам билеты на концерты, заказывали рестораны, отрывались на дружеских вечеринках. И только после моей успешной защиты диссертации, а особенно после поступления жены в аспирантуру, мы уже занимались наукой параллельно и желания беззаботного отдыха окончательно улеглось.

   Последующая жизнь с рождением двух детей, милыми родительскими заботами была приятно дополнена путешествиями на байдарках по рекам и озерам необъятной до распада страны. Потом были поездки в Турцию, Хорватию, Грецию уже с внуком.

   Став известным в своей области исследователем, я старался брать в поездки на научные конференции за рубеж и супругу. Однако и сегодня мне кажется, что я еще не в полной мере воздал ей за потерянные годы.