Единица первая и последняя

Аля Хатько
 

Сегодня день учителя и мне хочется добрым словом вспомнить о тех, кто давал мне «путёвку в жизнь». Родилась я в деревне и школу закончила также в деревне. Обучение проходило у нас на родном языке, на белорусском. Четыре года с нами была одна учительница, а вот в пятом классе уже пришлось привыкать к другим. Училась я хорошо, не была круглой отличницей, но и в троечницах не числилась. Не знаю по какой причине, но невзлюбила меня учительница русского языка. Хотя я очень любила и русскую литературу, и русский язык. И вот как-то мы проходили правописание числительных. «Кобра», так мы и старшеклассники, называли её, вызвала кого-то из моих одноклассников и спросила:
-Почему в числительном «Одиннадцать» пишется два н? Мальчишка начал отвечать, но она тут же прервала его и поставила в журнал единицу. Желающих ответить на этот вопрос было много, поднялся лес рук. Она поднимала по очереди других ребят и не успеет тот открыть рот, как она ставила единицу и садила на место. Дошла и ко мне очередь. Я бойко начала отвечать:
-В слове «Одиннадцать» надо писать два н потому, что….
-Садись, единица!
Мы хоть и детьми были, но прекрасно понимали, что с учительницей происходит что-то непонятное, слишком нервная она.
 
В классе стояла гробовая тишина. А нашу учительницу начало трясти от негодования и, наконец, она как ошпаренная выскочила из класса. Мы так и сидели в недоумении. Наконец к нам вошла её сестра, она вела в школе белорусский язык. Посмотрела в журнал и схватилась за голову. Журнал пестрел единицами. Молча вышла, отсутствовала минут десять, потом вернулась и продолжила вести урок вместо «Кобры». В конце урока я не выдержала и спросила:
-Так скажите за что нам ставили сегодня единицы?
-За ударение!
?
-На русском языке в слове одИннадцать, ударение ставится на И, а в белорусском на А – одиннАдцать. Вот мы все, как истинные белорусы начинали свой ответ, что в слове одиннАдцать, и тут же получали единицу.
На всю жизнь я запомнила это правописание. Да и не только это. После каждого домашнего задания или классного, меня оставляла учительница после уроков делать работу над ошибками. Вот всем прощалось, они могли и дома сделать эту работу, а мне никак нельзя было, надо было по несколько раз переписывать одно и то же.
  Может поэтому я и вспомнила сегодня именно её, нашу учительницу русского языка и литературы. Нет, невзирая на свои детские обиды я люблю русский и пишу свои рассказы только на русском языке.