Братишка

Алексей Смелов
БРАТИШКА

Алексей Смелов

Оригинальный сценарий



© Смелов Алексей Анатольевич
Mail: all299@mail.ru

ИНТ. ПОМЕЩЕНИЕ МУЗЕЯ   ДЕНЬ

ТИТР – «КАТОРГА СОЗДАЕТ КАТОРЖНИКА». ВИКТОР ГЮГО.

Группа детдомовцев стоит возле экспозиций и слушает шестидесятилетнего хранителя тюремного музея ОЛЕГА ЛЕОНИДОВИЧА.

На стене видим большую надпись – «ТЮРЬМА - ДЕЛО ОКАЯННОЕ, И РАБОТАТЬ В НЕЙ ДОЛЖНЫ ЛЮДИ ТВЕРДЫЕ, НО ДОБРЫЕ И ВЕСЕЛЫЕ».

ОЛЕГ ЛЕОНИДОВИЧ
А теперь, ребята, от исторической части нашего музея перейдем к основной экспозиции, где вы можете увидеть всевозможные предметы, сделанные руками осужденных.

ПАЦАНАМ и ДЕВЧОНКАМ от силы лет восемь-девять. И хоть стоят они смирно, под неусыпным руководством их воспитателя ВЕРЫ РАФИТОВНЫ(39), зоркие глазки их суетливо бегают по необычным экспонатам,  норовя, что-нибудь, да стащить себе в карман в качестве трофея из центрального СИЗО.

ОЛЕГ ЛЕОНИДОВИЧ
Здесь вы можете наблюдать вещи из быта заключенных. Отмычки, ножи, заточки, самодельные четки. Вот, можете подержать.

Старик берет четки и дает их в руки ребятам. Девчонки и мальчишки жадно хватают руками четки и щупают их пальцами.

В группу протискивается главарь детдомовцев наглый МИХА(9), за ним и его шустрый кореш ХАРЯ(9).

МИХА
Ну-ка, дай.
(выдергивая из пацанячих рук)
Ни че, так.

Миха начинает перебирать четки пальцами, как заядлый сиделец.

ХАРЯ
Дай мне.

МИХА
Да погоди ты, ща дам.

Покрутив еще на пальцах четки, он отдает их Харе.

МИХА
А это что?

Парень показывает на колоду самодельных карт с изображением раздетых женщин и берет одну в руки.

ОЛЕГ ЛЕОНИДОВИЧ
Это игральные карты.

МИХА
(вполголоса Харе)
Смотри, сиськи какие.

ХАРЯ
Ага,
(смеется)
у Катьки скоро такие же вырастут.

Все смотрят на стоящую в стороне полноватую КАТЮ(8) и начинают хихихать. Девочка, краснея, показывает им кулак.

ВЕРА РАФИТОВНА
Михалев, Харитонов! Я вам сейчас.
(грозя пальцем)
А ну, положите на место!

Воспитатель забирает карту и кладет обратно на стенд.

ВЕРА РАФИТОВНА
Еще что-нибудь ляпните и пойдете обратно в автобус.

Миха фыркнув и изобразив гримасу за спиной воспитателя, протягивает руку к другим предметам.

МИХА
(обращаясь к старику)
А это?

Детдомовец бесцеремонно берет в руки кружку.

ОЛЕГ ЛЕОНИДОВИЧ
Это кружка с двойным дном.

Олег Леонидович вежливо забирает из рук парня кружку и открывает ее потайную часть, показывая всем чудо экспонат.

МИХА
Круто. Это что?

Миха опять тянет руку, но старик его опережает и сам берет в руки тапочек.

ОЛЕГ ЛЕОНИДОВИЧ
Тапочек с тайником для мобильного телефона в подошве.

Олег Леонидович отгибает подошву, и все видят внутри небольшой кнопочный телефон внутри.

ВЕРА РАФИТОВНА
Надо же, никогда бы не додумалась.

МИХА
Все, Вера Рафитовна, теперь мы знаем куда прятать сигареты от вас.

Все ребята громко и с удовольствием ХОХОЧУТ.

ВЕРА РАФИТОВНА
Угомонись уже, Михалев!

ОЛЕГ ЛЕОНИДОВИЧ
А вот это
(показывая на мешок)
самодельный бронежилет, набитый 26 килограммами соли и конфискованный у готовящегося к побегу подследственного.

ДЕТСКИЕ ГОЛОСА(ЗК)
Ух, ты!

Детишки начинают щупать экспонат.

МИХА
Это что, граната?

ОЛЕГ ЛЕОНИДОВИЧ
Да. Муляж гранаты из хлебного мякиша. Конфискована в ходе осмотра камеры.

МИХА
Мне бы такую. А это что за ручка?

ОЛЕГ ЛЕОНИДОВИЧ
Это? Шариковая ручка, в которую вмонтирован нож, некогда принадлежавший «вору в законе».

Олег Леонидович берет ручку и раскрывает ее на две части. С одной стороны ручки видно острое металлическое лезвие.

В помещение входит высокий улыбающийся МАЙОР.

МАЙОР
Ну что, ребята, интересно?

ДЕТСКИЕ ГОЛОСА(ЗК)
Да! Да! Да…

МАЙОР
Отлично! Тогда идем дальше! Экскурсию продолжим осмотром камер подследственных, а потом отведаете настоящий тюремный обед!

ВЕРА РАФИТОВНА
Так, ребята, выходим из музея за товарищем майором! А Олегу Леонидовичу громко скажем спасибо.

ДЕТСКИЕ ГОЛОСА(ЗК)
Спасибо!

Группа выходит из помещения.

ИНТ. КОРИДОР СИЗО   ДЕНЬ

Группа ребят парами идут вдоль коридора длинного помещения. В конце группы идут Миха и Харя.

МИХА
(показывая Харе)
Смотри.

Миха осторожно достает из кармана сворованную ручку с заточкой.

ХАРЯ
Ого, круто. Дашь потом подержать?

МИХА
Дам.
(поднося палец ко рту)
Только, т-с…

Экскурсионная группа подходит к металлической решетке. СЕРЖАНТ(26) открывает замки и стальные двери со скрипом открываются.

МАЙОР
Спускаемся вниз.

Процессия медленно спускается вниз по обшарпанной винтовой лестнице. За спинами слышится скрип и металлическая дверь этажа закрывается на замки.

Группа подходит на нижний этаж, где их ожидает другая решетчатая дверь с ДРУГИМ ОХРАННИКОМ(33).

Двери открывают и ребята с воспитателем проходят в длинный, но хорошо освещенный старыми казенными лампами коридор.

Ребята идут молча вдоль металлических грязно-коричневых дверей камер, окрашенных несколькими слоями старой облупившейся краски. Из некоторых камер доносятся приглушенные звуки. В воздухе витает запах затаившейся скорби вперемешку с кислыми щами тюремной столовой.

Все останавливаются у 37 камеры, где их уже ожидают один ПРАПОРЩИК(40) и двое СЕРЖАНТОВ(24,22).

МАЙОР
Открывайте тридцать седьмую.

ПРАПОРЩИК
Есть, товарищ майор.
(сержантам)
Открывайте и выводите подследственных.

1 СЕРЖАНТ(22), БРЯКАЯ увесистой связкой ключей, отпирает замки и открывает двери камеры.

2 СЕРЖАНТ(24) заходит внутрь камеры.

2 СЕРЖАНТ(ЗК)
Дежурный!

ГОЛОС АРЕСТАНТА(ЗК)
Я, гражданин начальник!

2 СЕРЖАНТ(ЗК)
Руки за спину! На выход!

1 АРЕСТАНТ(29) выходит в коридор. Его встречает 1 Сержант.

1 СЕРЖАНТ
К стене!

1 АРЕСТАНТ(29) становится лицом к стене.

2 СЕРЖАНТ(ЗК)
Второй на выход!

2 АРЕСТАНТ(27) выходит в коридор и становится рядом с 1 Арестантом тоже лицом к стене.

2 СЕРЖАНТ(ЗК)
Третий на выход!

3 АРЕСТАНТ(22) выходит в коридор и становится рядом со 2 Арестантом лицом к стене.

2 СЕРЖАНТ(ЗК)
Четвертый на выход!

4 АРЕСТАНТ(19) выходит в коридор и становится рядом с 3 Арестантом лицом к стене.

2 Сержант выходит из камеры.

2 СЕРЖАНТ
Можно заходить, товарищ майор.

МАЙОР
Проходите, ребята, и посмотрите, как живут в тюрьме настоящие преступники.

Мальчишки и девчонки, толкаясь, протискиваются через дверной проем в душную камеру. Последним к камере подходит Миха. Он смотрит краем глаза на подследственных у стены.

4 Арестант поворачивает голову в сторону Михи и они встречаются взглядами.

4 АРЕСТАНТ
Мишка? Ты?

Миха застывает на месте и, не веря своим глазам, делает шаг в сторону заключенных.

МИХА
Андрей? Андрюха! Это мой брат!

Миха срывается с места, подбегает к брату и они обнимаются.

МИХА
Андрей! Андрюшка! Куда ты пропал? Мы тебя искали!

Замешкавшаяся охрана с недоумением смотрит на ошарашенного майора.

4 АРЕСТАНТ
Да, я там, по малолетке попал! Как мама, где она?

МИХА
Мама! Она умерла, Андрейка! Мамы нет! Лизу другие люди усыновили, меня в детдом забрали!
(начиная громко плакать)
Мамы нету! Андрей! Ее нет! Она говорила, что ты в армию ушел!

Майор незаметно кивает головой в сторону Прапорщика.

4 АРЕСТАНТ
Как умерла? Ты чего! Мишка, братишка мой!

Прапорщик с 1 Сержантом хватают 4 Арестованного и пытаются оттащить его к стене.

4 АРЕСТАНТ
 (охранникам)
Уйдите! Отпустите! Это мой братишка! Мишка! Мишка! Где мамка!

Братья так сильно держатся друг за друга, что охрана не в силах разнять их.

МИХА
Это мой брат! Не трогайте его! Отпустите!

Все дети с Воспитателем выбегают из камеры и смотрят на братьев.

К охране подбегает 2 Сержант и Майор.

4 АРЕСТАНТ
Руки уберите! Гады!

Всеобщими усилиями, они, наконец, разъединяют их и растаскивают по разным сторонам.

4 Арестанта быстро кладут лицом в пол и надевают наручники.

4 АРЕСТАНТ
Отпустите! Волки позорные!

4 Арестант сопротивляется охранникам, извиваясь и пиная ногами инспекторов. Слезы горести появляются на глазах старшего брата.

МИХА
Отпустите его! Не трогайте!

4 АРЕСТАНТ
Миха, братишка! Береги сестру! Мамку не забывай! Я вернусь, слышишь меня! Я обязательно вернусь! А…

Прапорщик коленом жестко прижимает лицо 4 Арестанта к полу. Старший брат хрипит от боли и горести, отчаянно пытаясь вырваться из рук трех инспекторов.

МИХА
Гады!

Миха выхватывает ручку, расчехляет ее и с КРИКОМ бежит с открытой заточкой на охранников.

Опытный майор, быстро сообразив, хватает Миху за руку и выбивает заточку. Затем хватает самого пацана за шкирку, и,  подняв над полом, оттаскивает того в сторону.

МАЙОР
Ну, малец! За братом хочешь?

Миха беспомощно машет руками.

МИХА
Отпустите! Это мой брат! Андрей…

Глаза Михи слипаются, и он теряет сознание.

По коридору быстро приближается группа из нескольких охранников.

НАТ. УЛИЦА  ДЕНЬ

Возле ворот следственного изолятора стоит автобус. Внутри сидят дети.

Вера Рафитовна и майор стоят у открытых дверей автобуса.

ВЕРА РАФИТОВНА
(покорно)
Товарищ майор, вы уж простите ради бога за нашего подопечного. С ним одни проблемы. Даже не знаю, как загладит вину перед вами.

МАЙОР
(крутя в руках заточку)
Ничего не надо заглаживать, Вера Рафитовна. Главное, что все обошлось. Честно признаться нам тоже эта шумиха ни к чему. Постараемся по-быстрее забыть об этом инциденте.

Майор открывает заточку и осторожно проводит пальцем по лезвию ножа.

МАЙОР
А за парнем смотрите. Если и дальше так пойдет, то я не завидую его судьбе. Ну, бывайте.

Они жмут друг другу руки. Воспитатель залезает в автобус и машина уезжает.

ИНТ. В АВТОБУСЕ  ДЕНЬ

Воспитатель сидит рядом с ВОДИТЕЛЕМ(55), посматривая в сторону насупившегося Михи.

ВОДИТЕЛЬ
Что там? О чем договорились?

ВЕРА РАФИТОВНА
Вроде пронесло. Ладно, знаем их уже не первый год.

ВОДИТЕЛЬ
А с этим что?

ВЕРА РАФИТОВНА
Не знаю еще. Наверное, будем избавляться. Переведем куда-нибудь от греха подальше.

ВОДИТЕЛЬ
Не жалко, парня-то?

ВЕРА РАФИТОВНА
Слушай, я уже давно перестала их жалеть. Своих жалеть надо.

Водитель, держась за руль, осуждающе смотрит на воспитательницу.

ВЕРА РАФИТОВНА
Что уставился, педагог. И ты туда же? Крути, давай баранку. Твое дело не хитрое. А с ними я сама разберусь.

Вера Рафитовна тяжело вздыхает и отворачивается к окну.

Автобус останавливается на светофоре.

Рядом с автобусом останавливается грузовик с огромным металлическим контейнером на прицепе с надписью – «ПЕРЕДВИЖНОЙ ЗООПАРК».

В контейнере виднеется решетчатое окно, через прутья которого высовывается морда огромного белого медведя.

Полноватая Катя встает с места и, показывая в сторону контейнера, громко кричит.

КАТЯ
Смотрите, белый медведь! Это настоящий белый мишка!

Радостный детский ГУЛ мощной волной накрывает автобус. И вот уже со всех окон слышны восторженные детские возгласы и маленькие ручки одна за другой тянутся в сторону металлической решетки.

ВЕРА РАФИТОВНА
Господи! Да что же это такое! А ну, сядьте! Все по местам! Я сказала, сидеть!

Из контейнера напротив белый медведь, почувствовав интерес к своей персоне, еще громче начинает реветь, просовывая свой огромный мохнатый нос сквозь прутья.

Дети радостно прыгают ногами по креслам, и лишь один Миха сидит спокойно, не шевелясь, грустно смотря, напротив, на не завидную судьбу белого мишки. Он, как и Миха, попал в хитрый безжалостный капкан под названием жизнь.