Село Белокаменка. Не просто точка на карте

Александр Ерошкин
В интереснейшее время мы живём. В Швеции объявили новых лауреатов премии в области физики, связанной с климатом, с климатической моделью Земли. Доктора наук, академики, профессора делятся впечатлениями, естественно, говорят на непонятном научном языке с использованием множества терминов. Я слушаю и вспоминаю почему-то сказку  Ганса Христиана Андерсена о голом короле. Главное, что речи очень убедительны, а лауреаты отличаются очень высокой долей цитируемости. Бог им судья.

Хочу сказать о реальном деле. О нём я узнал на канале «Объясняю на пальцах». Оказывается, в  России уже строят гигантскую верфь для производства судов из железобетона. Я видел такую баржу на Каме в далёком 1962 году. Мы тогда решили, что она сделана столь примитивно не от хорошей жизни. Рядом работал земснаряд, добывающий песок со дна реки, а на железобетонной барже, которая неподвижно стояла на берегу, была, похоже, какая-то мастерская. Мы так и не выяснили, передвигалась она или всегда стояла на одном месте.

Железобетонное судостроение действительно существуют. Лет сто назад железобетонные суда производили все ведущие морские державы мира – США, Великобритания, Голландия, Франция, Норвегия, Швеция, Италия, Германия и т.д. Увиденное нами во время школьного похода подтверждает, что и в Советском Союзе их строили.

Особенно активно бетонные суда строили во время Первой Мировой, ведь бетон намного дешевле качественной судовой стали и более устойчив к бомбовым ударам. Автор публикации утверждает, что бетонная баржа способна выдержать взрыв 100 килограммов тротила непосредственно под днищем. Стальные конструкции такой прочностью не отличаются.

Всего в начале 20 века было построено свыше 1000 железобетонных кораблей. Средний такой корабль имел водоизмещение 6000 тонн. В основном, конечно, это были «мирные» корабли – паромы, баржи, буксиры и т.д.  Для военных целей бетонный корабль слишком неповоротлив и медлителен.

Почему бетонный корабль не тонет? Подчиняется той же силе, которая держит на плаву любые другие корабли. А плотность железобетона в 3 раза ниже, чем у стали, и если один кубометр стали весит примерно 8 тонн, то такой же объем железобетона потянет на две с половиной  тонны.

В общем, у  судна из бетона стенки бортов  придется делать намного толще, чем из стали, но плавающий бетон вполне имеет право на существование.

Массовое производство бетонных судов было налажено в послевоенной  Германии, изготовили 50 бетонных барж. А в СССР штамповали бетонные плавсредства сразу на нескольких верфях.

И вот теперь в России вспомнили прошлое и начали строить абсолютно новую верфь, которая также будет заниматься бетонным судостроением для нужд Северного морского пути (СМП).

Строить их будет «Центр Строительства Крупнотоннажных Морских Сооружений» (ЦСКМС).

Стройка развернута на Кольском полуострове, недалеко от Мурманска, в поселке Белокаменка.

Поселок расположен на берегу Кольского залива и имеет непосредственный выход в Баренцево море.

Оценочная стоимость проекта – 120 миллиардов рублей, это примерно  половина от стоимости моста в Крым. Это будут не просто плавающие бетонные баржи, это целые заводы по добыче и сжижению природного газа в Арктике.

ЦСКМ собирает плавающий бетонный завод, этот завод буксируют в нужную точку Северного Ледовитого океана, затем прикрепляют его ко дну и начинают добывать природный газ с последующим «превращением» в СПГ (сжатый природный газ), отгружая готовый продукт на корабли.

Это значит, что строится не просто верфь, а  целый конвейер по изготовлению  плавающих СПГ-заводов. Размеры этих будущих заводов колоссальны. Полная масса – 600 000 тонн. Это в 6 раза больше, чем у любого авианосца и в 12 раз больше, чем у «Титаника»!

Для изготовления столь гигантских  сооружений в селе Белокаменка, в ЦСКМ будет два сухих дока,  самых больших в России. Габариты каждого – 400 на 175 метров. То есть, в сумме они будут занимать 14 футбольных полей.
И на всей этой площади будет кипеть работа, ведь  планируется изготовить несколько десятков заводов,  причем,  одновременно планируют строить сразу по три  завода. Трудиться на этом производстве будут 15 000 человек, а сейчас верфь создают  почти 10 000 строителей. Вот она, самая настоящая стройка века. Но пресса о ней молчит.

За Арктику взялись крепко, основательно и по-настоящему. Меня радует размах арктических проектов – портов, дорог, ледоколов, газовозов, спутников связи, оптоволокна, военных баз.  Создаются условия для будущего устойчивого развития не только России, её друзей, но и всей планеты.

А ещё мне нравится, с каким оптимизмом рассказывается об освоении Арктики  на канале «Объясняю на пальцах».