Советы деда Федора

Александр Дробноход
       В этот день ловля рыбы как то не заладилась. Клева как такового не было. Поймали всего несколько красноперок. Пойманная рыба стояла в ведре почти неподвижно, шевеля плавниками, выпуская наружу маленькие пузырьки отработанного воздуха. Слабый ветерок обдавал своим теплом тела рыбаков сидящих на берегу пруда под старой ивой.
   
 В глазах молодого Ванюшки царила пустота. Федор Иванович, дед Вани, внимательно посмотрел на внука, вздохнул. Касаясь морщинистой рукой, сказал: «как мне грустно на тебя смотреть, ведь ты молодой,красивый, умный парень, а в данный момент ведешь, себя как старик, доживающий последние минуты своей жизни. Ты же живешь деревенской жизнью. Оглянись вокруг, внимательно посмотри на чудо природы наших мест. Какой пленяющий запах цветов, разнотравье, щеголяющее своим окрасом от светло-зеленого до изумрудного. Глазом не окинешь нашу степь, нашу кормилицу, перенесшую в свое время  суровые годы войны и стихии, но она выдержала все".

    В это время пролетели перекликаясь журавли. Федор Иванович вспомнил, как каждую весну ждал их. Знай, что над  нашей Лопанкой эти милые птицы будут ранней весной пролетать. Федор Иванович замолчал, после чего тихо, почти шепотом произнес:
- А  ты послушай,как стрекочут цикады,кузнечики. А в вечернее время то здесь, то там исполняют свою арию сверчки. Обрати внимание на обилие певчих птиц, захлебывающихся от пения своих песен на разные голоса. Такого в городе не увидишь и не услышишь. Это богатство наше-деревенское. Природа щедро наградила деревню душевной красотой, являющейся для нас второй таблеткой.
- Скажи мне, Ванюша, кто кроме вас, молодых будет заботиться о своем крае,где ты родился и вырос. Чтобы деревня наша жила, чтобы пшеница  росла и в садах вишня цвела. Чтобы как в моей молодости вы слышали крик петухов, по которым мы определяли время, а вечерами, чтобы разносились песни  парней идущих на свидание, чтобы жизнь там кипела, а ты Ванюшка, гордился ею.

  Внук  улыбаясь, прильнул к деду Феде всем телом.  Гладя в глаза с завистью сказал:
-А все-таки дедуля, можешь ты сказать нужные, убедительные  слова.
 - Поживи с моё, узнаешь!- и, обнимая своего любимца, Федор Иванович смачно поцеловал в  макушку внука. Освободив внука от объятий, он вытер слезу  и сказал:

- Всю жизнь торопимся куда-то.  Глядишь, а жизнь прошла, ей возврата нет.  Дети мои уже папами и мамами стали, но нет со мной моих мамы и папы, их давно на свете нет. Остались в моей памяти их усталые лица, лица моих милых и родных.
     Бывало посмотришь в зеркало – видишь красивого, статного, с шевелюрой, торчащей из под фуражки с цветком и радуешься, «Как жизнь хороша!»
  Куда эта красота делась? Появление морщин начало раздражать. Ванюшка, если бы ты знал, как хочется вернуться в свою  юность, но тут же понимаешь, что к ней возврата нет.  Но …ничего не вечно на земле.  Как однажды в разговоре сосед  Жора,по прозвищу Жора ли-да-да выразился: «не поверите, я смерти не боюсь, но как вспомню, что  закопают, а оттуда я уже никогда не вернусь. Вот потому я и не спешу туда!»

    Так что не бежите по жизни, не торопитесь, не замечая своих пройденных лет, не забывайте родных и близких. Цените каждый прожитый день, живите, радуйтесь. Помните, что самая большая драгоценность на земле - это родные люди. Их нельзя заменить, и их не так уж много у каждого из нас.
    Они учат нас, как любить, ценить друзей и не стонать от боли. Они научили нас жить, а не выживать. Так что живи Ванюша, чтобы каждый год, подаренный  судьбою, ты мог прожить с высоко поднятой головой!

   Минуты две рыбаки сидели молча, после чего Ванюшка, глядя на Федора Ивановича сказал: «Убедил!  Уговорил меня, как командир солдат идти в атаку!   Я готов использовать твой жизненный опыт, твои знания в своей жизни. Приложу все силы, чтобы село жило, строили больницы, школы. Чтобы село утопало в цветущем саду.  Обещаю тебе, дедуля, быть настоящим хозяином земли нашей родной».

   Пришла пора покинуть пруд. Начали собирать вещи и вдруг,  настойчивый стук сторожка об удилище нарушил спокойствие. Ванюшка сделал подсечку. Ого! Вот это удача! Там далеко, в метрах пятидесяти, сидела на крючке огромная рыба, она сопротивлялась, не давая сдвинуться с места. Ослабив леску, дал возможность продвинуть вперед.  Полчаса, а то и больше, потребовалось для того чтобы выудить ее на берег. Ванюшка выпучив глаза, как у рака. С удивлением смотрел на огромного сазана. Окинув взглядом, дед Федор произнес:
 - Килограмм на пять потянет!
-Ну, а если по  честному?
-Ну, килограмма четыре,- недовольно ответил он.
-Ну а если?-допытывался внук.
Вздохнув, Федор Иванович  ответил убедительно:
- А если честно, то килограмма три будет, это точно!  Ну какой же ты, внучок, настырный!  Не даешь деду порадоваться!  Да, такого улова я и не ожидал.

      Выглянуло солнышко из-за уходящей  на запад тучи. Былая гладь пруда покрылась волною.
- Это сазанья пора. Сазан любит в такую погоду браться! - прищурив правый глаз, глядя на воду, сказал Федор Иванович.
 Но пришло время покинуть пруд. Собрав свои вещи и улов, они не спеша направились к дому. Ванюшка был доволен не только уловом, но и полезным душевным разговором.  Взяв за руку Федора Ивановича, Ванюшка с гордостью высказал деду все, что с души с силой  рвалось наружу.
- Дедуля, я горжусь тобой!  Ты для меня, как маяк для моряков, ты самый родной, любимый, а главное, я считаю - ты самый крутой!

   Федор Иванович с улыбкой посмотрел на внука. Украдкой вытер слезу радости, сказал: « спасибо».
  А  дома  их встретила с распростертыми руками  баба Наташа со словами: «ну рыбачки, похвалитесь своим уловом». Федор Иванович послушно протянул жене ведро с двумя рыбешками.
- Не густо,- сказала хозяйка, а я то и  сковороду поставила на плиту.
-Ну, а ты внучок, чем порадуешь?- посмотрев на внука уже с потухшей улыбкой. Ванюшка достал из-за пазухи  букетик полевых цветов и преподнес своей любимой бабуньке. Та расплылась в улыбке, обняла,поцеловала, поблагодарив внука за цветы.
- Огромное спасибо за душевный подарок. Ну, а рыба то твоя где, дедову я уже видела.

    Ванюшка до сих пор державший свою рыбу за спиной, протянул свой улов. Раскрыв сумку глаза бабы Наташи расширились от  увиденного до неузнаваемости. Сложив руки на груди,  произнесла:
- Вот это улов!  А ты дед, видно у внука взаймы взял парочку для отмазки, мол, дескать был на пруду.  Да, вот теперь будет у нас  и жареная рыбка и  свежая ушица, - торжественно сказала Наталья Егоровна.

 Сгребла улов в охапку, спешно удалилась на кухню и через некоторое время  оттуда потянулись  приятные запахи жареной рыбы. Вскоре они услышали «ну, рыбачки, пора и  за стол!»

    Потирая ладони, Федор Иванович предвкушал  съесть кусочек жареного сазана, но Наталья Егоровна поставила тарелку с хорошими двумя кусками  румяной рыбы  внуку,а  ему две еле заметные на тарелке «рыбины».
- А что так?- с недоумением спросил он.
-А чево й ты  так удивляешься? Что посеешь, то и пожнешь.
- Ну вот тебе. Опять незадача!- поскреб  Федор Иванович  затылок одной рукой. - Это, что Егоровна,  намекаешь " как по топаешь, так и по лопаешь!- при этом смешно закатил глаза и сделал страдальческое лицо.
-Угу,угу,-еле сдерживаясь, закивала хозяйка,

   Все рассмеялись, особенно смеялся Ванюшка. На душе был праздник и он с улыбкой произнес:
- До чего же сегодня у меня удачный день!
Он поднялся из-за стола,  поцеловал дедушку и бабушку и спокойно уселся доедать  рыбу.





          Дробноход А.Я.      с. Лопанка





 фото  взято из интернета