Часть 37. Вольная вольница моего детства, а где-то
ШКОЛА
Осенью 1946 года я пошла в 1-ый класс Осиповской семилетней школы. Это одноэтажный деревянный дом у чистого пруда. С одной стороны школы – клуб, с другой – сельсовет. Напротив – церковь и магазин.
Осень выдалась очень тёплая. Я надеваю красное маркизетовое платье в белый горошек с рукавами-крылышками, с оборкой по подолу, и бегу в школу по песчаной плотине пруда. Ветерок лохматит мои чёрные стриженые волосы. Платье, отражаясь в зеркале пруда, плывёт за мной красным облаком. Никто не провожает, никаких букетов. Всё просто.
Наша учительница – Мария Акимовна Мурзина. Ей – лет за тридцать, но мне она кажется старушкой. Её муж, Пётр Иванович Мурзин, - директор школы. На его висках – седина. Оба они возвратились с войны. Живут в домике-сторожке в церковной ограде.
Мария Акимовна – добрая, спокойная, но блёклая, с невыразительным лицом. Бесцветные волосы с прямым пробором на темени схвачены на затылке в жидкий узелок, прикрытый чёрным бантом-бабочкой. Она носит серую, в белую полоску, блузку с длинным рукавом и чёрную юбку. Иногда она надевает зелёное в серую клеточку шёлковое платье-халатик с отложным воротником и рукавом на манжете. Почему-то мы называем это платье пыльником.
Под её руководством выводим кривые палочки, буквы, читаем по слогам букварь:
«Мама мыла раму, Маша мыла Милу».
Это многократно повторяется с пыхтеньем и запинками почти каждым из одноклассников изо дня в день. Мне наскучили, опротивели и мама, и рама, и Маша, и Мила. Больше из наук первого класса я ничего не помню. Ах, нет! Был ещё урок пения. Мария Акимовна ставила на низенькую скамеечку согнутую в колене ногу, размещала на ней гитару и тоненьким голоском пела:
"Посею-ль я, посею-ль я лён-конопель, лён-конопель,
Повадился, повадился, повадился, повадился
Вор-воробей, вор-воробей».
И мы вторили ей хором: «Лён-конопель, лён-конопель, вор-воробей, вор-воробей».
Это было немного лучше, чем мыть раму, но тоже быстро надоело. А в окно заглядывает солнце, виден пруд.
Когда заканчиваются уроки, я хватаю свой букварь, тетрадки, запихиваю их в сумку, беру стеклянную чернилку в мешочке на верёвочке и пулей выскакиваю из школы. Мой бег по плотине домой ещё стремительнее, чем в школу.
Забежав в кухню, широким размахом с порога швыряю сумку. Из неё вылетает содержимое и рассыпается по полу, долетев до окна. При этом я гневно восклицаю:
- Я вам, что ли Маша?!
Это выстраданная жалоба на назойливую Машу, которая много раз в день моет свою Милу, а мама – раму.
Удивительно, что никто, никогда не ругал меня за эту акцию протеста. Впрочем, в то время меня вообще никто, никогда не ругал, не упрекал, не читал морали, нравоучений. Меня не подавляли. Вокруг витал дух свободы. ВОЛЬНАЯ ВОЛЬНИЦА!
Оставив свои школьные принадлежности распластанными на полу, я устремляюсь к двери, чтобы мчаться в свои пампасы, на усадьбу, на деревья.
Бабушка останавливает меня:
- Ты куды разлетелас? Поешь сперва.
Она выставляет на стол тарелку с синими, как удавленники, лепёшками из крахмала, добытого из гнилой картошки.
- Опять шлёп-на-шлёп?! А мне сегодня две пятёрки поставили!
- Больше неча. – Грустно отвечает бабушка.
Я не помню, чтобы меня мучил голод. Просто эти деревянные, синие лепёшки я не хочу есть. Снова разворачиваюсь к двери.
Бабушка говорит:
- Опять птаха на свои дерева полетела. Сыми сперва срядно платьё, а то об сучки изорвёшь.
Возвратившись с усадьбы, я собираю разбросанные тетрадки, букварь, карандаши, укладываю в сумку.
На следующий день, придя из школы, снова швыряю их на пол в досаде на Машу.
Протест повторяется часто.
С лёгкой руки нашего Вити, его друзей, Коли Кабина и Мити Шлюндина, меня прозвали «Что-ли-Маша». Это имя долго оставалось за мной.
Однажды, году в 59-60-ом моя мама приехала в Осипово навестить бабушку. Её встретил Митя Шлюндин и в разговоре спросил:
- А как там «Что-ли-Маша» поживает?
- Хорошо. Учится в институте. – ответила мама.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.