Чужие. Лагерные хроники

Лагерные Хроники
(Из записей Марка Неснова)

                «Прошлое такое, каким мы его помним».
                Мудрость

 Аркаша Безносюк был  кандидатом исторических наук.

За аварию со смертельным исходом его осудили на четыре года колонии-

поселения.

Ни тюрьмы, ни лагеря он толком не видел.

Опасаясь, поначалу, встречи с уголовниками, он совершенно

успокоился, когда увидел простых и трудолюбивых людей.

Таких он  встречал и на воле, когда нужда заставляла общаться с

 сантехниками, сапожниками или механиками автосервиса.

Ничего страшного он в них не видел, но и уважения  эта примитивная и

 малокультурная публика у него не вызывала.

Посёлок, в котором находилась колония,  основали  поволжские

 немцы, которых Сталин сослал на север в начале войны.

В центре посёлка стояли два больших общежития, а ближе к лесу

 расположились домики для семейных.

Работать Аркадия определили в контору, где он вёл все бумажные дела.

Кроме начальника, в посёлке работали ещё два офицера и три надзирателя.

Колония заготавливала лес и вела строительство.

Работая прорабом на стройке, я часто общался с Аркадием.

Его удивляла и возмущала моя дружба с зэками, которых он откровенно

 презирал.

-Скажите, Марк, ну что у Вас, образованного и интеллигентного человека,

может быть общего с этим контингентом.

- Дорогой Аркаша – спокойно отвечал я – когда Вы  поймёте, что я и есть этот

 контингент, можно будет надеяться, что Вы в чём-то сумеете разобраться.

Кстати, этот контингент и есть тот русский народ, о котором Вы

рассказывали своим студентам.

Правда, этот народ не такой  красивый и героический, как в романах.

Но, как говориться, каков есть.

Может и последнее отдать, а может и топором спьяну зарубить.

Но народ себе не выбирают, как и родителей.
           .
            Аркадий полагал, что я говорю ерунду или прикалываюсь.

Он искренне считал, что образование и книги научили его жизни и сделали

умным и  мудрым.

Во всяком случае, умнее, чем эти сиволапые мужики, которых кроме водки

 ничего не интересует.

Когда он сказал мне, что хочет вызвать в посёлок свою жену, я посоветовал

 ему этого не делать.

-Почему? Другие вон живут и всё нормально.

И действительно, внешне жизнь колонии казалась спокойной и

 размеренной.

Поселенцам было что терять, а потому драки случались очень редко, а

 приставать к чужим жёнам считалось и неприличным, и небезопасным.

Девицы, известного толка, появлялись в посёлке регулярно.

Одни приезжали заработать.

А других заманивали разными правдами и неправдами, а тут уже пьяными

 удерживали по нескольку недель.

Начальство старалось этого не замечать, если все проходило тихо и без

 тяжёлых последствий.

Таким, как Аркадий, ничего такого известно не было, потому что он был

 далёк от реальной жизни посёлка.

Я всячески отговаривал его от «безумной» затеи привезти из Москвы жену,

но он меня не слышал.

Жена его, Аня, оказалась симпатичной, наивной, восторженной и модной

 московской дамочкой.

К окружающим она относилась хорошо, искренне полагая, что её внимание

 должно их осчастливить.

Окончательно я убедился, что она ещё глупее Аркадия, когда на свой день

 рождения она пригласили десяток гостей и устроила им шведский стол с

 канапе и сухим вином, потому что «так принято в Европе».

Привыкшие к другому застолью, гости разошлись трезвые и голодные,

пообещав себе никогда больше не бывать у этих «идиотов».

Но я продолжал с ними общаться, потому что, несмотря на свою житейскую

 инфантильность, людьми они были начитанными и интересными.

О том, что Аня стала погуливать, я узнал от замполита Скворцова, которого

 она удостоила теплотой своей души и тела.

Кого она ещё  этим удостаивала  меня интересовало меньше всего.

Пусть голова болит у Аркадия.

Но, он, похоже, ни о чём не догадывался.

Наверное, это так и осталось бы для него тайной, если бы, в один

 прекрасный день, Аня не пропала.

Я нисколько не удивился.

Хитроумные и циничные урки, зная о её похождениях, могли её обманом

 напоить и уволочь к себе в общежитие на радость всему коллективу.

Главное, что она дала им повод.

А это уже полностью оправдывало их в  собственных глазах.

С приличными жёнами так поступать было не по понятиям, да и

 небезопасно.

Остальное уже по схемам, отработанным годами.

Сам Аркадий никогда бы её  не нашёл, потому что с ним никто  не

 разговаривал.

В панике он прибежал ко мне.

Я взял с собой приятеля Валерку Рустамова, и мы разыскали пьяную до

 бесчувствия Аню в каптёрке общежития, куда уже выстроилась

 живая очередь.

После долгих переговоров, уговоров и запугиваний, нам с Валеркой удалось,

за десять бутылок водки,  вернуть Аню мужу, который срочно

 отправил её в Москву, где она, наверное, долго отходила от своих

 приключений.

Во избежание проблем, самого Аркадия начальство перевело в другую

 колонию.

Прошло около пятнадцати лет, когда я  встретил их в ресторане

«Макдоналдс», который впервые открылся в Москве.

Они сделали вид, что не узнали меня.

Наверное, в придуманном ими прошлом, для меня места не было.

Я не обиделся.

Если им так легче, то пусть живут, как умеют.