Чудный Порхов посетить

Василий Овчинников
КОНФЕРЕНЦИЯ (Порхов, 01.10.21)

Тридцатого с утра копаюсь в огороде.  Неожиданный звонок из Порхова.  Художник Юлия, она же и управляющая гостиницей «Шелонь»: «Дядя Володя! А Вы на конференцию собираетесь? Народ подъезжает.  Я Вас уже поселила». - Однако...   У меня в голове почему-то середина октября.  Без этого звонка я благополучно пролетел бы мимо.  Тем более, что с понедельника по области объявляется короновирусный локдаун и все мероприятия отменяются.

Звоню Оле. Надо срочно график  подкорректировать.  Объявляю Наташе.  Для всех моих это  полная неожиданность,   в связи с эпидемией и надвигающимся локдауном, почти удар.  Ситуация, действительно, весёлая. Но решение мною принято. Надо ехать.
День накануне дорабатываю в жёстком режиме. Фасоль убрал, капусту нашинковал, баню протопил и всё это под укоризненные причитания Богоданной.

Где-то в двадцать три отрубился. В четыре утра проснулся.  Тихо собрался, успев попутно ещё кучу дел слепить, рюкзак за спину, шагаю в темноте.    Слава Богу, сухо и ясно.  Звёзды на небе и совсем старый месяц луны меня ободряет: «Всё в порядке, мужик!»

Через пару километров приходит в голову, что к остановке автобуса на повороте я выхожу на час раньше. Оно и к лучшему. Не останавливаясь иду до Ваулиных гор. За спиной шесть километров, и я успеваю на первый ваулиногорский  автобус.  На Запсковье, уже в городе,  пересаживаюсь на одиннадцатый номер.  Он останавливается на Яна Фабрициуса как раз возле нашего дома.  Открываю двери квартиры, Витя передаёт мне флэшку с зписью фильма-репортажа про установку  нашего Поклонного Креста, и я бегу на автовокзал.

До отправления десять минут.  Но билетов в кассе на первый автобус  уже нет.
Выдвигаюсь на перрон. Тут же знакомлюсь с компанией единомышленников.  Мама - папа провожают на конференцию пятнадцатилетнюю докладчицу с педагогом-наставником. Ждут ещё одну попутчицу, но  машина их застряла в пробке на мосту.
Нет худа без добра. Автобус  тоже подают с опозданием.

Посадочный диспетер неумолима. Подхожу к водителю: «Мне штрафы не нужны».
Следующий рейс уже после десяти утра. Нас, безбилетных двое.  Мужик, ему  на работу в Карамышево надо, говорит, не отходи.
 
Опаздывающая машина успевает.  Ещё одна докладчица загрузилась.  В последний момент диспетчер  говорит, кто на конференцию, заходите.  Мужик остаётся.  Водитель продаёт мне билет, автобус трогается.

Метров через сто автобус  останавливается, ещё одного пассажира прихватываем.
Дорога уже привычно знакома.  Выехали на Ленинградское шоссе, поворот на Порхов и Новгород, Лопатовские кресты, Карамышево с новой красивой церквью,  отвилка на Чухонское Загорье, Виделебье с «Пизанской башней» покосившейся колокольни на берегу  Черёхи,  Подсевы с дорогой на Славковичи, Рассадники.  Отворот на Жаборы, Туготино, Нестрино. Приехали.
 
Уже дружной компанией двигаемся к кинотеатру-музею. Но нам надо в Дом культуры.  На входе измеряют температуру и, кому надо, выдают маски.  На регистрацию поспеваем вовремя.

Не вижу выставки  ганзейской в фойе. Болеет ветеран. И музей Ганзы закрыт, у подменяющего Мартина Петровича  Дани учёба.

Ко мне подходит как всегда броская и заметная  в своём гот-стиле  Юлия.  Передаю ей рулончик с  афишей её Псковской выставки живописи «Чудный Порхов посетить». Получается, что два года я ей афишу, изъятую из запасников библиотеки на «Конной»,  вёз.  Время бежит.

Юлия усаживает меня в уже заполненном зале на первом ряду. Кресла через место перетянуты  пластиковой лентой и плакатики повешены «Здесь не садитесь. Соблюдайте социальную дистанцию».   Оно и к лучшему, иллюзия заполненного зала.

Иван Васильевич появляется в зале, только-только подъехал на своей машине. И ему находится место в первом ряду.  Ваня, костюм, рубашка, галстук, не мне чета, выглядит торжественно. Оказывается, мы по возрасту,  да и по виду уже старики, и нам с удовольствием, те, кто помоложе, уступают место. Однако, как-то непривычно.
Последние приготовления, конференция начинается. 

 
Приветствия,  почтили вставанием Академика Кирпичникова и  безвременно ушедших краеведов. Прослушали  несколько докладов в пленарном режиме.

Знакомлюсь с программой.  Оказывается, после перерыва продолжение зачитывания докладов предусмотрено по секциям. С одной стороны это хорошо, не так утомительно, с другой как-то и разочаровывает, услышат тебя не все участники чтений, а всего лишь  пятнадцать-двадцать  человек.

Моя секция  в зале  краевеведческого музея, называется «Александр Невский – символ России». С моим соседом по номеру зашли в гостиницу, скинул я свой рюкзак, и, пока сосед готовил кстати пришедшийся чаёк, вспомнив о постоянных замечаниях  супруги, переоделся в прихваченное с собой цивильное. Так что, как докладчик я буду выглядеть вполне прилично.

Немного опоздали к началу. Слушая интересные  докдады предшественников, я шестой в программе,  на ходу «переобуваюсь». Учитывая, что после меня будет читать свой доклад Татьяна Наместникова -  она  заместитель присутствующего в зале Владимира Александровича   Потресова  -   основателя  и директора Музея истории Ледового побоища в Гдовской  Самолве,   решаю побольше времени  посвятить  Древнему волоку.  Задолго до Ганзы по этому пути шли из Новгорода на Псков дружины Александра Невского.   Это и кстати. Не успел я распечатать тезисы выступления, да и фильм сына, записанный на флэшку не открылся.

Импровизировать мне не впервой.  Пригодились и ламинированные карты – плакаты, привезённые мной и пущенные по слушателям.   

Отчитали.    До обеда, надо мной уже шествует мой сосед по номеру,  я успел оформиться в гостинице.  Вместе с паспортом достаю справку о вакцинации.  Мне говорят,  что пока не требуется,  локдаун вводится только с понедельника.
Обед в кафе  (325 рублей сдано при регистрации), учитывая, что я выехал, не позавтракав, оказался весьма кстати,  вкусным и сытным.

Сосед, по быстрому справившись с первым и вторым, быстро запил всё это компотом и, оставив нетронутой увесистую сдобную булочку, покинул "зал заседений". Ему перед экскурсией переодеться надо. Я не спешу. Получаю удовольствие. В зале появляется Наталья Алексеевна Брыкина - эк скурсовод курорта "Хилово". Я её запомнил после памятной сырной презентации, которую она нам организовала четыре года назад.  Габаритная эффектная женщина ищет, куда бы присесть поудобнее.  Предлагаю ей присоседиться на место, которое освободил мой сосед. Столик-то сервирован на четверых. Пообщались. Несмотря на возраст пенсионный Наталья Алексеевна продолжает работать, водит экскурсии, кстати, рекламируя отменную продукцию Порховского маслосырзавода, и презентации время от времени устраивает.


Выхожу из кафе. Иван Васильевич навстречу. Он уже отчитал свой доклад и после обеда намеревается стартовать на Псков. Мелькает мысль, что неплохо бы было «сесть на хвост», но что-то поздновато, сил в себе на два конца в олин день я не чувствую.   Да и за номер в гостинице уже уплачено.

Пешеходная экскурсия на старое Городище и в Крепость, учитывая недосып накануне,  оказалась весьма кстати.   На свежем воздухе спать не хочется.  Ходить мне много легче, чем стоять на месте.

На Старом Городище я не впервые.  Но в такой компаниии да ещё и со стоящим экскурсоводом – это другое дело. 
В крепости на стенах  вовсю идут работы.  И колокольня в лесах. Первые две бригады, отсосав авансы растворились в тумане. Третья оказалась удачной, говорят, из верующих.    Хотя центральная аллея  основательно промята большегрузами, подвозящими материал,  Калачёвский парк особо не  пострадал. Берегут.

От экскурсовода узнал, что и бюст В.П. Калачёва, установленный в 2010-ом году  в парке крепости, тоже подарок городу  скульптора Антонины Усаченко, автора "Скорбящей Псковитянки".

Время прошло незаметно.  Большинство отъезжает  на жительство  в Холомки. Мы с  соседом загрузились в номер «Шелони».

Ярошкевич Олег Николаевич из Брянска, сорок пять лет, кандидат исторических наук, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Брянский городской образовательный комплекс №59».  Тема его доклада:  Технология музейной педагогики в современной школе на основе практико-ориентированного подхода (из опыта работы инновационной площадки МБОУ «БГОК №59»).  Он ещё и штангист, кажется, даже Мастер спорта.  Переодевается, вижу, экстерьер соответствует заявленному.

Пока сосед, у него выступление завтра,  учитывая услышанное и увиденное  у предыдущих докладчиков, корректировал и иллюстрировал слайдами и видеороликами свой доклад, я сидя сбоку и глядя в экран монитора, успел познакомиться с интереснейшим опытом.   
Следопыты, музейщики, реконструкторы. И всё это в общеобразовательной Брянской  школе,   где учится полторы тысячи человек.  Ностальгия  у меня,  что-то похожее на мой тридцатилетней давности  клуб выходного дня «Дружба» в сорок седьмой школе Пскова.
Но масштабы несравнимы.    Уровень современнейший, подход профессиональный,  отличное техническое оснащение школы, и достойные средства.  На фоне общих проблем в системе нашего образования -  это что-то выходящее из ряда.

Действительно, мой сосед на наших чтениях, считай,  находка.   При этом явно не диванного типа.   Оказывается, у него  в Брянске ещё и мощная компания-команда велотуристов – экстремалов.

Зашли и на мою страничку в «Прозе Ру», в «ВК» открыли фильм о доставке и установке поклонного креста в урочище Ситовичи, выложенный сыном,   записали друг друга в друзья. Свет потушили где-то под  час ночи.

Последняя мысль перед тем, как уснуть, благодарность  за  соседа - какая же всё-таки Юлия  умница.
 
В пять утра  я проснулся, тихо собрался, простился с моим соседом и двинулся по направлению к автостанции.  Вчера, основательно притомившись, я, положившись на «рыбацкое счастье»  не стал заморачиваться проблемами отъезда.

На небе всё тот же, только ещё более тонкий серп старого месяца, воздух бодрит, в голове уже не новое «Чудный Порхов посетил».   Одного не учёл, суббота сегодня, шестичасового автобуса нет, да и автостанция открывается на час позже, с семи утра.  Ничего, погуляем.

У памятника воинам-освободителям тусовка. Народ на уборку морковки собирается.  Автобус ждут. Говорят, платят наличными, в зависимости от выработки.

Прошёл по вчерашнему маршруту по направлению к плотине. Рядом с воротами стадиона на ограде большой баннер-плакат: «Радость без алкоголя, мечта без наркотиков, общение без сигареты». –  Это по моему. 
Снова прошёлся вперёд-назад по  мосту-плотине.  Почитал заодно и надписи самодеятельных художников на металлоконструкциях плотины. -  «Творчество юных» небезинтересно. 
Вернулся.  Погулял по центру города.  Какое-то органичное  соединение пятиэтажек, старых частных домов и современных строений.   И самое главное,  в городе  довольно чистенько.

К семи утра подхожу к автостанции. Передо мной останавливается автобус и высаживается женщина с чемоданом на колёсиках.  Рабочий автобус из Хилова. Псковичка поправляла здоровье после пернесённого КОВИДа в санатории. Говорит, понравилось.  И отдых и уход и лечение.  Соотношение цена – качество очень приемлемое.

К кассе подходить моя новая знакомая не спешит, пропускает меня вперёд. Неужели я так старо выгляжу?  Если не смотреться в зеркало и не открывать широко рот, я ещё вполне «И-го-го». Однако, со стороны, наверное, виднее.
Шучу, а каково будет, если билет окажется единственный?

Но, всё в порядке. Выходим, садимся, поехали. Через час, уже проехали Карамышево,  звонит Оля. Докладываю ей, что я  на подъезде.  Меня уже ждут.  На очередную вахту на ферме  я вернулся вовремя.

Оно, конечно, немного жаль, что не принял участие в дальнейших чтениях и программе культурного  отдыха. 
Но, хорошего – понемножку.   И каждому – своё.


Фото Натальи Александроны Исаковой.
Участники конференции на экскурсии
в Порховской крепости.