Вино. Вино! Вино? Зарисовки

Лидия Львовна Васильева
От слова «вино» произошло слово «виноделие» или наоборот?

Вино — напиток, который известен с древних времен. До сих пор человечество не может определиться, чего больше, пользы или вреда, от этого напитка. С детства знаю, что кагор полезен: его нам давали, если заболел живот. Иногда при расстройствах пищеварительной системы мама пила ложку сливового вина, но нам его никогда не давали.  Помню вкус малинового домашнего вина, которое можно было получить в качестве лекарства от простуды на ночь.   

   Наверное, это и есть причина того, что в моей голове закрепилась информация, что вино полезно для организма, если речь идет о "терапевтических" дозах: риск навредить своему здоровью будет незначительным.

   Изначально, предполагаю, вино делали из винограда: иначе откуда слово «виноделие» появилось в языке?  Когда мы жили на юге, не ставить домашнее вино было просто непростительно: ягоды и фрукты там набирают за сезон максимум сахара. Именно это явилось причиной того, что сахар в процессе изготовления не добавляли, воду исключали. То есть ставили сок, добавляя для брожения естественные дрожжи.

   Какие вина традиционно ставились в домашних условиях? Чаще делали сидр из яблочного сока, смешивая разные сорта. Но я никогда не интересовалась процессом, помню только, как сама решила поставить в молодости вино из красной смородины и немного из клубники. Подавила, отжала сок, поставила в пятилитровые стеклянные банки (у них горлышко широкое), добавив немного рябины и изюма для брожения и чуть-чуть сахара. Закрыла несколькими слоями марли. Встряхивала пару раз за день. Через неделю-другую рябина начала взрываться и фонтанировать. Сверху появилась шапка жмыха, пришлось снимать. Банку плотно закрыла, чтобы не попадал воздух.

   Процесс брожения завораживающий, можно смотреть часами.  Через несколько недель (не скажу точно: прошло почти 50 лет) аккуратно слила с осадка, перелила в литровые бутылки из-под молока, плотно закрыла и поставила подальше от глаз в прохладное место на выдержку. Через несколько месяцев мы получили самое лучшее женское вино: легкое, приятное на вкус, градусов 5-7 не более. Только … я это предполагаю.

А теперь самое интересное. Мама спрашивает:
- Дочь, у тебя спиртное в доме есть?
- Ты же знаешь, что у нас спиртное не водится.
- Но отец уходит к вам и возвращается навеселе.
- Мама, у меня спрятано вино для выдержки, я его осенью сделала. Но он вряд ли его найдет.
- А он знает, что оно у тебя есть?
- Не знает, но, думаю, догадывается: я у него интересовалась, как вино поставить. Он мне поэтапно все рассказывал.
- Давай-ка проверим, что-то мне кажется, что он сейчас за свою консультацию мзду берет.

  Мама оказалась права, вина было на донышке. Вечером спросила отца, как ему в голову пришло присвоить себе плоды моих трудов:
- Пап, вино женское, почему ты его выпил? На что он сказал:

- Так я же проверял иногда, готово ли. Вот теперь готово. Хорошее вино получилось. Можете попробовать.

Я рассмеялась:
- Наверное, хорошее, но нам даже попробовать его не удастся: там капельки на дне.