Неожиданно и необъяснимо

Магда Кешишева
   В октябре 2019 года, вылетая из международного аэропорта Джона Кеннеди в Нью -
- Йорке, я намеревалась вскоре возвратиться. Наверняка боги тогда смеялись над моей уверенностью. Нежданно - негаданно появился коронавирус, разрушивший планы не только отдельных людей, но и крупных корпораций, и целых государств.

   Два года прошло с того октября. Что происходило и присходит в мире тоже всем хорошо известно. Я следила за развитием событий в надежде на улучшение ситуации и возможность вылета.
   Вроде ничего обнадёживающего, но авиасообщение восстановили и, хоть многие мне не советовали лететь, я не могла оставаться. Очень уж соскучилась по старшей дочери и внукам. Конечно, эти два года мы постоянно были на связи по интернету, но кто оспорит, что живое общение ничем не заменить.

   Итак, билет куплен, лечу. О том, насколько отличается поведение людей в условиях пандемии у нас и штатах, даже не буду говорить. Это - тот случай, когда хочется с завистью воскликнуть:"За держау обидно!" Я с пристрастием искала - в аэропорту, на улице, в магазинах, в медицинском офисе - человека без маски и не нашла.
   Семья моей дочери живёт в штате Нью - Джерси, в небольшом городке Принстон Джанкшн. Какие здесь сознательные люди! Какие законопослушные! Как верно понимают необходимость вакцинации, ношения масок, соблюдения социальной дистанции!

   Изначально я собиралась писать о другом, но всё настолько отличалось от ситуации в Армении, откуда я вылетела, что умолчать я просто не смогла.
   9 сентября, в милом ресторане Вашингтона,  мы отметили 19-летие средней внучки, погуляли по городу.
   Приближался мой день рождения. Я отвергла предложение зятя праздновать вне дома. Мы с дочкой поехали в русский магазин, где обычно покупаем то, чего нет в американских супермаркетах: соленья, сыры и колбасные изделия, армянский лаваш и бастурма, грузинские ткемали и вина, икра - зернистая и красная, гречка и селёдка, шпроты, охотничья колбаса, кубанские семечки, мороженое... Правда, чтобы доехать до него, надо проехать несколько маленьких  городишек, но чего не сделаешь, чтобы доставить удовольствие родным людям!

   С утра небо затянули тучи и дождь был неминуем. Но погода была тёплая, поэтому оделись мы легко и, на всякий случай прихватили зонт. Не забыли, естественно, и сумку - холодильник для мяса, курицы и торта - мороженое.
   Пока мы делали покупки пошёл дождь. Добежали до стоянки, уложили продукты в багажник, сели в машину, пристегнулись. Тут моя Яна говорит:
 - Сейчас я позвоню Андрею, пусть они без нас покушают, а мы пойдём в кафе.
 - Яна, зачем в кафе, дома полно еды!
 - Хорошо, что полно еды. Пусть они поедят, а мы приедем, приготовим ещё и вечером отметим твой день рождения. Пока мы доедем, будет три часа. Зачем им нас ждать?

   Позвонили, договоились.
 - Мама, здесь недалеко очень милое мексиканское кафе, где вкусно готовят. Сейчас там никого не будет.
 - Никого?
 - Время ланча закончилось, а время обеда не настало.

   Быстро доехали до кафе, одноэтажного деревянного здания в окружении зелени и цветов.
 - Видишь, всего одна машина на парковке, я была права.
   Припарковались и вошли. У входа встретил нас парень в маске, с улыбкой поздоровался и провёл в зал. Он указал нам на столик у окна. Мы заняли места на удобном, мягком диване по обе столоны стола. Столы отделялись один от другого деревянными перегородками, которые - и это было заметно - нарастили стеклянными до самого потолка. Видимо, это связано с пандемией.
   Действительно, в зале сидела всего одна пара - средних лет афроамериканцы, мужчина и женщина. Мужчина сидел спиной к нам. Так как мы с Яной сели друг против друга, она не могла видеть их, а я, сидя лицом, хорошо их разглядла. Оба были стильно, с иголочки одеты, аккуратно причёсаны, разговаривали негромко и с улыбкой.

   Симпатичная молодая официатка, по виду - испанка, подошла к нам, широко улыбнулась, поставила на стол два высоких стакана  воды со льдом и меню. В этот момент спутник афроамериканки обернулся, посмотрел в нашу сторону и жестом позвал девушку. Она подошла и через некоторое время принесла им графин с соком. Судя по цвету, это был сок манго.
 - Мама, здесь очень вкусно готовят мексиканские блюда. Я сейчас выберу.
   Яна сделала выбор, девушка - официантка приняла заказ и очень быстро наш стол напоминал яркий натюрморт всех цветов радуги. Мы приступили к трапезе, восхищаясь теперь уже не только видом, но и вкусом и запахом блюд. Параллельно разговаривали и шутили.

   Тем временем мужчина и женщина закончили есть и пить. Официантка дала им счёт, они расплатились и вышли из кафе. В окно мы видели, как они сели в машину фиолетового цвета и уехали.
 
   И тут к нам подходит официантка с каким - то странно растерянным видом и, указывая на стол, где сидели афроамериканцы, спрашивает:
 - Вы знаете людей, которые сидели за тем столом?
 - Нет, а почему вы спрашиваете? - говорит Яна.
 - Дело в том, что они за вас расплатились.
 - Как... зачем?!
 - Не знаю. Я столько лет работаю и ни разу не было ничего подобного.
 - Странно... А они что - нибудь сказали?
 - Нет, только, что хотят за вас заплатить.
 - Не понимаю... А они и чаевые оставили?
 - Да! - воскликнула девушка... Извините, я помешала вам.

   Когда девушка отошла, мы с Яной переглянулись, пытаясь как - то понять  поступок незнакомых людей.
 - В Тбилиси есть традиция посылать на стол, где сидят незнакомые люди, вино, одну - две бутылки. Но делается это не инкогнито. Официант приносит бутылки и говорит:"Это вам от того стола" и указывает на стол. Обычно за столами сидят мужчины. Получившие вино делают ответный жест: получили две бутылки, отправляют четыре. Если посетители оказываютя знакомыми, они могут пригласить за свой стол. Но так вот расплатиться за незнакомых ... - сказала я.
 - Мама, а, может быть, белый человек, или целая семья сделали им какое - то доброе дело: помогли в тяжёлую минуту материально или поддержали морально...
 - И они решили отплатить добром на добро нескольким белым? Что - то вроде армянского матаха? Может быть...
 - Может быть, конечно, но, всё равно странно... Мама, я хочу дать этой девушке 20долларов. Мы бы заплатили значительно больше, пусть девушка сегодня заработает.
 - Видишь, прослеживается цепочка - добро рождает добро.

   Когда мы вернулись домой и рассказали о случившемся, мой зять с улыбкой сказал:
 - Тётя Ната, наверное они каким - то телепатическим образом узнали, что у вас сегодня день рождения и захотели сделать вам сюрприз.
 - Сюрприз удался, конечно, но ...