Бертель Торвальдсен. День и Ночь

Алина Алексеева-Маркезин
        Бертель Торвальдсен. Барельефы «Ночь» и «День» 1821 (по модели 1815). Оригиналы находятся в музее Торвальдсена в Копенгагене.

      Бертель Торвальдсен ( 1770- 1844) — датский художник, скульптор, ярчайший представитель позднего академического классицизма.
       Торвальдсен был одним из самых плодовитых скульпторов в истории искусства. Почти все его лучшие вещи — на античные сюжеты. Современникам казалось, что именно он смог прочувствовать и воссоздать суть классического искусства Греции и Рима.

 Торвальдсен создал чудесные барельефы, олицетворяющие День и Ночь. Он создал их за одну ночь, встретив рассвет за работой.
НОЧЬ.
           По ночному небу летит Ночь, она держит двух спящих детей . На голове Ночи венок из маков (бутоны которых смотрят вперед), поскольку забытье от опиума тоже приводит к Ночи
Ночь, сопровождаемая совой, несёт двух своих спящих детей.
Ночная птица – сова – не только подчеркивает, что дело происходит ночью, но и обозначает линию горизонта для того, чтобы круглый барельеф вешали как надо, то есть крылья совы при правильной расположении барельефа на стене должны быть горизонтальны.
ДЕНЬ
      
    Фигура «Дня» изображена в виде Авроры, богини утренней зари (у греков называлась Эос). На спине у нее теодофор, то есть огненосец или факелоносец.

         В отличие от обычных античных теодофоров, которые держали факел перед собой и прибегали чумазыми от копоти, у Торвальдсена теодофор предусмотрительно держит факел за собой. Аврора посыпает землю цветами и торопит Феба (Аполлона) с его колесницей (лучезарный Аполлон на своей колеснице выезжал на небо и становилось светло, то есть наступал день).
   
    Видимо, уже подумывая о покое и возврате на родину из Рима, шестидесятисемилетний Торвальдсен в 1837 продал права на копирование в любом материале барельефы «День»и"Ночь" вместе с оригиналами, отлитым из воска, положив начало массовому индустриальному распространению барельефа. Отливают барельефы Торвальдсена и в наше время.

     Помимо скульптуры портретного и мифологического жанров, Бертель Торвальдсен много внимания уделял библейским темам и сюжетам. Однако ещё при жизни скульптора обвиняли в холодности и бездушности: академическая идеализация и стилизация «под антики» мало соответствовали христианской идее. Начиная со второй половины XIX века произведения Торвальдсена, как и других академических и салонных мастеров, например Антонио Кановы, подвергались критике.