Клод Моне.Вокзал Сен-Лазар. 1877г.Холст, масло. 75 ; 104 см
Орсе, Париж
В 1877 году живописец Клод Моне арендовал студию неподалеку от вокзала Сен-Лазар. В том же году Моне представил на выставке импрессионистов семь картин, на которых был изображён вокзал Сен-Лазар. Всего художник запечатлел вокзал 12 раз. Эти произведения олицетворяют период, когда Моне вдохновлялся не природой и сельскими пейзажами, а современной жизнью. Художник изобразил вокзал в разную погоду и с различных точек обзора.
Он выбрал тему технического прогресса, которая была тогда в моде. Позднее Эмиль Золя скажет, что атмосфера, создаваемая картинами, вдохновила его на написание книги «Человек-зверь».
Своё творческое решение Мане объяснял следующим образом:
"Я думаю, что изображение одного и того же сюжета в разное время суток не будет банальным, учитывая то, как разное освещение удивительным образом от часа к часу меняет облик и колорит зданий."
Вокзал Сен-Лазар изображён на полотнах многих художников. Многие импрессионисты жили недалеко от Сен-Лазара в течение 1870-х и 1880-х годов. В 1998 музей Орсе и Национальная галерея искусства в Вашингтоне организовали выставку под названием «Мане, Моне и вокзал Сен-Лазар».
Гюстав Кайботт также жил буквально в нескольких шагах от станции. Он написал полотно «Мост Европы» в 1876 году (теперь в музее Пти-Пале в Женеве, Швейцария) и «На мосту Европы» в 1876-80 (Музей искусства Кимбелла, Форт-Уэрт).
Вокзал также фигурирует во множестве фильмов, как французских, так и иностранных, в том числе «Двойная жизнь Вероники» и «Амели».
«Вокзал» был первой серией Моне, посвящённой одной теме, впоследствии появились «Стога» (1889—1891) и «Кувшинки» (1895—1926).