Одноклассницы продолжение

Галина Вольская
начало http://proza.ru/2021/09/30/359


8.Константин

С Константином Залеснова познакомилась через одну из своих подруг. Константин разошёлся с женой, вернулся к матери, потом стал жить с женщиной, с которой учился  когда-то в одном классе. Но что-то у них не заладилось, они расстались, Константин опять вернулся к матери. Людмила с ним встречалась, жить вместе они не торопились, хотя Людмила признавалась Ирине, что Костя ей нравится, но он не проявляет никакой инициативы, а сама она ни на чём настаивать не хочет.

Мать Константина умерла, а он вдруг привёл к себе женщину с тремя детьми, значительно моложе его. Людмила, тем не менее, сохранила с Константином дружеские отношения, приходила к ним в гости, иногда приглашая с собой Ирину. Людмила почему-то решила, что именно с этой женщиной жил в свои последние дни Виталий, и младший сын Ольги – сын Виталия. Высчитала! У неё  такое иногда бывало. Прослушав биографию одной известной фигуристки, Людмила объявила всем, что та имеет отношение к её лучаевпервому мужу. Жили в одном городе, много похожего, совпадают некоторые даты, значит её ребёнок – сын Анатолия, родня.

В перестройку все вписались по-разному. Воинская часть, где работала Сизова, была на грани закрытия, многих сокращали, зарплаты служащим не увеличивали. Ирине пришлось уйти сначала к предпринимателю, потом ещё несколько раз поменять место работы, работать на двух работах. По рекомендации Людмилы Ирину взяли на полставки в роддом. Сюда она приходила по вечерам и большую часть времени работала в одиночестве, составляя свои программы, обрабатывая данные. Ирина печатала на принтере много документов вместо часто болевшей секретаря – машинистки, в том числе графики дежурств, статистические отчёты. Дежурств у Людмилы было не очень много, хотя звучало обычно: «Ой, мне в этом месяце опять столько дежурств наставили!»

Иногда Ирина заходила в ординаторскую во время дежурств Людмилы. Нередко бывало, что Людмила приходила на работу, объявляла, что очень плохо себя чувствует, ложилась в ординаторской на диван, попросив медсестру принести ей истории болезни. В палаты к больным не шла, за исключением особо экстренных  случаев.

Константин занялся показом и прокатом видеокассет, снимал на видеокамеру свадьбы и юбилеи, конкурентов у него тогда было немного, он хорошо зарабатывал, смог купить участок и небольшой домик в деревне. Ольга с детьми переехала туда, стала заниматься хозяйством, Константин взялся за перестройку дома. Он заинтересовался компьютерной обработкой видеофильмов, попросил Ирину научить его работать на компьютере, приходил иногда к ней на работу в роддом, когда у неё было свободное время.



9.Продолжение дружбы

Дети подруг росли, взрослели. Людмила не стремилась дать детям высшее образование: «Мы учились, а счастья всё равно нет. Другие без всякого образования выходят замуж и живут припеваючи».  Её дочка после восьмого класса пошла в медицинское училище, вышла замуж в восемнадцать лет. Но к семейной жизни она была так же не приспособлена, как и её мать, всё у них делала бабушка. Взрывной характер Лена тоже унаследовала от матери и бабушки. А  её муж, учившийся в военном училище, ударился в коммерцию, участвовал в каких-то махинациях со стипендией, а потом и вообще решил скрыться с чужими деньгами, бросил училище и уехал на Украину. Лена поехала с ним, но не поладила с его родителями, вернулась беременная к матери и бабушке. Она, как и мать, ждала, что муж приедет за ней, уговорит вернуться. Он не приехал. Приехала потом его мать, забрала вещи сына и ушла, даже не взглянув на новорождённую внучку.  Теперь эта девочка оказалась на попечении Лидии Ивановны.

Ирина убеждала Серёжу, что ему необходимо образование: «Другие встанут за станок и будут работать, а ты не сможешь, у тебя здоровья нет». Серёжа после десятого класса поступил на мехмат университета в Саратове, учился, жил на квартире. Начиная со второго курса,  стал подрабатывать из-за  нехватки денег, в своей группе он со временем остался единственным иногородним, другие бросили или вылетели, Серёжа доучился. Хотел остаться жить в Саратове, но работу по специальности там было найти не просто без чьей-то помощи, а мать могла ему помочь только в своём городе. Здесь его взяли на должность программиста в центральной районной больнице. С его помощью семья Сизовых стала жить лучше, теперь у них был всего один иждивенец.

А у Залесновых случилось большое несчастье. Лидия Ивановна развешивала пелёнки правнучки над газовой плитой с горящей горелкой, присела, доставая очередную пелёнку, и не заметила, что подол её платья коснулся огня. Синтетическая материя быстро загорелась, Лидия Ивановна получила обширный ожог. Пару месяцев она промучилась в больнице, потом дома. Ожог стал вроде бы подживать, но не выдержало сердце, Лидии Ивановны не стало. Людмила осталась одна с детьми и внучкой.

Жизнь в стране в целом не становилась лучше. Предприятия всё так же разваливались, зарплаты вовремя не платили. Ирина продолжала работать на двух работах, семья держала огородные участки. На участках работала в основном мать Ирины, уволившаяся, наконец-то с работы. Полине  Ильиничне  было уже за семьдесят, но она ещё крепко держалась на ногах, обладая сибирским здоровьем, родилась и росла она в Томской области.

Константин обратился к Полине Ильиничне с просьбой дать ему семян  картошки и помидоров  в счёт будущего урожая. Что-то у них не ладилось в хозяйстве,  получилось, что нечем засаживать большой участок, земля останется пустой. А Ирина предложила Косте выделить ей несколько соток для посадки  картошки, чтобы не тратиться хотя бы на оплату охранников. Участки стали охранять, хотя раньше этого не требовалось, но воровство всё равно процветало, воровали порой даже сами охранники.

На участок Константина ездила в основном Полина Ильинична и Серёжа со своей девушкой, студенткой химического  факультета университета, Ирина там появлялась редко, некогда. Костя приходил порой  к Сизовым в гости, вечно голодный, грязный. Ирина, жалея, кормила его, стирала ему рубашку.

Выяснилось, что Ольга у Константина сильно пьёт, а ещё и подворовывает. Её поймали на соседнем участке за воровством картошки, избили, составили на неё  протокол. Костя неоднократно требовал, чтобы Ольга прекратила пить, но ей это оказалось не под силу. Константин расстался с ней и взялся за ремонт своей  запущенной квартиры, Людмила с Ириной ему помогали.

Людмила осуществляла общее руководство, рекомендовала какие выбрать обои, как их скомпоновать,  Константин с Ириной воплощали всё это в дело. Ирина, замечая интерес Константина, спросила у Людмилы:
– Какие у вас отношения с Константином, тебя не обидит наше сближение?
– Делай то, что считаешь нужным, мне всё равно.

Но когда Ира действительно сблизилась с Костей и даже перешла к нему жить после женитьбы Серёжи, оказалось, что Людмиле далеко не всё равно. Тем более это совпало с большими неприятностями у Людмилы на работе.



10.Вторая трещина

В начале нового века что-то стало меняться. Частично восстановили почти полностью расформированную воинскую часть, в которой работала Ирина, ей предложили вернуться на свою должность. Зарплату стали платить вовремя. Ирина, вернувшись в воинскую часть, смогла, наконец-то, оставить вторую работу, правда, не сразу.

В одном из месяцев собирающийся уезжать заведующий гинекологическим отделением поставил дежурства только себе и своей жене, больше никому. Ирина как раз печатала этот график дежурств. Все врачи промолчали, а Залеснова не захотела смириться с потерей существенной добавки к зарплате. Она потребовала обсудить этот вопрос на профсоюзном собрании.

Обсуждение на собрании превратилось в судилище над Людмилой. Заведующий сказал, что Залеснова перестала работать над повышением профессионального уровня, живёт старым капиталом, не всегда справляется со своими обязанностями. Больше всего Людмилу возмутило, что это было высказано при медсёстрах, подрыв её авторитета. Она подала на заведующего в суд на возмещение морального ущерба.

Вся эта история стоила ей большого нервного напряжения. Матери, всегда поддерживающей дочку, не было, а среди подруг оказались такие, кто поспособствовал помещению Людмилы в психиатрическую больницу. Причём это было сделано обманным путём. Людмиле пообещали оформить инвалидность по астме, но поскольку мест в терапевтическом отделении сейчас нет, надо полежать какое-то время в психиатрическом отделении.  В отделении же у неё пытались диагностировать чуть ли не шизофрению, даже направили её в Саратов. Диагноз не подтвердили, но во всех документах было зафиксировано обращение к психиатру.

Из роддома Залеснова уволилась, долго не могла устроиться на работу, пошла даже работать поваром в столовую, но потом ей предложили ставку врача – гинеколога в социальной службе.

Ирина сочувствовала подруге, старалась ей помочь, но её задело то, что когда Людмилу отпустили из отделения домой помыться, она поехала не куда-нибудь, а к Константину в деревню в то время, когда Ирина была на работе. Людмила мылась  в деревенской бане, осталась там  ночевать. Костя сразу же сообщил об этом Ире, а Люда объяснила, что она обещала кому-то взять у него рассаду.

Долго жить с Константином, приспосабливаться к его нелёгкому характеру Ирина не смогла. А когда После одной ссоры услышала от него, что никакой любви у него нет и не было, «просто встретились два одиночества», собрала вещи и вернулась в свою квартиру. Больше всего обрадовался этому переходивший вместе с ней к Константину сын Дима, ему тоже было некомфортно у Кости.

Через какое-то время Ирина с Константином стали снова встречаться, но жить вместе уже не пытались. А Людмила приезжала к Константину, говорила ему о своей любви, но он и ей ответил, что не имеет представления ни о какой любви. А вскоре он оформил опекунство над младшим сыном умершей от остановки сердца Ольги, стал жить с ним. Сыном Виталия, как считала Людмила, мальчик не был, Ольга к Виталию отношения не имела, все дети у неё были от одного отца.



11.Встреча одноклассников

И снова подруги встречаются, поднимая иногда за столом бокалы со своим любимым тостом «За пешеходов». То есть не за тех, кому везёт и кого везут, а за тех, кто идёт. Снег и ветер им в лицо, а они идут и идут. Пешеходы!

Дочь Людмилы Лена второй раз вышла замуж, уехала с мужем на Дальний Восток, там у них родился сын. Жили они в маленькой комнатке общежития без удобств, детей порой отправляли к бабушкам. Дочка Лены жила какое-то время у Людмилы, сын у другой бабушки.

Сын Людмилы Григорий начинал учиться в технологическом техникуме, не понравилось, бросил. Окончил профессиональное техническое училище, получил специальность сварщика.

Ирина не очень заставляла младшего сына учиться, но мальчик оказался способным, увлёкся физикой, стал занимать призовые места на городских и областных олимпиадах. После окончания школы Дима пытался поступить в МФТИ, но не добрал баллов, поступил на физический факультет Саратовского университета.

Сизова и Залеснова уже достигли пенсионного возраста, но продолжали работать. Людмила кроме работы в службе социальной защиты преподавала ОБЖ в одной из школ. Здесь ей передали электронное письмо одного их бывшего одноклассника, присланного на сайт той школы, которую они оканчивали.  Николай Савельев разыскивал своих одноклассников, просил откликнуться тех, кого удастся найти. В школе он учился не очень старательно, а на фотографии солидный офицер с множеством наград.

Интернет в их городе только появлялся, был не у многих, но с помощью Серёжи Ирина связалась с Николаем, ответила на его письмо. Николай, поступив  после окончания школы в военное училище,  ни разу не был в родном городе, ему очень хотелось приехать, побывать в школе, пройти по знакомым местам, увидеть одноклассников, отметить сорокалетний юбилей со дня окончания школы. После  училища Николай служил в Германии, на Дальнем Востоке, воевал в Афганистане, был там ранен. Выйдя в отставку, он стал работать адвокатом, получив ещё одно высшее  образование. Пишет стихи, рассказы, статьи. Причем некоторые стихи он написал ещё в школе, одноклассники об этом и не подозревали.

Людмила активно взялась за разыскивание адресов одноклассников. Разыскали многих, написали им письма, послали пригласительные билеты, обговорив предварительно день встречи.

Встреча состоялась! Пришли, приехали, не все, конечно, но довольно много. Обнимались, смеялись, узнавая и не узнавая друг друга. Учительница пришла  только одна, других уже не было в живых.  Читали стихи, вспоминали забавные школьные случаи, пели песни. Расспрашивали о тех, кто не сумел приехать.

Больше всех говорила, вела, организовывала Людмила. Ирина, как обычно, молчала и держалась в стороне. На душе у неё было очень тяжело. Она чуть не потеряла младшего сына из-за бандитских нападений на него, и сейчас была под вопросом возможность Димы продолжать учёбу.

Но было приятно войти в свою школу, пройти по её коридорам, увидеть свой класс, родные лица. Сизова и Залеснова здесь тоже давно не были, их дети учились  в других школах. А эта школа была уникальная, очень красивая – школьный дворец. Высокие потолки, большие светлые классы, широкие коридоры, вместительные актовый и спортивный залы, чугунные резные перила на лестницах. Как всё это запоминалось, снилось, напоминало о беспечных школьных годах! И класс, с которым подруги оканчивали школу, был тоже уникальный. Почти все получили высшее образование, чего-то достигли по своим  специальностям, смогли выстоять в трудные девяностые годы.

Николай написал стихотворение, посвящённое своим одноклассникам:
«Из года в год я повторяю вновь:
«Надежда, вера, верность и любовь».
Я этим символам не изменил
И в дни, когда измены яд испил.
Нет армии, в которой я служил.
«Системы» нет, её я пережил.
Кого мы чтили – тех сейчас браним.
«Богов» сменили – молимся другим?
«Не предавай, и в Вере устоим!»
Заброшены колхозные поля,
Засохли вдоль дороги тополя.
Уходят друг за дружкою друзья…
Зовёт меня иссохшая земля.
Течёт по сердцу времени песок –
Шершавый, горький, как прокисший сок.
Как удержать сыпучий ручеёк?
Он истончился и почти истёк.
Не только наши дни уходят с ним,
Он беспощаден к самым дорогим…
У каждого есть отведённый час,
Он неизбежен: жил, горел, угас.
Но я борюсь и повторяю вновь:
«Надежда, вера, верность и любовь».*



* стихи Михаила Савенкова



Окончание http://proza.ru/2021/10/05/385