Пьеса. Черта

Анатолий Южанин
                Черта
                Пьеса в двух действиях
Действующие лица
Похитители:
Сергей Лабузов, молодой человек 30-35 лет, несколько инфантильный
Ирина, его жена, 30 лет, ярко одетая, короткая стрижка, курит
Светлана, его сестра, 18 лет, миловидная
Андрей, его приятель, 20 лет, неряшливый, курчавые волосы
Мария Сергеевна, мать Сергея, полная, неряшливо одетая, седая, с злыми глазами

Виктор Иванович Петренко, врач, заложник, 40-45 лет, опрятно одетый, в галстуке

                Сцена:
        Дом. В доме кушетка,  стол, несколько стульев, кухонный шкаф, рукомойник.

                Время: 2000-ый год. Страна: Россия.
                Действие I
                В комнате Сергей, его жена, Андрей и доктор.
Сергей (снимает капюшон с головы доктора): Вы кто есть? Как ваша фамилия?
Доктор: Виктор Иванович Петренко, терапевт.
Андрей: А разве вы не Сазан? Сазонов Петр Иванович, владелец компанией ООО Микс?
Доктор: Нет, мы просто живем в одном подъезде.
Андрей: А как похож на Сазана… Да и плащ такого же цвета.
Сергей: Да, Андрей, что же мы с тобой наделали? Что же нам делать? Ведь мы похитили совсем не того человека, который нам нужен.
Ирина (вмешиваясь): Ничего. Сдерем выкуп и с его семьи. Терапевт, хоть не  много, но  получают от больных  благодарности. Тем более, живет он в элитном доме, наверняка есть машина, дача, только нужно разумно обозначить сумму, чтобы было по силам жене доктора. Вы же женаты доктор, правда?
Доктор: Да, женат. Она, правда, моложе меня на шестнадцать лет, но у нас маленький ребенок, Алексей, три года, веселый парень.
Ирина: Нам без разницы. Если хотите разжалобить, то у вас ничего не получится.
Сергей (ходит): Что делать, как быть… Как думаешь, Ирина, сколько денег за него запросить? Сколько может жена за него дать и как может быстро собрать деньги? (обращаясь к доктору) Доктор, как думаешь, сколько стоит твоя жизнь? Миллион, два, десять? Сколько ты успел за жизнь заработать? Ну, жена продаст машину, дачу, займет у друзей, думаю, миллионов десять мы за твою жизнь запросим. А при встрече можно и поторговаться.
Ирина: Так, ты его телефон уничтожил? Ах, этот Андрей, юродивый… Если бы я была вместе с вами, то я бы уж ни за что не перепутала его с Сазаном, у него и походка другая, и манеры, видный мужчина. Только вы могли, бездари, перепутать.
Сергей: Я-то что, доверился Андрею, да уж больно сильно на Сазана похож, и подъезд тот же.
Ирина: Что вы, мужики, в мужчинах разбираетесь? Ничего вы в них не понимаете, только о бабах и трещите по пьяному делу.
Сергей: Так, давай решим строго. Доктора одного не оставлять, постоянно быть с ним. Если мы с Андреем уедем, то ты должна быть с ним. Или сестра.
Андрей: Хотя на сестру надежды нету. Молодая она, да и не ссилит с ним, если тот вздумает побежать.
Сергей: Да куда ему бежать? В лес, в болото, дороги он не знает. Телефонной связи здесь нет. Пускай бежит! Или утонет, или заблудится. И нам легче. Все концы в воду.
Ирина: Но выкуп все-таки с него получить надо. (обращаясь к доктору). Диктуй номер телефона своей жены.
Доктор: Все равно вас поймают и посадят. Лучше отпустите меня, а я все забуду и жаловаться на вас не буду. Иначе вы сами себя загоняете в клетку, из которой выход только на эшафот.
Ирина: Доктор, да вы философ. Знайте, что нам терять нечего. Назад дороги нет. Или мы получаем за вас выкуп, или сами понимаете что.
                Входит Марья Сергеевна.
Марья Сергеевна: Как что? Вы что, без меня уже все решаете? Хотели кинуть меня? А кто вам идею такую дал?
Ирина: Мать, тут вышла заминка серьезная… Вместо Сазана Сергей с Андреем какого-то плегавенького  докторишку привезли, перепутав его с нашим клиентом у подъезда.
Марья Сергеевна: Я так и знала, что что-то пойдет не так. Никому нельзя доверить серьезное дело. Все нужно контролировать самой. Ты, Сергей, учился, и кто ты есть? Вор, мелкий воришка? Ни одного дела по-крупному сам сделать не можешь, и напарника подобрал себе такого же.
Сергей: Да я ничего. Что нужно, все исполню. Сейчас вот решили ехать, назначить встречу с женой доктора, решили запросить десять миллионов.
Марья Сергеевна: Да что там десять миллионов? Просите двадцать. Ничего. Найдут деньги. А в полицию пойдут, значит, его больше не увидят. И кормильца потеряют, и мужа.
Андрей: Да где ж им столько денег взять?
Марья Сергеевна: Молчать! Я сказала, и точка. А нет, так легче его убрать, чем с вами лясы точить. Собирайся, Андрей. С Сергеем езжайте в город, назначайте встречу с женой. Ты, Ирина, узнай по своим каналам, обратиться ли супруга в полицию насчет похищения, а я уж доктора тут со Светкой буду охранять.
                Ирина, Андрей и Сергей уходят.
Марья Сергеевна: Да, доктор, задал ты нам задачу. Но дело сделано, и нам терять нечего. Или пан, или пропал. А без денег, сам знаешь, жить невозможно. А нашей семье и подавно. Был муж, кормил, поил, одевал, он детей выучил, а толку? Все разгильдяи и слабовольные, и ничего не хотят. А есть-то хочется. И работать их уже не заставишь. Да, без мужика плохо. Как бабы без мужика живут, даже не знаю. Приходиться выкручиваться таким методом. Ты, доктор, не обижайся, умрешь ты быстро, мучиться ты не будешь. Но хватит об этом. Есть будешь? (дает ему тарелку, стакан вина, колбасы и хлеба) Ешь. Самое главное не издохни, а там посмотрим.
Марья Сергеевна: Светлана!
                Вбегает миловидная девушка.
Света: Да, маменька, чего изволите?
Марья Сергеевна: Вот, присмотри за этим молодым человеком, чтобы был не голодным и никуда не уходил из дома.
Света: Да куда из нашей глуши-то убежишь? Кругом болота, да медведи с волками, я и сама почти никуда не выхожу. А откуда у нас этот дяденька? Как он сюда добрался-то? Кто его привел? На вид опрятный, даже симпатичный немного. (обращаясь к доктору) Как вас зовут?
Марья Сергеевна: Тебе этого знать не нужно. Выполняй то, что тебе велено, а об остальном мы сами подумаем.
                Марья Сергеевна уходит.
Светлана: Молодой человек приятной наружности, скажите, как вас зовут?
Доктор: Виктор.
Светлана: А где работаете?
Доктор: В больнице, терапевт. Скажите, что со мной будет? Отпустите меня, пожалуйста. Я ничего никому не скажу.
Светлана: Я уж и не знаю, что тут без меня здесь произошло. Вас что, похитили? Да не может такого быть! Это, наверно, Сергей пошутил, он у нас добрый. Только во всем подчиняется матери и своей жене Ирине. Андрей так совсем полоумный, что ему велят, то он и делает. Он и огород вскопает, и картошку посадит, и уберет, и на охоту сходит, дичи настреляет, а если что, так и в деревню через болото пройдет и украдет то, что нам необходимо. Раньше мы с отцом жили, он нас обеспечивал, говорят, вором в законе был, а как от дел отошел, стал скрываться от своих подельников, вот и нам пришлось в глуши обосноваться. А раньше Сергей учился в университете, и я в училище, а как за голову отца один миллион долларов пообещали, так за нами охота началась, вот мы и убежали сюда в болото. А какая тут жизнь? Тоска, скукотища, душа свободы требует. Как отца не стало, и деньги кончились, так мы тут все друг с другом чуть глотку не перегрызли за каждую копейку. Уж отцовский клад искали, так и не нашли. Весь огород перекопали, и в доме все перерыли, все стены простучали, ничего не нашли. А было ли оно, это золото?
Доктор: Может, и не было. Обманул вас отец, как и всех, наверное. Вы, я вижу, человек добрый, помогите мне, пожалуйста, бежать отсюда.
Светлана: Да вы не только симпатичный, вы еще и хитрый. Нет, без маменьки у нас тут теперь ничего не делается. А уж если они с Ириной что задумали, то обязательно все сбудется.
                Входит Марья Сергеевна.
Марья Сергеевна: Ну что, доктор, успокоился? Скоро наши появятся, а вы идите на кушетку и ложитесь спать. А ты, Светлана, с ним больше не разговаривай, знаю я этих мужиков, а ты, дурья башка, молодая, наивная, обмануть тебя ничего не стоит.
Светлана: Что вы, маменька, меня так унижаете? Я вовсе не наивная и все понимаю. Только боюсь, что если откроется наше похищение, то всех нас в тюрьму посажают, а я там сидеть не хочу.
Марья Сергеевна: Иди к себе и не бойся. Вот, кажется, Ирина, Сергей и Андрей приехали.
    Гаснет свет. Доктор ложится на кушетку. Свет падает на стол. Возле стола сидят трое: Марья              Сергеевна, Сергей и Андрей.
Сергей: По телефону назначил встречу в парке с женой доктора. Пришла молодая женщина, вся пахнет французскими духами. Объяснил, что ее муж у нас, за выкуп необходимо десять миллионов рублей. Если она не найдет их в течение трех дней, муж ее будет убит.
Марья Сергеевна: Ты хоть усы приклеил?
Сергей: Конечно. И очки надел.
Андрей: Наблюдал за их встречей, за ними никто не следил.
Сергей: Что-то ее не очень испугало исчезновение мужа. В ее глазах заботы и страха я не увидел. Сказала, что она подумает и постарается найти деньги, но что-то смущает меня в ее поведении. Какое-то равнодушие. Как бы нас ни кинули с этим похищением.
Ирина: Да , и я  позвонила своему знакомому в полицию, и он сказал, что заявлений о пропаже человека никто не подавал.
Марья Сергеевна: Да… Будем ждать. Всем отдыхать, а завра снова в город, и хорошенько проследите за его женой. А ты, Ирина, иди в МФЦ и проверь по каналам, что там на их семью записано.
                Действие II
   Утро. Доктор пьет чай. Светлана сидит рядом, с интересом смотрит на доктора и улыбается.
Светлана: Доктор, а вы любите свою жену?
Доктор: Конечно. Она мать моего сына. Молодая, красивая.
Светлана: Неужели в ней нет такого, чтобы вам не нравилось? Скажите, она ярко одевается? Она любит одежду, украшения, часто ли она меняет прически, достаточно ли она крепко любит вашего сына и вас? Заботиться ли она о вас, как ваша мать? Знает ли она, что у вас случается на работе? Делитесь ли вы с ней своими переживаниями, мнениями? Есть ли у вас общее мнение на что-нибудь? Ну, ответьте себе, доктор. Счастливы ли вы с ней? Если вдруг появится девушка, которая вас сильно-сильно полюбит, полюбит вашего сына, вашу работу, будет жить вашими интересами, заботиться о вас, вы будете мечтать с ней о чем-то общем, она полюбит вас не только как мужа, а как мать своего ребенка, вы будете под ее крылом и будете заниматься только-только своей работой, лечить людей, писать диссертацию, в общем, жить и не заботиться о бытовых проблемах… Скажите, вы тогда смогли бы уйти от своей жены?
Доктор: Вы, наверно, шутить изволите, такого в жизни никогда не бывает. Я никогда в жизни не видел еще такой семьи. Ну  а то, что жена любит себя, так это, наверно, так и должно быть, все женщины любят нравиться кому-то, и если им хочется всем нравиться, то пускай.
Светлана: А вы, наверно, хотите, чтобы жена хотела нравиться только вам? Скажите, а она у вас работает? Кто она по профессии?
Доктор: Да парикмахер. Работу бросила, занимается сыном.
Светлана: Ну, вот видите. Что может быть общего между доктором и парикмахершей? Какие у вас общие интересы? Что вас духовно сближает?
Доктор: Не забивайте мне, пожалуйста, голову сомнениями. Мне хочется поскорее выйти из этой ситуации. Как там моя жена, сын, работа? Наверно, она очень волнуется и страдает. Особенно, сын. Мы так привязаны друг к другу.
Светлана: Доктор, а оставайтесь у нас жить. Я буду о вас заботиться. Я понимаю, что вам не хватает этого.
Доктор: Лучше помоги мне бежать отсюда. Ты ведь знаешь заветную тропу, чтобы выйти в город к ближайшему населенному пункту? Нет, я не буду обращаться в полицию . Ну, а если вы вдруг похитите какого-нибудь другого человека, или убьете меня, и так вы будете постоянно похищать людей, и, не получая выкупа, убивать их. Вы будете жить безнаказанно, а люди будут страдать и умирать из-за того, что вы не хотите работать, а только воровать. Где же справедливость? Где наш Господь? Неужели его нет на свете? И Он, видя ваши злодеяния, ничего поделать не может? Да есть ли Он вообще на свете, этот Бог, если живут на земле такие люди, как вы?
Светлана: Доктор, доктор, успокойтесь. Никто вас убивать не собирается. Мы только получим выкуп и отправим вас к своей семье.
Доктор: Скорей бы все это решилось. Если вы перейдете эту черту и начнете убивать людей, то назад дороги вам уже никогда не будет.
                Входит Марья Сергеевна.
Марья Сергеевна: Светлана, покормила доктора? Ты с ним меньше разговаривай, а то еще, дуреха, понравится он тебе, а в нашем деле, жалость – наизлейший враг. Жалеть никого нельзя. Ты и меня не жалей, если что. Лучше сразу убей, чтобы не мучилась, это и будет жалость ко мне, чтобы я не видела, как вы прозябаете в нищете и грызете друг другу глотки.
                Входит Ирина, Андрей и Сергей.
Ирина: Матушка, в МФЦ на имя доктора зарегистрированы квартира, машина и дача в деревне Островка, более за ним ничего не числится. Правда есть еще бывшая жена, которая живет в квартире, оставленной ей доктором.
Марья Сергеевна: Ну вот, с паршивой овцы хоть клок шерсти.
Сергей: У меня новости скажу вам, не очень хорошие. При встрече с супругой доктора, она мне откровенно сказала, что денег она ни копейки не даст,  мужа она не любит,  его  пропажа ее  устраивает, и если я хоть раз еще ей позвоню или попытаюсь напомнить о себе, то она обратится в полицию  и напишет заявление о похищении мужа и вымогательстве денег у нее.
                Минутная тишина.
Марья Сергеевна: Да, вот задача так задача. Давайте решать, что делать. Может, действительно убрать доктора, не делать больше таких ошибок и подыскать более богатого клиента с более покладистыми родственниками? Или попробовать обратиться к его первой жене? Хотя я так  думаю, что и эта уж точно вряд ли ему поможет.
Доктор: Как так жена от меня отказалась? Это за то, что я все для нее сделал? Любил, одевал, лелеял? Все для нее! Работал на трех работах, ночами не спал, дежурил, и что я получил взамен? Ничто? Нет  уж, вы лучше меня убейте, я уж не знаю, как жить дальше, кому верить, кого любить. Как жить дальше?
Марья Сергеевна: Ну, убить мы тебя всегда успеем, а подумать нам необходимо, что с тобой делать.
Сергей: Давайте отпустим его, пускай сам идет. Если из лесу выйдет, не заблудится и не погибнет, так значит будет жить, а если погибнет, так значит судьба у него такая.
Андрей: Я помогу ему выйти. Пускай живет.
Ирина: Дурак. Вечно ты со своими мыслями идиотскими. Он же сейчас же тебя заложит в полицию, тебя найдут, посадят в тюрьму, а уж с нами-то церемониться не будут. Ты-то кто? Исполнитель. А нам как организаторам грозит большой срок.
Марья Сергеевна: Так, ребята, надо нам перейти эту черту. Или мы его убиваем и концы в воду, или отпускаем, и тогда нам конец наверняка.
Ирина: Вот дилемма. Я за то, чтобы его так сказать, зачистить, а рисковать собой я не имею права. Моя жизнь одна, и я ее хочу прожить так, как я хочу. А хочу я быть богатой, красивой, любимой, если честно сказать, то пацифизм Сергея мне уже давно надоел.
Сергея: Как же так? Я без тебя жить не смогу. Как ты скажешь, так и будет. Тем более я тебя люблю и хочу жить с тобой дальше. Мне с тобой хорошо.
Марья Сергеевна: Так, Андрей, вот тебе пистолет. Отведи доктора в лес, застрели и закопай.
Доктор(на коленях): Не убивайте меня! Я все вам прощу. Я не буду ни на кого жаловаться, я не буду обращаться в полицию. Я забуду все, что было здесь. Я никому, никому не скажу. Как же сын здесь без меня будет расти, кто ему поможет?
Ирина: Новый муж твоей жены поможет, может быть. Так, Андрей, иди.
Андрей (испугавшись): Я не смогу убить человека. Я никогда этого не делал. Да мне и жалко его. Я ж не знал, что так получится, что мы украдем другого человека, а доктора мне жалко.
Марья Сергеевна: Так что, прикажешь мне самой его застрелить? Так я и тебя вместе с ним застрелю, чтобы ты никогда мне не изменял. Ты этого хочешь?
Андрей: Нет, я жить хочу.
Марья Сергеевна: Решено. Доктора связать  и посадить в погреб, а ты, Андрей, оставайся его охранять. Если что не так, сразу в него стреляй, это тебе мой приказ, а если он убежит, то я сама застрелю тебя вот этими руками.
   Связывают доктора, выводят со сцены. Остается один Андрей с пистолетом. Ложится на кушетку,    дремет. Все уходят, кроме Андрея. Полумрак.
   Тихо, на цыпочках, Светлана подбирается к двери чулана, скребет коготками по двери и зовет доктора.
Светлана (шепотом): Доктор, доктор, возьмите нож. Перережьте веревку и тихо, чтобы не скрипнула дверь, выбирайтесь.
    Тихо, с ножом в руке, выходит доктор, и они вместе со Светланой убегают из дома.
                Просыпается Андрей видит открытую дверь чулана.
Андрей (кричит): Караул!
                Вбегает Марья Сергеевна, Ирина и Сергей, полуодетые.
Марья Сергеевна: Что?! Проспал, скотина?! Сейчас я тебя убью, задушу этими руками!
Ирина: Постойте. Нужно организовать погоню. Он все равно дороги не знает, легко заблудится, а вместе с собакой мы его быстро найдем, а если уж пес загрызет несчастного, то так тому и быть, наши руки от крови чисты.
Марья Сергеевна: Постойте, а где Светлана?
                Все кидаются искать Светлану и возвращаются, не найдя ее.
Марья Сергеевна: Дрянная девчонка, наверняка, влюбилась в доктора, подвела нас под монастырь. Теперь, если доктор нас сдаст полиции, нам не отвертеться от тюрьмы. В погоню, мигом!
                Проходит некоторое время. Все возвращаются. Слышен лай собак.
Ирина: Да, видно давно он ушел… Не поймать их  теперь. Что нам делать? А все эти мужики, ух, расстрелять бы их всех! Нет на них надежи в воровском деле. Что делать, как быть? Матушка, подскажи, ведь найдут нас, посадят?
Марья Сергеевна: Да у него и улик-то нету, кроме как помятая одежда да побитая физиономия. Да и не найдут они нас, и Светлана не должна предать нас.
Сергей: А все-таки страшно… Страшно… Может, надо было нам его убить? Перейти эту черту и жить , мучаясь кошмарными снами? Скажи, мать? Хотя сейчас уже поздно, я думаю, нам надо собирать вещи и уходить отсюда.
Марья Сергеевна: Куда я старая отсюда уйду, через болото, к машине  я не доберусь… Уж лучше я издохну здесь… Или нет, я буду жить? Светлана не должна предать свою мать.
Ирина: Да ты же сама велела ей себя застрелить, чтобы ты не видела унижения и нищеты?
Марья Сергеевна: Да это я так, с дуру. Жить хочу! (орет) Жить хочу! Любить хочу! Дышать хочу! Все мне, не детям, мне. Ненавижу всех! За что мне Господь дал такое наказание??? Если он услышит меня, пускай он даст мне весточку, Господи, услышь меня! (падает на колени)
               Слышится милицейская сирена. Голос в репродуктор: «Вы окружены».
                Занавес