По следам 60-х - 70-х

Евгений Ермолин
На коротенькую эмоцию,
http://proza.ru/2018/07/12/1516,
мне сказали, что я всё вру.
Пришлось написать поподробнее.

Анекдот такой есть: Почему нам больше нравится прошлое, чем настоящее? Ответ: Потому что тогда девочки были молодые!)
Возможно, что и мне прошлое нравится именно поэтому.
Тем не менее.
Я живу в Омске. Когда приехал сюда по распределению, увидел мощную энергетику города, строились заводы: нефтекомбинат, завод СК, завод пластмасс, угольные ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, ТЭЦ-5. ТЭЦ-6 на газе не успели запустить, т.к. закончился социализм. Левый берег Иртыша был пустой, весь город располагался на правом. Буквально за 10-летку на левом берегу построили фактически новый город на 300 тыс. чел., где я и сейчас живу. Город впитывал массы людей: так, в 1972г. было 900 тыс. жителей, а уже в 1975г. отмечали миллионного жителя. Всего население города достигло порядка 1,3 млн. чел. Замечу, что я приехал из Ярославля и ни в чём не ощущал ущербности проживания в Сибири.
Мой родной сажевый завод уже существовал, но на моих глазах полностью модернизировался, старые цеха просто взорвали и на их месте построили новые, которые и сейчас работают, продавая сажу (технический углерод по-современному) всей Западной Европе. Конкурентноспособности достигли всего лишь переходом на американские стандарты, которые они сделали международными.
В части развития самого города были построены: красивый ЖД-вокзал, автовокзал, речной вокзал (тоже красивый, получавший премии за архитектуру), шикарный (он и сейчас лучший) торговый центр, шахматный клуб, Всесоюзный институт сажевой промышленности (ВНИИСП), мощный музыкальный театр, который проектировала жена А.Ширвиндта, ледовый дворец, в котором и зародился наш "Авангард", нынешний чемпион страны. Сейчас на деньги "Газпромнефти" строится новейший такой комплекс, поэтому команда играет в Балашихе. Был и есть драмтеатр старинный, который тщательно поддерживался и сейчас поддерживается в наилучшем старинном виде, с большим балконом, с которого выступал ещё адмирал Колчак.
Активно работал Иртыш, по которому непрерывно шли грузы в Казахстан и на север тысячами судов, в т.ч. на подводных крыльях. Через него было построено три моста, (до заселения левого берега не было ни одного). Начали строить метро, но не достроили тоже из-за смерти СССР. Станции запенили, чтобы не провалились.
На наших крупнейших заводах строились ракеты и космические корабли, на тогдашней лучшей ЭВМ БЭСМ-6 производили расчёты траекторий и орбит их полётов.
И много ещё чего было, не хватит места, чтобы всё описать.
Говорят, что от космоса мы ничего, кроме гордости за свою страну не получали. Наверное так и есть, но, думаю, это был задел на сегодняшнее время, когда вся связь, интернет обеспечивается космическими аппаратами, осуществляются намного более точные, чем тогда, прогнозы погоды благодаря системе "ГЛОНАС", исследуется поверхность земли и многое другое.
Удивило утверждение, что создание новых сортов растений — пропаганда. У нас был, и есть крупнейший в Сибири Сельхозинститут, был СИБНИИСХОЗ с огромными опытными площадями, где и выводились сорта, выдерживающие сибирские морозы и летнюю сухую жару. Помню наиболее удачный сорт пшеницы: "Омская-9". Сельское хозяйство было очень развитым как в части растениеводства, так и животноводства. Ежедневно в Москву снаряжали целые составы с мясом, но, как ни странно, и самим доставалось — в магазинах было всё: мясо, несколько сортов колбас очень высокого качества, масло сливочное, молоко жирное, густое, пельмени выпускали в коробках — тоже очень вкусные, нам, тогда ещё неженатым, оставалось только их сварить.)
Я хорошо в этот город вписался: развивал управление технологическими процессами на базе управляющих ЭВМ (электронно-вычислительных машин, компьютерами сейчас называются) на упомянутом заводе. Было очень интересно работать! Женился по огромной любви на сибирячке, родил двоих детей, заработал бесплатную трёхкомнатную квартиру, которую и сейчас люблю. Пригласили в институт тоже вышеназванный. Командировки по всему СССР на 15 сажевых заводов, научные труды (порядка 50 печатных трудов).
Шахматы (см. выше клуб), футбол, волейбол, лыжи — мой спорт.
Ну подумайте, как же мне могли не понравиться мои 60-е, 70-е?
Что сегодня: город деградирует — ежегодно из него уезжает в Москву, Питер, за границу порядка 50 тыс. человек. Количество заводов уменьшилось: пластмасс разграбили бывшие парторг, комсорг и компания. Нет его. Умер завод сельхозмашин, умер агрегатный завод, выпускавший комплектующие для самолётов. Развалились новейшие тогда кинотеатры, страшно смотреть и т.д., и т.п. Город болеет, не знает как и чем жить. Сажевый завод схватил ловкий еврей, который не стал его грабить, а начал на нём хорошо зарабатывать, и на том спасибо. После уничтожения института (он в полном смысле на замке) я вернулся на завод, психологически мне комфортнее было работать на государство, чем на шустрого дяденьку, который заработанные деньги выводит из России. Благо, что зарплату платит. Т.е, он воспользовался плодами наших трудов и разработок. Как этот тотальный грабёж произошёл в стране, я до сих пор не понимаю. Конечно, это тоже талант особый — урвать чужое. И почему евреи обижаются, что их не любят?
Дочь моя с мужем уехали в Москву, сын тоже посматривает, куда бы смыться, грустно, но я их понимаю.
Идея социализма в России оказалась недолговечной, эта компания стариков политбюро оказалась неспособна отреагировать на меняющееся время. Я бы согласился, что сама идея социализма оказалась утопической, если бы не пример социалистического Китая. Там нашёлся Дэн Сяопин (вот роль личности в истории), применивший разработанную на западе концепцию "конвергенции", которую мы изучали ещё в институте в 70-х, согласно которой осуществляется слияние социализма и капитализма, из которых берётся всё лучшее. А мы в это время всё ещё изучали труды Маркса-Энгельса-Ленина.
Как живём сейчас. У меня такая теория — мы умеем приспосабливаться к любому, были приспособлены к социализму, с трудом, но приспособились к капитализму. Но, мне кажется, что народ устал приспосабливаться, поэтому и проголосовал за то, что есть, понимает, что ещё одно приспособление, например по типу Украины, мы не выдержим. Я голосовал за Единую Россию не из любви к ней, а чтобы не было очередной "перестройки", вернее очередного развала страны и всей нашей жизни. Перемен, которых нам обещали большинство партий, народ не хочет, потому что знает, что они нам принесут только горе и разруху. Развитие нынешней России я вижу, т.к. хорошо помню помойку 90-х. Такими, как Америка или Европа мы стать не сможем, а нас ведь будут заставлять, если не устоим.