Мастер по безделушкам. 11

Иннокентий Темников
11

 Но что же делать со старшеклассниками? Парни обученные, сильные. С ними горы можно свернуть. Эх, теперь бы покойного директора с его заказами! С другой стороны, хорошо, что никто не лезет в мою вотчину.
 Подумаем, чем я сам мечтал заняться, и что скромные физические возможности детишек младшего и среднего школьного возраста вкупе с учебными программами не давали сделать?
 «О нереальном мечтать не будем: электроника, ракетостроение, судомоделирование, робототехника - не наш путь. Путь провинциальной школы — «деревяшки», благо их у меня полон сарай, а видов художественной резьбы легко десяток насчитаю. К практике "привинчу" теоретическую надстройку из курсов «Народные художественные ремёсла», «Декоративно-прикладное искусство и основы композиции», «Художественный и промышленный дизайн», познакомимся с историей развития технологий, в духе новых веяний поговорим о видах собственности, предпринимательстве»,- рассудил я здраво. Буде администрация заказами нагружать так, то только во благо! Ваши материалы, наша работа. А для проверяющих у меня министерская программа есть, да и кому надо вникать в мои бумаги?
 От открывшихся перспектив захватило дух!

 Начнём помаленьку. Кое-какие наработки у меня есть с «кружковского» времени: контурная резьба, плоскорельефная, контррельефная, которой пряничные доски вырезают, прорезная, как на наличниках, рельефная, как на старинных парусниках и в храмах, а там глядишь и до скульптуры доберёмся!
 Делаю шаблоны для разметки резных элементов, подбираю образцы, доделываю кое-какие резцы. Придётся повозиться, но это того стоит!

 Сын пошёл в детсад. Серые глазки настороженно смотрят в мир. Не бойся, мой малыш, ты вырастишь большим и умным мужчиной!
 Мальчишки это всегда самолётики, машинки. Конструирую «безделушки» своему мальчику: пожарный автомобиль, бульдозер, подъёмный кран, танк, паровоз с вагоном, гоночная машинка. Сын становится их испытателем. Многие конструкции развиваются, делаются сложнее или упрощаются, утрачивая хрупкие детали.

 В журнале «Техника молодёжи» рассматриваю конструкцию гоночного автомобиля: кокпит с дугой безопасности, голова пилота в шлеме едва торчит из открытой кабины, двигатель с большими воздухозаборниками, колёса, похожее на этажерку антикрыло.
 Так, что для конструирования имеем? Пять основных деталей, не считая колёс. Двигатель — дощечка с вырезами, кокпит вырежем из другой дощечки. Форма сложная? Ничего, хороший повод научиться работать стамеской, а для разметки сделаю шаблон. В каком классе делать? Стамеска — это уже седьмой, но и семиклассники дети. Пилотом станет круглая палочка, посадим её в отверстие. Антикрыло согнём из алюминиевой банки. Колёса сделаем из пробок или подберём от старых игрушек. Этого добра у каждого пацана достаточно.
 Вожусь. Раскрашиваю, украшаю наклейками от жевачек. Красотища. Сам бы играл. Семиклашки будут в восторге! А сын? Ну, и он тоже.

 Космический самолёт. Американская многоразовая система «Спейс шаттл», наш «Буран». В фантастических книжках моего детства такие называли — ракетоплан. Аппарат летает как ракета, садится, используя подъёмную силу крыла, как самолёт.
 Корпус - простой брусок с закруглённым со стороны кабины носом, крыло вырежем из фанерного прямоугольника. Киль из обрезка, что останется при изготовлении крыла. О, да обрезков две штуки! Запас это хорошо. Всегда кто-то накосячит. Киль соединим с корпусом как "паз и гребень". Пиление прямое, справимся мелкозубой ножовкой. Такой самолёт шестиклассники потянут. Вот бы ещё придумать открывающийся грузовой отсек, можно рассказывать, как на орбите из отдельных модулей космическая станция собирается.
 А зачем открывается? Поступим проще: сделаем вырез на месте грузового отсека, на штифтах вставим туда «спутник» со стыковочными узлами-отверстиями, складывающимися солнечными антеннами из жести. Представляю, какую мальчишки станцию смогут на перемене собрать!

 В магазинах появились яркие роботы-трансформеры. Некоторые пацаны приносят в школу. Хвастают. Вещь дорогая, статусная, не у всех есть. А, почему нам не попробовать соорудить нечто похожее?
 Рассматриваю. Робот, точнее робот-андроид превращается в автомобиль или мотоцикл, танк или самолёт. Остроумно. Классная тема для проекта!
 Попробуем. С меня информация: что такое «андроид», рассказ о материалах для нашего изделия, технологиях обработки, способах соединения деталей; для примера не помешают несколько готовых образцов. Конструировать по аналогии всегда легче!
 На первом занятии ставлю задачу: проектируем робота-трансформера, отвечаем на вопросы - в какое транспортное средство может превратиться андроид? Даю задание: нарисуй, слепи макет из пластилина, продумай, как детали изделия соединены между собой, дома подготовь рассказ-презентацию о своём трансформере.
 Второе занятие начинаем с защиты проектов. На практической части делаем детали. Гудит сверлильный станок, летит стружка.
 Проект - богатое поле для творчества. Главное — не скучное. Это не бездушные шиповые соединения из урока в урок вымучивать, хоть и без них не обойдёшься. Но всему своё время и место.

 «Святые» девяностые. Свобода. Журнал «Огонёк»: «во всём виноват Сталин и коммунисты», «Гулаг», «преступления Берии», «невидимая рука рынка всё исправит». Сексуальная революция под руководством цветастой «Спид-инфо» На экране телевизора Егор Гайдар похожий на Мальчиша-Плохиша из сказки его деда, хитрая физиономия Чубайса, заряжает воду Чумак, сводит с ума Кашпировский, собирает стадионы «Ласковый май».
 На завалинке мастерской со стороны сада, там где никто не ходит, нахожу пакет с клеем. Думаю: «Наверное, обувь кто-то ремонтировал». Не знал и не догадывался, что в виде безобидного пузырька в школу пришла страшная беда.

 Сделал в коридор пару скамеек, чтобы дети могли сидеть, а не подпирать стенки, меня дожидаясь. Шурик увидел, загорелся: «Давай, во все коридоры поставим!» Не вопрос — поставим, только вначале надо изделие в план включить, технологию отработать, завхозу материал закупить, расходники. А ты как думал?
 За полгода «подымаем» директорский заказ. Школьной общественности нравится. Александр Николаевич предлагает подумать над столами и лавками для школьной столовой, прежние развалились. Подумаем, дай время.
 Справляемся и с этим заказом. Мебель получается прочная, лёгкая, много лет исправно служит школе. Древесный монолит - не прессованные опилки!

 В школе высоченные потолки, большие окна, на них гардины из алюминиевых труб с прищепками на кольцах. В классе четыре окна. Пока на все шторы повесишь — руки отсохнут.
 Как бы сделать, чтобы не надо было по стремянке скакать и руки задирать?
Гм, хорошая задача для «мозгового штурма» в десятом классе!
 Не поручусь, что мои умники сами справились с задачей, может кто видел такое решение: лёгкая, декоративная доска на металлических кронштейнах остаётся над окном. Из прорезей в кронштейнах вынимается труба с кольцами. Внизу цепляешь шторы, поднимаешь трубу, бросаешь в прорези кронштейна. И оп-ля. Готово! Наверное, домой себе такие сделаю.

 Убирался на кухне. В руки попал нагреватель для бутылочек. Мои детки уже ходят в школу, и это приспособление стало не нужным. Интересно, как оно устроено? Принёс в мастерскую, разобрал. Как и думал: нагревательная спираль, два термореле с биметаллическими пластинами - держать температуру в заданном диапазоне, лампа-индикатор. Простой автомат, такой же как утюг, автоматический предохранитель или реле тепловой защиты электродвигателя. Хорошая тема для лабораторной работе по электротехнике!
 Пока вожусь со старшеклассниками, собирая модели термореле на биметаллических пластинках рассуждаю:
 «Интересно и полезно было бы поговорить с мальчишками о Норберте Винере и кибернетике, познакомить с понятиями: системы управления, автомат, робот, обратная связь, датчик, алгоритм, программа. Ничего что у меня нет электронной базы. Автоматические устройства были известны ещё во времена античности, клянусь Героном Александрийским и антикитерским механизмом! Автомат для расчёта движения небесных тел нам не потянуть, но простой линейный программатор как на музыкальной шкатулке вполне по силам.

 Раздражает детское раздолбайство, неорганизованность, лень, бездумное желание всё ломать, поганить. Сломать палисадник, завязать узлом стальной прут, из которого сделаны качели, — это завсегда, пожалуйста. Сил на дурное дело не жалко.
 Ловлю себя на мысли: «Если бы заставил такое на уроке делать, родители сочли за издевательство над несчастненькими детками». Мелкие часто ведут себя как стая мартышек. Я, бывает, срываюсь - ору, могу и леща отвесить. Потом всегда раскаиваюсь, но дело сделано.

 Порою снится сон, что не готов к уроку, или, в порядке ночного бреда, вести надо не свой предмет, а, скажем, химию или английский. Хочешь отказаться, но отказаться нельзя — уже прозвенел звонок, и дети ждут.
 Выходишь к доске как к расстрельной стене. Краска ударяет в лицо, сердце колотится…
... но я всегда нахожу выход из ситуации!

 Должно быть, во сне я наглый, самодовольный тип. Мне бы дневному поучиться у себя ночного, нет ни наглости, хотя бы уверенности в себе, и перестать трястись, как овечий хвост, перед любым публичным выступлением.