Нет, весь я не умру...

Виктор Попов 7
"Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит"
А.С. Пушкин


      Неужели во времена А.С. Пушкина существовали сомнения в бессмертии души? Что за "тленья" могут разрушать духовное начало человека?
      Ведь существовала достаточно укоренившаяся легенда: бренная оболочка остаётся на земле, душа предстаёт перед вратами - рай или ад. Если есть сомнения, исповедуйся, очисти душу. Понятно, что всех под одну гребёнку не подравнять, но "лапотная Россия" могла гордиться своим Православием, Верой в Царя и Отечество.
      Жить по канону - чего проще и спокойнее.
      Конфуций: "Самое страшное проклятие - жить в эпоху перемен".
      Ностальгия всегда будет нашей спутницей, несмотря на то, что "сердца требуют перемен", наш внутренний стержень опирается на опыт предков.

      Однако, воздействие конфуцианства на европейскую культуру некоторыми исследователями рассматривалось, в свою очередь, как революционное.
      Для эпохи Просвещения Конфуций был одним из идеологических ориентиров, а конфуцианство — источником прогресса философии. Именно иезуиты привезли в Европу представление об атеизме конфуцианства. Влияние китайской философии на Германию проявилось в создании новой реальности - просветительском монархическом либерализме. Влияние китайской философии на Францию привело к созданию искусственного идеала — идеологии революции, направленной на разрушение. Непосредственно китайская философия сформировала взгляды Ф. М. Вольтера, П. А. Гольбаха, Ш. Л. Монтескьё, Д. Дидро и др. Диалектика Г. Гегеля — китайского происхождения (Википедия).

      Итак. Генетическое устройство человека направляет его при помощи изменчивости (пресловутая жажда свободы) на путь исследователя, но закрепление новых полученных качеств (эволюционные изменения) заставляет быть консерватором. Не даром стало крылатым изречение У. Черчиля: "Кто в молодости не был революционером, у того нет сердца. Кто в зрелости не стал консерватором, у того нет ума".                                                

      В качестве самоиронии. Пример.
      Если в юные годы пионерия, комсомол, коммунисты воспитали нас на принципах "бога нет", то сейчас, в зрелом возрасте, пришло самое время Его найти.
      Действительно. Уму не постижимо: человек (духовная личность!), случайно появившись на свет,  живёт не известно для чего и в состоянии "неожиданно смертен". Уже от такой безысходности может появиться и невроз, и подростковый суицид! Зачем преодолевать трудности и покорять какие-то вершины, если ты не можешь предсказать наверняка даже свой завтрашний день?
      А как объяснить у человека состояние страха? С животными ясно: врождённый рефлекс. Но человек часто испытывает немотивированный страх, что оборачивается психическими болезнями и расстройствами. Но при этом никто не задаётся вопросом: "Страх перед кем?". Страх высоты - перед открытой пропастью, клаустрофобия - перед закрытым пространством. Страх темноты, страх неприятного звука, запаха - так или иначе все страхи связаны с инстинктивной реакцией на сигналы органов чувств перед опасностью, перед угрозой.
      А если человек не может уснуть и тревожится по поводу беспричинного страха из-за мнимых раздражителей? При этом он ведёт бесконечный диалог со своим внутренним "Я", со своим внутренним богом, со своей совестью.
      Состояние "совсем страх потерял" в значении "потерял совесть" можно противопоставить стремлению к "свободе совести", как свободе убеждений.
      С другой стороны, знаменитая крайность "бог умер можно всё" была апробирована опытом двух мировых войн с колоссальными жертвами. Стали эти жертвоприношения уроком для всего человечества, как генетическое наследство - большой вопрос. 

      Естественный отбор живых существ столь ЕСТЕССТВЕННЫЙ и неотвратимый, что он обязан проверять все возможные варианты развития этих существ. Белый заяц или чёрная ворона в своё время обязательно были и серо-буро-малиновыми. И если мы знаем, что сто тысяч лет назад на земле жили шесть видов человека, а остался один, то, надо полагать, процесс как шёл, так и идёт - видоизменяется лишь его форма. Например, ЛГБТ сообщества нужно рассматривать как процесс добровольного вымирания этноса, в отличие от загадочного упадка цивилизаций майя или ацтеков.   
      Что можно зафиксировать в обществе сегодня, приняв за критерий оценки "по вере вашей воздастся вам"?
      Численность неверующих в Бога и атеистов на нашей планете является весьма дискуссионной и оценивается различными исследованиями в 11-16%.
      Можно применить формулу материалистов "практика - критерий истины", и на основании статистики по верующим и атеистам прийти к выводу, что Бог существует. Другое дело, нужно разобраться, почему он у всех разный, и что люди вкладывают в понятие "бог".

      Но для начала необходимо дать отповедь марксистам с их формулой - материя первична, сознание вторично.
      Материализм – краеугольный камень марксизма! Зачем он (материализм) понадобился Марксу?  Движущей силой истории Маркс считал «материальное производство» («базис»), Энгельс его дополняет, что именно «труд сделал человека». 
      Но почему «базис» первичен, не понятно (не потому же, что Маркс дал ему такое название). Что, у человекообразной обезьяны орудия труда появлялись сами по себе? Вне мозговой деятельности первобытного человека? Ведь кроманьонцу сначала нужно было в уме представить каменный топор, а потом уже его соорудить. И сегодня любому развитию производительных сил предшествует проектная проработка. Так что здесь не стыковка, осознанная или нет. Но идея превосходства материи над сознанием очень нужна была Марксу, заряженному на изменение мира, а не на его понимание. Ведь дальше всё идёт «по маслу». Сугубо материальные интересы социальных групп  приводят к конфликту между господствующим и другими классами, общество изначально не стабильно. Развитию производительных сил препятствуют производственные отношения. Всё это заканчивается революциями, сменой экономических формаций, высшей из которых является коммунизм.
      Так что марксистская теория, при пытливом рассмотрении, имеет изъяны ещё и внутри учения (логическая противоречивость).
      "Идеи правят миром" - гениальность Платона Марксу не нужна изначально. Его фраза «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его», выдаёт желание получить серо-буро-малиновых зайцев. И мировой опыт насильственного внедрения коммунистического устройства общества показал - законы развития природы ещё никому обойти не удалось, тем более, когда нет стремления их понять.

      Сегодня не мало горячих умов пугают народ искусственным интеллектом. Столь же рьяно, подобно марксистам, ждут кардинальных перемен в социальном устройстве. При этом на вопрос "Может ли машина мыслить?" отвечают, что она в буквальном смысле и будет этим разумом, но лишённым эмоций, характерных для человека и необходимых для его индивидуального выживания. Соответственно, идея сверхчеловека начинает опять будоражить умы. Только вместо войн (ядерное сдерживание) мы получаем разгул болезней: депрессии, психические маньяки, вирусные эпидемии (коронавирус, вич инфекция).
      Всё по тому же кругу, по кругу бездуховности, теперь уже в поисках серо-буро-малиновых ворон.
      Надо думать, что это и есть повторение пути, когда душа человека не рассматривается вовсе как частица божественной энергии жизни.

      Просветление.
      Просветление - это единственный путь души, которая, может быть, от "тленья убежит".
      Просветление - это целостное и полное осознание природы реальности.
      Господи, прости и помилуй, спаси и сохрани душу мою грешную.