Тамара Желаннова

Пётр Родин
В Энциклопедии Воскресенского района 2014 года выпуска, кавалеру Ордена «Знак почёта», отличнику здравоохранения и заслуженному врачу Российской Федерации Тамаре Васильевне Желанновой, в колонке на полстраницы размером, выделено ровно десять скупых строчек.

А главная из них, как и линия её судьбы, следующая:
-… в 1961 – 2000 годах, она, практически без перерывов – главный врач Воздвиженской участковой больницы.
Со временем лица людей и сюжеты событий для меня вовсе не затягиваются дымкой ушедших лет, а проявляются, наоборот, более ярко и отчётливо…
Мамочка моя умирала в возрасте пятидесяти восьми лет. Случайная встреча с нашим, Воскресенским председателем райисполкома Александром Дружининым в печально знаменитом раковом корпусе больницы Семашко подала, было, слабую надежду. Александр Николаевич, который был дружен с знаменитым профессором Румянцевым организовал нам срочную с ним консультацию.

Предложили операцию. Матушка моя болезная, получив «веселящий» укол, согласилась. Но следующей же ночью наотрез отказалась. В палате того же пятого корпуса она позвала меня уже ближе к утру. Взяла в левую руку нательный крестик и, приложив его к воспалённым губам, настойчиво, как только могла, проговорила:
- Богом прошу, не делайте операцию. Забери меня, сын, отсюда. Чую, не долго мне осталось вас беспокоить.
Подписал я отказную бумагу у заведующего отделением и привёз мать в Воздвиженскую больничку к Тамаре Васильевне.

Вот и пришла мне пора для хвалебных эпитетов и благодарностей к этой женщине, Врачу с заглавной буквы. Но пока чуть воздержусь.
- А смертельная хворь после переезда будто взяла тогда трёхдневный отпуск. Больная моя заметно повеселела и даже стала принимать по две ложки куриного бульона. Но потом, в студёные и, казалось, нескончаемые светлые зимние ночи, болезнь будто бы спохватилась и озверела. Всё бОльшие дозы обезболивающих требовалось. А их не сказать, чтобы совсем не было, но катастрофически не хватало.
Не смогла врач – терапевт Желаннова, даже если бы очень хотела, предотвратить мою трагедию. Да и какая, в сущности, это трагедия? Тысячи и миллионы смертных переживают это.
А Тамара Васильевна, по большому счёту, лишь исполняла свой долг. Ни к чему описывать все процедуры и манипуляции. Истинное милосердие, чуткое и внимательное отношение к больному, которое проявила она дорогого стоит.
Смею утверждать, что такие качества проявляла доктор Желаннова в отношении абсолютного большинства своих пациентов.

Всем известно, что профессия врача или медсестры – особая. Она требует верности долгу и сочувствия к чужой боли. За эти качества во все времена и эпохи люди и уважают тех, кто всю жизнь отдал заботе о их здоровье. Таким врачом и была Тамара Васильевна, такая она есть и сейчас, в осенних своих, пенсионерских годах…
Вот она рано утром, у печки, в своём уютном доме, что в сотне шагов от двухэтажного деревянного здания стационара. Месит хозяйка тесто для пирогов, на которые она и сейчас мастерица необыкновенная. Гости её мирно спят.
Звонок дежурной медсестры. Привезли больного. Без неё (а она не только главврач, но и терапевт, и невропатолог, и гинеколог, и хирург, и так далее) ну никак не обойтись. Считанные минуты на сборы и вот она – бодрая, с улыбкой на отмеченном истиной русской женской красотой лице, в халате непорочной белизны уже хлопочет у кушетки с больным.
Уж не знаю, насколько она была сама всегда была уверена в точности диагноза и в прогнозах на выздоровление, но на немые вопросы в глазах пациентов и на ахи и охи родственников она неизменно утверждала:
- Ну, конечно, поможем!
И помогала сотням и тысячам заветлужцев. И вселяла надежду на исцеление.
Тамара Васильевна, при необходимости была и строгой, и непреклонной. Наблюдая за мучениями мамы, я доходил, до отчаяния, что само – по себе есть грех. Просто бесился, когда не хватало обезболивающих. Помню, Желаннова довольно резко меня осадила, когда я посмел предложил ей использовать наркотики, добытый мной «по своим каналам». Да ещё лекцию коротенькую прочитала о вреде бесконтрольного увеличения доз.

 Часто провожу параллели с днём сегодняшним. Сколько и сегодня, в годы нескончаемой пандемии замечательных врачей, просто Героев. Но, положа руку на сердце, что мы испытываем, когда пристигнет необходимость обратиться в больницу?
Правильно – страх. Страх и дискомфорт от того, с чем
мы можем столкнуться помимо короновируса и самой причины обращения к медикам.
Скорее всего, найдутся люди, которые захотят поспорить со мной. Да это и хорошо. Не стану их разуверять. Но вот из многолюдной заветлужской «палаты» пациентов доктора Желанновой я не припомню тех, кто бы сетовал на её невнимательность или грубость, не дай Бог. И это – за все сорок лет её работы.
Сейчас допишу эти строчки, наберу её номер и скажу:

- Поменьше самой вам хворей, Тамара Васильевна в ваши солидные лета. Светлый Вы человек! Наверное, не безгрешный, как и все мы. Но, видит Бог, - светлый.    П. Р. 03. 10. 2021.))))))))))))