Заметки мимоходом. 1-30 сентября 2021 года

Виктор Балдоржиев
1 сентября
Весь контингент, пожирающий Россию, активизировался: скоро выборы. Они могут остаться у власти и без выборов. Но миру надо создавать видимость.

2 сентября
Надо было готовить второе издание книги "Звезда над степью", которая выходила двадцать лет тому назад. Но организаторы почему-то не отправляют материалы.

3 сентября
В системе учреждений России всегда находится много людей, выращивающие свою значимость на деятельности себе подобных. Особенно много их в районах. Никаких видимых результатов у них не было и не будет, их задача - затягивать до бесконечности процесс, указывая на ошибки других, хотя сами не смыслят ничего в работе. В общем, из-за таких комбинаторов две книги в Д-м районе могут быть не изданы вообще:))) Одна книги лежит с 2019 года. С ума сойти.

5 сентября
Снова возникает тема Сухэ-Батора и места его рождения. Это, несомненно, восточный берег озера Зун-Торей. Тема связана с нелёгкой судьбой известной мне бабушки Мажит, сидевшей в лагере АЛЖИР Акмолинской области. Рассказы её остались в памяти её потомков. В них она упоминает о сыне Дамдина Баторе, родившемся на берегу Зун-Торея, проявившемся потом, как Сухэ-Батор. В юности он сватался к её сестре Катерине.

* * *
Надо понимать, что нормальную жизнь делает нация, но в империи не может быть нации, там всегда – людской ресурс, лишённый возможности развиваться.

9 сентября
Приболел, смотрю ТВ. Какая чушь! Клиника очевидна. Вывод: все наше ТВ много лет должно быть с медицинским уклоном...

* * *
Переиначили анекдот о Белоруссии. Теперь звучит так:
- Вы куда меня тащите? Я свой,  я  за Единую Россию голосовал!
- Не ври сука, за неё никто не голосовал...

* * *
Полугодовое сидение за столом и правка текстов бурят обошлась мне серьёзной болезнью всего организма. (80 процентов времени у меня уходило только на техническую правку: никто не знает правил работы в простейшем Office. Об инверсии переписывании материала из других источников можно даже не говорить). Прибавил в в весе, снова лихорадит сердце, на жопе появились волдыри.
В общем, отправился в Академию Здоровья. Выкачали шприц гноя. Теперь лечусь. А когда возьмусь за физические упражнения, которые только и лечат человека?

* * *
В Чите. Лечусь. Ребята нашли мне комфортную квартиру. История болезни. Тихо, чисто... Навестили два старых друга. Писатели. Первый пьёт, но не курит - здоровье не позволяет. Второй курит, но не пьёт - тоже  со здоровьем не важно. Говорят одновременно. Каждый о себе. Врут безбожно и одинаково. Торопятся высказаться. Воздух сизый от дыма и перегара. Так было всегда, все знакомо. Пятьдесят лет. Слушаю. Думаю об Иване Петровиче Павлове...

10 сентября
Заметно. По регионам ездят губернаторы, сенаторы, депутаты - паровозы и паровозики выборов. Стращают подчиненных:  не вздумайте разочароваться в Единой России. А зря. Вдруг с перепугу и вправду разочаруются. Конечно, народ давно разочарован. Для того, чтобы остаться у власти, надо идти на невиданные раннее нарушения. И они, конечно, будут. Просто другого пути у действующей власти нет.

* * *
В Бурятии появилась статья о моей сестре Дарижаб Батожабай. В комментарии я празнался: "Она моя двоюродная сестра. Наши матери - Шарлан Дулма и Шарлан Бутид - родные сестры. Родились и жили в Амитхаше, возле Догоя, двое из 9 детей Шарланов. Почему текст в прошлом времени? Дарижаб-абжа жива. Она 1952 года рождения. Внучка Батожабая - Лида, дочь Дарижаб-абжа. В 1980-х я ходил с ней в журнал Байкал, все узнавали в ней Батожабая, а тётя Бутид боялась, что я там напьюсь. Она работала в Бургизе. С Дарижаб-абжа общаемся с малых лет. Кстати, она первая читала мне Есенина".

11 сентября
Вячеслав Мархаев едет в подобострастную Агу. Что будет, что будет?
В ответ на этот вопрос, конечно, появился комментарий: "Ага никогда не была подобострастной! Уважительно миролюбивой - да! Еще с твердым стержнем характера и чувством собственного достоинства - да!"
За этим заявлением последовало другое: "А как можно 90 процентов отдавать за то, чтобы добровольно снять с себя статус субъекта Федерации?"

* * *
Вместе с командой веду кандидата в депутаты Госдумы Юрия Григорьева. В Агинском округе нам достаточно взять 3 место, можно даже последнее:))). Конечно, мы выиграем и там, но кто же даст нам выигрыш? Но вот по всему избирательному округу. а это половина Забкрая, мы возьмём первые места. Возьмём так, что комбинаторам власти придётся отдать нам победу. Мы даже спорить и выявлять явные нарушения не будем.

* * *
В связи с появлением материала о Дарижаб-абжа Батожабай у меня возникает желание написать о Шарланах – родственниках со стороны матери. Глава – Шарлан Цырен из Амитхаши, что недалеко от Догоя. Его жена – Мыдык, родом из Кункура. У них было 9 детей, пятеро девочек, четыре сына.
У каждого своя судьба. Наиболее интересные из них: Даширабдан-нагаса – председатель правления колхоза «Серп и Молот» в Амитхаше, Дамба-Дугар-нагаса – расстрелян в Читинской тюрьме в 1938 году (после побега из первого заключения), Даба-Самбу-нагаса – лама, лхарамба, жил в Тибете, Индии, Америке, где и кремировано его тело при присутствии Далай ламы-14, Дашинима-нагаса – геолог, начальник партий, в руководстве геологии, жил и умер в Улан-Удэ, Бутид-абжа – работала в Бургиз, жена Д. Батожабай, мать – Дарижаб-абжа. Двое дочерей Шарлан Цырена были отданы в Зугалай и Кункур, остальные жили в Ушарбае.
Все они связаны со многими семействами из Могойтуйского района. У меня в памяти рассказы о временах, когда посёлка не было вообще, а существовал разъезд "Мухар Хунды", как с этого разъезда отправлялись на запад или восток мои родственники. К тому же я свидетель и участник разных событий, связанных с Шарланами и Амитхашей. До недавнего времени, когда я появлялся в Догое, Ушарбае или Зымке, старые люди всматривались в меня и утвердительно шептались: «Один из Шарланов», хотя я не рыжий, (Шарлан – это рыжеватые).
Судьбы там сложные, запутанные, потерянные. Что значит только выражение (на бурятском): «Искусные зодчие Амитхаши»? 
Постараюсь в какой-то степени восстановить забытые судьбы.

* * *
Середина 1980-х. Мой друг Володя Липатов был хорошим поэтом, крепким и высоким парнем. Очень заметным в районе Элеватора. Гири тягал. Узнав, что я приехал в город, он приходил к моей тёте, Бутид Цыреновне, (знавшей всех писателей), где я остановился, звонил в дверь. Тётя открывала и оказывалась ему по грудь, он говорил ей какие-то незначительные слова и, через её голову, выразительно показывал глазами мне, вышедшему из комнаты, что надо встретиться. Бутид Цыреновна начинала уже о чём-то догадываться, но тут, спасая меня, её окликала Дарижаб-абжа.
Чтобы не вызвать подозрения тёти, я выходил через полчаса и сразу находил Володю, уже купившим пол-литра и нехитрую закусь. Мы уединялись под какие-то деревья, выпивали и говорили, говорили, говорили о литературе, поэзии, книгах. Читали стихи…

13 сентября
Показываю ход, хотя на самом деле это необходимость.: Жизнь подсказывает, что юридические знания и жизненный опыт Юрия Григорьева и Вячеслава Мархаева могут принести наибольшую пользу Забайкальскому краю и Агинскому Бурятскому округу в Государственной думе. Оба кандидата родились и всю жизнь живут в национальных образованиях. Именно эти личности, во взаимодействии со всеми уровнями власти, могут продолжить благотворные процессы, начатые Иосифом Кобзоном и Баиром Жамсуевым. Эти процессы должны обрести новое дыхание и политическую инерцию.
Наш выбор руководствуется целесообразностью и необходимостью, которые всегда приносят результат. Кто-то же должен продолжать начатые дела? И кто, если не новые депутаты или сенаторы?
Жду реакцию комбинаторов.

17 сентября
На днях народ выберет тех, кому на Руси будет жить хорошо.

18 сентября
Сегодня каждый житель Байкальского региона должен голосовать за Вячеслава Мархаева, за настоящего Лидера и Совесть народов России!

* * *
Ещё никогда так не теряли своё невидимое достоинство губернаторы, сенаторы и генералы Забайкалья, как в сентябре 2021 года, выполняя роли ведущих гуранов и участвуя, в открытую, в избирательной компании.

19 сентября
Поскольку реальность ужасна, каждый имеет полное право сходить с ума по-своему.

20 сентября
Несмотря на колоссальное давление, подлости и хитрости административного ресурса и правящей партии, в Даурском избирательном округе №44 победил Юрий Григорьев. Победили мы, идущие путём развития и прогресса.
В послушном Агинском Бурятском округе, к сожалению, он третий, но в большинстве районов края – первый, имея внушительный отрыв от конкурента правящей партии,  ставшей второй за счёт нац.округа.
 Кроме того, в моём, родном, Ононском районе победили кандидаты, которых я поддерживал. Учимся и побеждаем!
У несправедливости перспективы не бывает, оно только у справедливости. Поздравляю с победой всех земляков! Всем спасибо за поддержку и понимание!
Наш ресурс сильнее административного.

* * *
Ни один кровосос не хочет добровольно оторваться от тела народа.

* * *
Побывал на месте первой ставки Чингисхана в Ононском районе, отмеченном в географическо-статистическом словаре Семёновна-Тян-Шанского 1863 года.

21 сентября
Оказывается, у меня совершенно не развит Инстраграм. Начал активно публиковаться там. Но сначала - разобраться что и как в этом приложении. Выложил фотографии своих друзей - художников. Они были и остались моими лучшими друзьями. В их мастерских прошли лучшие годы моей жизни.

23 сентября
Выехал по приглашению в Улан-Удэ, там будет первый международный экологический фестиваль "Священный Байкал" с участием поэтов, бардов, переводчиков.

* * *
* * *
Надо понимать, что основная масса литераторов состоит из тех, кто пишет от таланта, ума, знаний, опыта, неистребимого желания, но единицы - от Бога.

* * *
Я знал Читы пьяную, грязную, несчастную. Теперь вижу Читу трезвую и чистую. Но до мечты ещё далеко.

24-28 сентября
Участвовал в работе экофестиваля "Священный Байкал", был на собрании писателей Бурятии. Впечатления серьёзные. Об этом надо писать. Не один раз. Постоянно. Осмысливать и писать.

29-30 сентября
До дома добирался два дня: поезд, маршрутка до Агинского, поиск попутной машины. Вслед всё ещё продолжают звонить и писать из Бурятии.
Будьте здоровы и счастливы все!

На снимке: Улан-Удэ. Вид из окна гостиницы "Саган Морин"