Джордж Монбио - Потрошить планету и прятать деньги

Виктор Постников
Джордж Монбио
The Guardian
6 октября 2021 г

Потрошить планету и прятать деньги это не извращенное лицо капитализма. Это его нормальное лицо. Исторические корни капитализма легко угадываются в Бумагах Пандоры

Когда происходит утечка документов из далеких островов о  сомнительной юрисдикции для богатых, прячущих свои деньги, подобная той, которая была обнародована Бумагами Пандоры (Pandora Papers),  мы спрашиваем себя, как такое могло произойти ?  Как мы получили такую глобальную систему, которая позволяет переводить большие деньги в офшоры, скрывать их от налогообложения  и народа?  Политики осуждают  ее и называют “гримасой капитализма”. Но это не гримаса.  Это его лицо.

Капитализм, по некоторым данным, родился на далеком острове.  Через несколько десятилетий после того, как португальцы колонизировали Мадейру в  1420 г,  они создали систему, отличающуюся в некотором отношении от того, что происходило ранее. Повалив лес, после чего они назвали остров Мадейрой (madeira  по португальски лес),  они создали  в данном ненаселенном месте чистое пространство –  terra nullius – на котором можно было строить новую экономику. Финансируемые банкирами из Генуи и Фландрии, они перевозили рабов из Африки чтобы перерабатывать сахар.  Они разработали экономику, в которой земля, труд и деньги потеряли свое прежнее социальное значение и стали  товаром.

Как указывает географ Джейсон Мур, в этих обстоятельствах, небольшой капитал мог использоваться для присвоения большого количества природных богатств.  На богатой почве Мадейры,  с помощью леса как топлива, рабский труд достиг ранее невообразимой продуктивности.  В 1470-х,  этот крошечный остров стал самым большим в мире производителем сахара.

Экономика Мадейры имела еще одну черту, которая отличала ее от прежней: поразительная скорость, с которой прибирались к рукам природные богатства. Производство сахара достигло максимума в 1506 г. К 1525  г оно упало почти на  80%.  Главной причиной, по мнению Мура,было истощение запасов дерева:  на Мадейре кончилась madeira.

Чтобы получить 1 кг сахара, требовалось 60 кг  древесины.  Поскольку лес нужно было спиливать на все более крутых и отдаленных частях острова, требовалось все большего рабского труда.  Другими словами, производительность труда упала приблизительно в 4 раза за 20 лет.  В это же время, обезлесивание привело к вымиранию нескольких эндемичных видов.

Это было началом классического цикла «бум-спад» капитализма,  португальцы перевели свой капитал на новые горизонты,  установив плантации сначала на  Сан Томе, затем в Бразилии, затем на Кариббах,  в каждом случае опустошая ресурсы перед тем как двинуться дальше. Как говорит Мур, захват, истощение и частичное опустошение новых географических границ – центральная модель накопления, которую мы называем капитализмом.  Экологические и экономические кризисы подобные Мадейре,  это не извращения системы. Это и есть система.

Мадейра вскоре перешла на другой товар, главным образом вино.  Неудивительно, что этот остров сейчас обвиняют в налоговом рае  в  появившихся на этой неделе Бумагах Пандоры.  Что еще делать на экологически разграбленном острове, экономика которого зависела от грабежей?

В романе Джейн Эйр,  опубликованном в 1847 г, Шарлотта Бронте пытается  оправдать неожиданное наследство Джейн.  Она унаследовала деньги от  своего деда, “М-ра Эйра из Мадейры”;  но,  священник Джон Риверс сообщает ей, что они инвестированы в  “Английские фонды”.  Это также дистанцирует ее капитал от капитала Эдварда Рочестера, запачканного своей связью с другим экологически разоренным островом, Ямайкой.

Но что такое «Английские фонды»?  Англия, в 1847 г, была центром империи, чьи капиталистические аппетиты намного превышали португальские.  На протяжении трех столетий,  она систематически грабила другие нации: захватывала людей в Африке и заставляла работать их на Кариббах и в Северной Америке, выкачивала невероятные богатства из Индии,  и добывала сырье для запитки своей Промышленной Революции посредством системы насильственного труда, часто мало отличающегося от откровенного рабства.  В момент публикации Джейн Эйр, Британия только что закончила свою первую опиумную войну* с Китаем.

Финансирование этого глобального грабежа требовало новых банковских сетей.  Это привело к закладке оффшорной финансовой системы, отвратительные реальности которой были продемонстрированы на этой неделе. “Английские фонды” были просто складом денег для мировой колониальной системы, называемой капитализмом.

В оффшорных деньгах Джейн, мы видим пропасть между реальностью системы и тем, как она подает себя.  Почти с самого начала капитализма, не прекращались попытки отмыть его.  Ранние колонисты Мадейры, создали оригинальный миф,  в котором утверждалось, что остров выгорел из-за пожара, продолжавшегося семь лет и уничтожившего весь лес.  Но не бывает таких долгих природных катастроф.  Пожар был устроен людьми.  Пожар, который мы называем капитализмом, пронесся по Мадейре и его искры перебросились на другие части мира.

Фальшивая история капитализма была формализована в 1689 г Джоном Локком,  в его Втором Трактате о Правительстве. “ В самом начале весь мир был Америкой,” говорит он, чистой доской без людей, чье богатство сидело и ждало того, чтобы его взяли.
  Но в отличие от Мадейры, Америка была населена и коренной народ нужно было убить или поработить, чтобы организовать ее как terra nullius, с чистого листа.

  Право на мир, утверждает он, было установлено тяжелым трудом:  когда человек “смешал свой труд” с природным богатством, он “тем самым создал свою собственность”.  Но те, кто заявляют о своем праве на природные богатства не смешивали свой труд с ним - это делали их рабы**.    Оправдывающие сказочный капитализм  рассказывают нам сказки – как они тяжелым трудом  добавляли стоимость к природному богатству. Это  самая  подлая пропаганда в человеческой истории.

Как объясняет Лалех Халили  в London Review of Books, экстрактивная колониальная экономика никогда не прекращалась.  Она продолжается через трейдеров, работающих с клептократами и олигархами, отбирая ресурсы у бедных наций,  с помощью хитрых инструментов таких как “transfer pricing”.  Она жива с помощью налогового рая и секретных режимов коррумпированных элит, выкачивающих богатства своего народа  и направляющих  их в “Английские фонды”, истинные хозяева которых прячутся под вымышленными компаниями.

Пожар по-прежнему идет по миру, сжигая людей и экологию.  И хотя деньги, с помощью которых идут поджоги, можно спрятать, вы видите испепеленные территории на месте, где остается природный капитал: Амазония, Западная Папуа.  Когда у капитала не останется для поджога земли,  он обратится к глубоководному дну или начнет мечтать о переброске в космос.

Локальные экологически беды, начавшиеся на Мадейре, сливаются в одну глобальную беду.  Нас рекрутировали  как потребителей и  как  поджигателей систем жизнеобеспечения от имени олигархов, прячущих свои деньги и мораль в офшоре.

 Когда мы  видим, что происходит в разных частях света, мы не должны  относиться к ним как случайным явлениям. Вся болтовня об «усмирении» или «реформировании» капитализма вызвана ошибочной идеей о том, что он такое.  Капитализм виден из  Бумаг Пандоры.


*  *  *

*Первая опиумная война 1840—1842 — война Великобритании против империи Цин. Целью английских войск была защита торговых интересов Великобритании в Китае и расширение торговли опиумом   Британское правительство настаивало на принципах свободной торговли – из Википедии.
** То же самое можно сказать об узурпировавших власть и присвоивших общенародное социалистическое богатство и природный капитал  после 1991 года - ВП
 


[Полезная статья для тех, кто еще строит иллюзии по поводу капитализма. Извините за опечатки - ВП]