Ландшафт Красной Поляны - культурное наследие

Галкин Александр Акимович
     Курорт Красная Поляна бурно развивается, на сегодня в составе горно-морского кластера он, пожалуй,   рекордсмен по объему инвестиций, приходящихся на квадратный метр территории. Это позволило по-настоящему комплексно подойти к развитию курорта и в части транспортно-энергетической инфраструктуры, и при строительстве комфортабельных отелей, и, что немаловажно, при сооружении всех  компонентов дорожного благоустройства, водоотведения и очистных сооружений. Преобразования коснулись не только территорий новых горно-туристических центров в районе Эстосадка, но и исторической окрестности самого поселения Красная Поляна. Не каждый курортный посёлок в России может похвастаться  новенькими тротуарами и ливневой канализацией, освещенными всеми улицами и бесперебойным электроснабжением, полной газификацией и доступной канализацией. 
       В результате существенно выросло число желающих приобрести здесь недвижимость, и стоимость земли  за последние годы выросла  в несколько раз. Резко ускорился процесс сноса ветхого жилья и строительства новых, в альпийском стиле гостиниц и индивидуальных коттеджей. Однако, возникла проблема  общего дефицита земли, поскольку поселок расположен на ограниченной каменной платформе в горной котловине и свободной плоскости больше нет. Как следствие стал экономически оправданным процесс террасного освоение  путем среза частей горных склонов и строительства подпорных стенок. Не трудно предположить высокую вероятность сплошной застройки окружающих Красную Поляну горных отрогов, как это уже произошло в центральном Сочи, Адлере и других местах. 
        В этой связи необходимо тщательно исследовать те последствия, к которым приведёт продолжение застройки окружающих горных отрогов в части визуального восприятия местного ландшафта. Вопрос не праздный, поскольку осмысленное территориальное зонирование, начавшееся в последние годы, в основном пока коснулось приморских курортов и мало подходит к горным посёлкам. Более того, такая жемчужина Западного Кавказа как Красная Поляна безусловно нуждается в специальном рассмотрении, поскольку в общественном сознании ещё не сформировался необходимый пиетет к этому месту, где с удивительной закономерностью уже 150 лет происходя события мирового масштаба.
       Всероссийская известность Красной Поляны началась с памятных событий мая 1864 года, когда здесь, в урочище Кбаадэ,  состоялся торжественный молебен и парад в честь официального окончания длительной и кровопролитной Кавказской войны. Этому предшествовал общеизвестный боевой «звёздный поход» четырех воинских подразделений российской императорской армии, которые под предводительством великого князя Михаила Николаевича, наместника Кавказа,  заняли этот крошечный пятачок плоской поляны в глубине огромных горных массивов. Однако мало кто задается вопросом – каковы были истинные цели этой труднейшего, по заснеженным горным перевалам, похода в район, где уже практически никого не было, где старейшины местных племен ещё в апреле принесли свою покорность русскому царю и где, за исключением перестрелки на Дзырхинском перевале, никаких столкновений не произошло. 
       Всё дело в мифологии живших в этой окрестности черкесских племен, одурманенных пропагандой османской Турции и утверждавших, что пройдут сотни лет прежде чем чужеземные армии смогут достигнуть этого прекрасного уголка Кавказа. Со всех сторон огромные заснеженные горные хребты, полноводные реки, русла, которых упрятаны в теснину высоких скал, всё это действительно делало данный район  труднодоступным. Однако, непреодолимые для одиноких путников и небольших отрядов препятствия по плечу сапёрным батальонам, ещё с Суворовских времён обученных к действиям в горах.  Великий князь решил поставить символическую точку – знак непобедимости русского оружия, и эта точка была здесь, в урочище Кбаадэ, и о нём впервые услышал весь мир.
        Интересно первое впечатление, произведенное,  прежде всего необычным окружающим ландшафтом, на офицеров русской армии, начавших активно им делиться  в письмах родным и знакомым, газетных статьях и журнальных публикациях. Восторженные отзывы: – Это будет Русская Швейцария! – Здесь должен быть город Романовск! - зазвучали в российском общественном пространстве. Большую популярность приобрела вышедшая в этом же году книга барона Ф.Ф. Торнау «Воспоминания кавказского офицера», совершавшего разведывательные рейды в 30-е годы XIX века, в том числе и по этим местам.

      До конца ХIX века в этом районе произошел целый ряд интересных событий, непосредственно касающихся  темы этого доклада. К важнейшим из них следует отнести:
- спонтанное занятие этой территории греческими и эстонскими переселенцами, наслушавшихся легенд о спрятанном в непроходимых горах райском уголке;
- расселение по всей зоне от Абхазии до Новороссийска монахов, в том числе пустынножителей и исихастов, приехавших с Афона;
- первые попытки создания здесь курорта, путем проведения территориального зонирования и землеустроительных работ, а также придания Романовску статуса города (наряду с Хостой);
- строительство за казенный счет краснополянского шоссе, положившего начало массовому строительству дач и санаториев и ставшего первым туристическим маршрутом из Сочи и Адлера.

       Последнее событие имеет особое значение для этого доклада, поскольку именно после него началось паломничество в Красную Поляну видных деятелей российской культуры, журналистов и писателей, естествоиспытателей и философов, оставивших богатое письменное наследие. Благодаря ему мы имеем сегодня возможность ретроспективным взглядом обозреть историю посёлка, чтобы выявить основные факторы, делающими его столь привлекательным.
   Начало дальнейшим знаменательным событиям было положено монахами в начале ХХ века. Несколько лет назад в библиотеку  поселкового храма во имя Свщм. Харлампия монахиня м. Варвара (Вилисова) привезла книгу воспоминаний В.Д. Пришвиной «Невидимый град», впервые изданную в 2003 году.  В книге подробно рассказывается о трех монахах, живших в скиту неподалёку от Красной Поляны на отрогах Ачишхо в 20-х годах прошлого века и оставивших письменное наследие. Отец Онисим (Олег Поль) написал здесь несколько философских работ: «Остров достоверности» и «Религиозные основы политической экономии», частично изданные Н.А. Бердяевым в журнале «Путь»  (Париж, 1930г.).  Недавно в издательстве «Святая гора» вышла  книга «Близ заката» отца Даниила (Бондаренко), настоятеля этого скита,  рукопись которой была  обнаружена в архивах известного православного деятеля М.А. Новосёлова. Опубликовано эпистолярное  наследие  и третьего насельника - Борис Корди, будущего архимандрита Арсения. 
      Дальнейшие исследования, инициированные мемуарами Пришвиной, высветили целый пласт более ранних важных исторических событий российской истории, связанных с этими местами.  Прежде всего это книга схимонаха Илариона «На горах Кавказа» (1907), послужившая толчком к возникновению имяславия -  мистико-догматического движения в русской православной церкви. Движение возникло среди  исихастов, переселившихся с Афона  и творивших Иисусову молитву на фоне дивной природы Западного Кавказа.  Имяславцы считали тезис «Имя Божие есть сам Бог» новым догматом, т.е. Божественным Откровением , ускользнувшим от внимания богословов раннего христианства. Далее последовали события 1913 года, связанные с монашеским мятежом на Афоне,  с принудительной депортацией имяславцев в Одессу и Новый Афон  и с их последующим расселением по всему Кавказу.  Осуждение имяславия Священным Синодом, вызвало бурные дискуссии в литературно-философских кругах России накануне революции, возбужденные умы уже не хотели замыкаться в «посюстороннем бытии» и грезили новым Откровением.
      В результате Красная Поляна стала местом активного паломничества видных деятелей российской культуры, среди которых выделялся В.Ф. Эрн, известный в то время как восходящая звезда русской философии. Эрн считал имяславческие споры  верхушкой айсберга, скрывающей  интереснейший феномен самопознания человека в части взаимосвязи языка и мышления. Догмат имяславцев о незримом присутствии Бога в Имени Бога был предтечей начавшихся через несколько лет в России и мире исследований, приведших  к рождению лингвистики и семиотики.
     С 1912 года Эрн проводит в Красной Поляне каждое лето, а  в 1916 привозит сюда В.И. Иванова, признанного главу российских поэтов Серебряного века, блестящего критика и историка литературы. Позже Иванов в своей поэме «Деревья» опишет этот опыт соединения келейных молитвенных практик с творческим трудом в надежде приблизиться к Истине в своих произведениях. Удивительно признание Эрна, об открывшихся ему  первичных интуициях Платона во время подъема на горных массив Ачишхо с точным указанием даты и маршрута. Об этом позже расскажет его друг П.А. Флоренский в своей статье-некрологе:
   - Ведь ты помнишь тот опыт, который открыл тебе понимание Платона: в июле 1916 года, кажется, 25-го числа, т.е. как раз “на макушке лета”, по народному выражению, на Анну-зимоуказницу, ты поднимался из Красной Поляны на вершину Ачишхо. Снежные твердыни, залитые потоками всепобедного солнца, которое в горах, и в особенности на этот раз, сияло как-то исступленно, вызвали в тебе солнечное восхищение, как сам поведал ты. И уже после, когда впечатление ослабло, — осенью, ты рассказывал об этом созерцании, как об “ужасном”, “потому что”, говорил ты, “невозможно видеть такую красоту и не умереть” [1].
      Следует подчеркнуть, что по мнению многих представителей возрождающейся сегодня школы русской философии П.А. Флоренский, В.Ф. Эрн, Вяч. И. Иванов принадлежат к пятерке великих философов Серебряного Века (ещё, конечно,  А.Ф. Лосев и Л.П. Карсавин) , труды которых не устарели и устояли под ударами философии Модерна ХХ века.
   Аналогичные по настроению записи о своем пребывании в Красной Поляне оставили: писатель и этнограф В.Г. Богораз-Тан, писатели А.С. Серафимович и Е.Л. Шварц, будущий классик эстонской литературы Антон Хансен Тамсааре, а в советское время Андрей Белый, Ю.К. Ефремов и многие другие.
     Приведенные в [2]   обобщения краеведческих исследований литературных источников позволяют по-новому взглянуть на историческую окрестность Красной Поляны ,  со всех сторон окруженной с объектами природного наследия – Кавказским биосферным  заповедником и Сочинским природным парком. Налицо особенные, выдающиеся свойства местного ландшафта, включающего малоэтажную жилую застройку самого посёлка, спрятанную в зеленом бархате седовласых  горных вершин. Именно эти пропорции горных громад в сравнении со скромными размерами человеческого жилья оказались способными успокаивать душевные бури,  вызывать ощущения радости и покоя, и самое главное – воодушевлять, полнее и глубже постигать невидимые стороны этого мира, стремиться к творческому самовыражению.
        В религиозных терминах характеристику местного ландшафта дал ещё патриарх Алексий II, побывавший здесь в начале двухтысячных на открытии храма во имя  Свщм. Харлампия. Он сравнил Поляну с райским садом, Эдемом, где человек был вместе с Богом, где он был счастлив, где он был бессмертен. На фоне именно этой природы во всей своей полноте раскрылась тысячелетняя молитвенная традиция Восточной церкви, когда исихасты ощутили Божественное присутствие через энергии от  произнесения Имени Бога, когда проявились контуры Царствия Божьего, когда обозначился Путь и приближение к Истине. 
    Именно по этим причинам в Красную Поляну зачастили видные деятели русской культуры в надежде получить Божественное откровение накануне катастрофических событий. Однако, было слишком поздно, революционные взрывы под своими обломками погребли и прежнюю Россию, и монахов, и писателей с философами. Впав в духовную ересь, Россия свернула в политэкономический тупик, из которого уже как век пытается выбраться путем бесконечных страданий, но продолжает топтаться на атеистическом пятачке. В результате  сегодня о тех воистину знаменательных событиях никому практически не известно ни в России, ни в мире.
        Сам феномен исцеляющего воздействия прекрасных природных уголков, сельских ландшафтов, историко-культурных объектов, гармонично вписанных в рельеф местности, хорошо известен и широко применяется в рекреационной практике. Однако, только в последние годы возникло междисциплинарное научное направление «одушевленные ландшафты», объединившее представителей психологических, философских и географических дисциплин [3].
     Попытки найти теоретическое объяснение лечебно-терапевтических свойств окружающих пространств привели к формулировке целого ряда гипотез, основанных на предположение о взаимных проекциях между ландшафтом и сознанием на протяжении жизни как одного человека, так и человечества в целом.
Предположительно, сенсорно-двигательный контакт человека с ландшафтом, топологически ассоциированным с архи- перво - пространством, послужил когда-то основой для построения внутреннего пространства/времени человека (мышления). В результате контакт с природой  становится каждый раз новым развивающим путешествием вглубь самого себя. При этом эстетически совершенный ландшафт снимает болезненные фиксации, восстанавливает доверие к миру, рождает радостное ожидание будущего.
    Очевидно, пасторальная картинка удивительной гармонии заснеженных горных громад, обнявших зеленым бархатом своих отрогов сравнительно небольшой посёлок,  сохраняет свою исцеляющую силу  именно в сложившихся пропорциях. Когда человек не спорит с Творцом, когда не соревнуется с ним в размерах своих сооружений, когда не взрывает своими ломанными линиями, кричащими красками, слепящими фонарями, ободранным почвенным покровом естественную  красоту природного декора. В философских терминах этот ландшафт является целостным и единым, обладающим новыми свойствами и  новой ценностью, которых нет у его отдельных  частей. Последнее предполагает выстраивание отношений к нему как к национальному  достоянию, лучше всего описываемому в терминах наследия.
При таком подходе  становиться необходимым учитывать степень воздействия  ландшафта на различных людей, равно как и влияние массы факторов, способных усилить  его или выхолостить, таких как:
- смыслы, звучащие в текстах экскурсоводов, создающие настроение и  общий контекст пребывания;
- конкретные элементы местного гостеприимства, прямо влияющие на восприятие «райского уголка»;
- общая культурная определенность пространства курорта, открывающая ценностный выбор живущих на этой территории.

Эти и многие другие подобные следствия, влияющие на рекреационное
воздействие курорта, показывают важность и плодотворность глобального метафизического осмысления всей территории Красной Поляны с окрестностями как единого целого.    В частности, становится очевидной негативная оценка многих визуальных изменения в пространстве курорта, прошедшие за несколько последних лет.

   Уже сегодня с сожалением мы наблюдаем очевидные следы вмешательства человека в краснополянский ландшафт, включая визуальные планы дальних перспектив. Из любой точки посёлка и с окрестных кругозоров видны параллельные просеки гондольных дорог  по лесистому отрогу Псекохо ГТЦ Газпром.  Бессмысленно весело поблёскивают кабинки канатной дороги на некогда грозной и неприступной вершине Черная пирамида «Курорта Красная Поляна». Вслед за башней трамплинного комплекса, сквозь лесную чащу отовсюду прорастают всё новые здания, грозя вскоре сменить зеленый ковер кавказского леса на разношёрстную урбанистическую агломерацию. Тягостное впечатление оставляют летом горнолыжные трассы, спрофилированные тяжелой техникой и лишившиеся естественного травяного покрытия со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.  В памяти всплывают строки «Атомной сказки» Ю.П. Кузнецова:
………………………
В долгих муках она умирала,
В каждой жилке стучали века.
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака.

     Приходится с горечью констатировать - Красная Поляна  начинает лишаться своего неповторимого очарования, основанного на гармонии природного ландшафта  и человеческого жилья. Гармонии, в основании которой заложено христианское понимание Бога и человека, где подчёркивается всемогущество Творца, его любовь и забота о нас, где не надо спорить и взращивать собственную гордыню.  Подобные споры уже множество раз приводили к уничтожению прекрасных природных уголков и к появлению территорий непригодных для жилья.

    Сложившийся подход к управлению Красной Поляной и её окрестностями мало чем отличается от любых других территорий. Муниципалитет, озабоченный финансированием коммунальных проблем местных жителей и гостей курорта,  изыскивает и выставляет на продажу все сколько-нибудь пригодные земельные участки. Руководство ООПТ лавирует между необходимостью сохранять заповедный режим  и директивами по объемам сбора денежных средств с посетителей. Корпоративный менеджмент горно-туристических комплексов в стремлении повысить отдачу инвестированного капитала, занят запуском всё новых активностей на выделенных территориях. В условиях подобной раздробленности управления, отягощенной земельной чересполосицей, трудно рассчитывать на учёт уникальных ландшафтных особенностей  посёлка, тем более , что в подобной ценностной постановке  он нигде не представлен. Регулярные кадровые ротации в управлении всеми отдельными учреждениями, кратный приток новых людей, включая сезонных рабочих (всё это неизбежно при подобных темпах развития), также не позволяют рассчитывать ни на помощь  общественного мнения,   ни  на поддержку ментальной традиции, ни обычаи прежней сложившейся практики.  Налицо проблема целостного управления рассматриваемой территорией, уникальные свойства которой были описаны выше.
        Присоединяясь к заглавной теме нашей конференции – устойчивому развитию ООПТ и курортов – следует указать на современную парадигму устойчивого цивилизационного развития в целом,  предполагающую передачу последующим поколениям не только природного  ресурсного потенциала, но множества других объектов, имеющих ценностные характеристики. Оставленные видными деятелями российской культуры многочисленные свидетельства   выдающихся качеств  ландшафта исторической территории посёлка с окрестностями позволяют сформулировать его ценностные качества как объекта не только природного, но и культурного наследия. По современной классификации объектов культурного наследия ЮНЕСКО это – культурный ландшафт ассоциативного типа, причем не только сыгравший свою историческую роль, но продолжающий оказывать своё магическое воздействие на всех посещающих эти места [4].
     Безусловно, уникальные свойства местного ландшафта нуждаются во всестороннем изучении многими специалистами, однако уже сегодня необходимо включить его как целое во всевозможные номинационные перечни официального наследия. Без этого  первоначального, целостного, уникального свойства, определявшего полуторавековую положительную динамику превращения Красной Поляны в курорт мирового класса, трудно рассчитывать на устойчивое развитие. Без магии пространства этого маленького посёлка на донышке огромной горной котловины все построенные горно туристические центры станут просто инвестиционными объектами, выдающимися только размерами вложенных средств. На Кавказских горах существует множество склонов, пригодных для катания и строительства отелей, всегда можно найти скрытые ущелья, лощины или отроги пригодные для строительства и не нарушающие очарование природного ландшафта.

Литература:
1. Флоренский П.А., «Памяти Владимира Францевича Эрна»// Сочинения П. Флоренского. Т. 2. – М., 1996

2. Галкин А.А., Заповедными тропами Красной Поляны. М.: АЙРИС-пресс, 2018

3. «Одушевленный ландшафт», редакторы-составители Белорусец А. С., Березин С.В., С.-Петербург, «Алетейя», 2021

4. Веденин Ю.А., Кулешова М.Е., Культурные ландшафты как категория наследия // Культурный ландшафт как объект наследия. М .: Институт наследия, 2004.