Цикл Холодный сентябрь 24 ст 2021

Светлана Татарова
Цикл стихов «Холодный сентябрь» написан  соответственно в сентябре 2021.
Новый сезон, плюс выборы в ГД, плюс аномально холодная для сентября погода и дожди.
Цикл состоит из 24 стихов. Большая часть из них опубликована на странице Мергель, другая – на основной странице автора.

Содержание цикла
1.Барыня
2.Предвкушение
3.Прошла неделя сентября. Похолодало.
4.Лето по старому стилю
5.Звуки сумерек
6.На Театральной
7.Обманывают люди
8.О вкусах не спорят
9. Осенний подарок
10.Благословение Стихиры
11.Осенний прикид
12.Осень в Калуге
13.Глобальное потепление
14.Ошибки природы
15. Холодное бабье лето
16.Осенний этюд
17. Без стакана рифм
18.У печки осеннего равноденствия
19. Осенняя картинка
20. Как хорошо
21. Иллюзия на границе метеофронтов
22.Недобабье лето
23.Осенняя тропинка
24.Осенняя премудрость


1. Барыня

Красным одеялом Осень укрывала,
Погружая кроны все в закат.
ПиалА златая среди туч мелькала,
Приглашая всех неспящих в сад.

Берега чернели, засыпая в дымке.
А река, как будто замерла.
И летел экспресс осенний пылкий,—
Это Осень золото везла.

Чёрные деревья будто оживились,
Светом сад наполнила луна.
Берега реки вдруг золотом покрылись,
А река спокойно потекла.

Осень появилась в платье ночи длинном.
Дымки над рекой простыл и след.
Фонари склонились вмиг в поклоне чинном,
Барыня им рассыпала медь.

Вот и Осень. Вот она какая!
И Сентябрь, вассал её, встречал.
Аистов последняя улетала стая,
И вожак крылом ей помахал.

01:24
1 сентября 2021 года


2. Предвкушение
Ночь. Сентябрь. Тикают часы.
Новый год уже собрался в школы.
Где-то поле всё ещё во ржи,
Кем-то съеден соли пуд и боле.

Миха плачет! Миха перестань.
Ночь, а я не сплю, я слышу.
Ты её ругаешь матом:"...-дрянь."
Тише!

Где-то месяц спрятался средь туч.
Дождь искрит дождинками, как спичкой.
Ветер спит. Устал. Хотя могуч.
Мне никто не пишет в личку.

Время отдохнуть. Дать глазкам сон.
До утра ещё частица ночи.
Миха! Отпусти её в бостон,
Чтоб сплясала танец многоточий...

02:31
2.09.21


3. Прошла неделя сентября. Похолодало
Прошла неделя сентября. Похолодало.
Твою улыбку я вчера вдруг увидала.
Мне дела нет, что ты с другой. В подлунном мире
Бывает, что нарушен строй в гитарной лире.

Живи, будь счастлив, не болей! Плети корзины,
Гуляй почаще, веселей — взгляд на морщины.

Успеешь выбраться в парк, в сквер,
Где воздух чище,
Где одиночество средь вер
Ты, может, сыщешь.

Уже серее облака и мутны стёкла.
Туманом кроется река и вся поблёкла.


Прошла неделя сентября. День всё короче.
Желтеет осени наряд, ритмуя строчки.
 
Ты веру правильно хранишь.
Я понимаю.
Я — не манул, но и не мышь,
Я стих кропаю.

Над вами дождиком прольюсь,
Как над бульваром.
А после в снег я превращусь,
Где вы всё парой.

Ну, есть и у меня, мой свет,
Лучи и песни.
И вот поспел мой друг, рассвет,
Наперсник чести.

И новый день зажёг огни тире и точек.
Мы вдохновением полны до многоточий.

06:09
8.09.21


4. Лето по старому стилю
Ты скольких женщин за собой оставил,
Рождённых матерями для любви?
Ты путь свой, как возница правил,
Они, как пыль, в твой путь легли.

А кресло сохранилось жёлто,
С чуть искривлённою лозой?
Всё нераздробленное молотом,
Пускай вниз катится слезой.

А живы, живы сапоги,
Как офицера, что при штабе?
Идёт война. Её шаги
Не слышишь, с Удой сидя, разве?

Всё — о дизайне говоришь,
Ругаешь русских и евреев.
И Беломор опять садишь,
Пред ним одним благоговея.

Мне руку чтоб тебе подать, —
Самой в грязи твоей купаться.
И ты не просишь наподдать,
И мне давно уже не двадцать.

Ну, вот и встретились дороги,
Но косами не заплелись.
Я говорю шофёру, трогай,
А ты, пожалуйста, лечись.

09:48
10.09.21


5. Звуки сумерек

Кафе под вечер, ужин и коктейль. Уютный и красивый антураж.
Ты думы грустные, головушка, развей,
Чтоб завершить сегодняшний вояж.

Вот тайны сумерек таращатся в окно,
Но морщится сердитый суккулент,
Люблю песок, и солнце, и тепло,
А тут простынешь ты в один момент.

И длительный недуг оставив там,
Где за экраном жёсткий боевик
Пытается подпеть моим стихам,
Хотя в их суть пока ещё не вник,

Мы открываем новый вход в музей,
Где бронзовые двери держат свод
Туда, где первобытный нееврей
Своим художеством и по сей день живёт.

09:23
11.09.21


6.На Театральной
На Театральной нынче дефиле:
Летают брички, тарантасы и повозки.
И оставляют след факсимиле
На мостовых, на селфи и подмостках.
Народу тьма,
И все уже без масок.
Купцы, цыгане, кутерьма —
Театр открыл сезон, и радуется классик.

А я к толпе не подхожу, боюсь ковида.
Я у фонтанов тихо посижу,
Ещё струятся, лето не забыто,
Вдогонку шлёт тепло, им дорожу.

написано по следам вчерашней прогулки; 10.09.21 открыт театральный сезон одного из старейших театров Калужского драматического театра; в представлении участвовали артисты—спортсмены Фонда возрождения орловского рысака
11.09.21

7.Обманывают люди

Обманывают люди
Глаза в глаза постыло

Гешефт я не искала
Они нашли и дали

И с ним как с соцопроса
Вопросы мне задали

А мне какое дело
Почём у них клубника

Я Зодак принимаю
Чтоб зуд не нападал

А клюква виновата
Она всегда в болоте

Хотя и витамины
В энзэ есть у неё

Сентябрь пришёл
И сверил часы ажиотаций

А Осень очень любит
Красивый карнавал

Но грустную картину
И лица что без масок

Георгий Сорос будто пока
Не отменял.

07:06
12.09.21


8. О вкусах не спорят

О вкусах не спорят.
Не спорят о вкусах.
По нраву мне Ваш эпатаж.
Но точка опоры...
Где точка опоры?
Верните её нам в пассаж.

Да, видом красивы,
Рельеф очевиден
И пресса упругость видна.
Но старая грива...
Где старая грива?
Там лысина только одна.

Давайте исполним
Частушки на ложках,
Чтоб "вау" сказал резонёр.
На ставни-на ролли
Закрыто окошко,
И дверка, увы, на запор.

Ну, ладно, в почёте,
Вы сольно сегодня
И ладушки песню поют.
За тех, кто в полёте,
Кто к осени годен,..
Не пьёте шампанское брют?
1:07
13.09.21



9. Осенний подарок

Гармонии лад,
Упование слёз.
Город изыщет на карте студент.
Пишете вновь, решения нет.
Зачем к Вам осенний стучался момент?

Разобиделся вплачь
С липой офорт,
Неожиданно разочарован.
Мы — пленники туч, которые вскачь
Носятся там, средь дум, грёз
на спор.

Туманных озёр синь без мер
Не обеспечит небо в сером.
Династии след ужель без химер?
Октоберфест, Карл, вне карьеры.

10:00
13.09.21


10.Благословение Стихиры

Опять новолетие цикл годовой*
На счастье ли грусть начинает.
Вчерашний болезненный штурм мозговой
Уж пресен и надоедает.

Таланты беспечны. Таланты, ау!
И нынче, кто гениален,
День начался, окончился штурм,
Подняться пора из спален.

Заря предвещает мне лёгкость пера,
И осень — по старому стилю.
И спальня реально мне стала мала
Хочу прошагать хоть милю.

И так целый год, от звонка до звонка.
О, Господи! Благослови нас,
Поэтов страну, чтоб жила на века!
Cheers!

*Начало индикта (церковное новолетие) по православному календарю
14.09.21


11. Осенний прикид

Осень к золоту ещё не прикипела,
Но её потуги к мастерству
В "мастерской" я вижу то и дело,
Лишь не потакала б озорству.

Там берёзку вмиг позолотила,
Светится, как электрический разряд,
Там черёмуху любовно осветила,
И не хочется той сбрасывать наряд.

Венценосную заслушались алеи,
За пером помчался впрыть поэт.
Только птицы улетают, улетели —
Им бесплатный выдала билет.

Над Окою берега холмисты
Тоже обратились в жёлтый цвет.
И Дизайнер приготовила мониста,
Покупай и
         двигай в свет.

Только знай, что золото иссякнет,
А призыв — рекламою живёт.
И дождём все прелести забанит,
Трезвость с рассуждением вернёт.

Все мы, в общем-то, учились понемногу;
В чём-то понимаем, знаем толк.
Но ещё бывает на дорогу
К человеку злой выходит волк.

То зима страшит и угрожает,
Но ещё совсем не время ей.
И угроза холодов растает
Дымкой над рекой Окой моей.

07:23
15 сентября 2021


12. Осень в Калуге

Не задаю вопросов,
 не слушаю ответов.
Я — Просто Осень.
      
              Весною я — мимоза.
Зимой холодной — ёлка.
А в листопад я — Осень.

Метает лето грозы.
Я — молния и стрелы.
А в сентябре янтарном, Вы слышите?
Я — Осень.

Мне ветер дарит лёгкость,
Мне кроны дарят лёгкость.
И звуки, и их волны.

Пока ещё есть время до ёлки новогодней,
Устало светит солнце
И радует физалис,
Я — Осень.

В парке, в сквере,
 на улицах, алеях,
Бульварах и проспектах,
В пальто, в плаще, на шляпках,
И даже на перчатках,
На носике у кошки,
На лапках у собачки,
И даже у притвора
В старинном белом храме
В Кожевниках
В Калуге.

Я — Осень. Осень. Осень...

14:10
15 сентября 2021
Память иконы Калужской Божьей Матери по православному календарю


13. Глобальное потепление?

Кто не любил, тот фабул не поймёт ,
Холодных капель осени моей.
И с каждым днём всё холоднее жжёт
Морозный воздух, что плывёт к зиме.

А я пытаюсь лето наверстать,
В строфе чтоб атмосферу воссоздать.

21:27
16.09.21



      14. Ошибки природы

Сужается пространство, где тепло.
Придётся потеплее мне одеться.
Опять через балконное стекло,
Как через призму, я смотрю на детство.

Там , в сентябрях,  не холодно совсем.
Там — хлопковая блузка пионерки
И гольфы белые почти что до колен,
И солнце на плече, как бутоньерка.

А нынче, только высунись во двор,
Плюс восемь — не похоже на сентябрь.
И был у нас на завтра договор
С прогулкой, вот вам и как встарь.

Нет, этот резкий перепад
Не сможет планы наши изменить.
Мы полюбуемся на жёлтый листопад,
Хоть, обещают, дождик будет лить.

Но надо бы перчаточки надеть,
И шляпку, да, пожалуй, сапоги.
Ты на погоду не гневись, мой свет;
И не пинай, пожалуйста, с ноги.

Уж лучше потеплее нам одеться,
Ведь от погоды никуда не деться.

17.09.21
Утро


15.Холодное бабье лето

Дождь упирается в землю стеной,
Холодно, будто ноябрь.
Кто-то разбавил все краски водой,       Жаль.

Мне подарили букет белых роз,        Ведь тяготит серый цвет.
Осень теряет лоск,
Жёлтую медь.

Осень пытается перейти
Через Михайлов день*.
Чтобы ей яркие краски спасти
От теней.

Но нагадал мне на ушкО
Вильфанд-синоптик дожди.
Белые розы перед окном —
Майский расцвет среди льдин.

*по православному церковному календарю память Михаила-архангела
(помимо празднования  в ноябре) совпадала с заморозками

06:48
19.09.21


16. Осенний этюд

Побросали шишки голубые ели
На пестреющий под клёнами ковёр.
Нудный дождь их сверлит, вроде дрели,
Будто бы прохожему в укор.

Тротуарам, как моржам, купаться
Предлагает кислый выходной.
Мне с назойливым дождём считаться
Нет желанья, путь — иной.
 
Я иду домой.
Где в термосе — горячий чай,
Воскресенье, в городе — покой.
Воздух без авто — почти что май.

Лёгкие насытились озоном,
Лапы елей приласкали взгляд.
Расцветающим внутри меня бутоном
Дарит осень тишь и благодать.

10:30
19.09.21


17. Без стакана рифм

Таки
 попробуйте предположить,
Мы связаны, как буквы в слове.
Пусть разноуровневый шрифт,
Но к чтению
          Всегда готовы.

Таки попробуйте
   на запах,
       Не пахнем типографской краской?
Но в каждом — море, шторм и вахта,
Иль
Степь, полынь, ковыль.

Есть разница, какие звёзды
Нам освещают небосвод?
Назвать ли Вегу мне Ткачихой,
Стожары переименовать,
Вливаясь в сферу атмосферы,
Ерушалаимом дышать.

И если вдруг кому-то легче
По евротрассе, не верхом,
Одним путём вне годолёда
В Берлин, Ганновер иль Париж,
Иль Лондон, тоже ведь престиж,
И посетишь, и посидишь,
И помолчишь,
А, может, лишь душе польстишь.

Иль если стар как суперстар,
Иль даже нету вдохновенья.
И режет глаз чужой фонарь,
И просто как-то нету рвенья
Участвовать, презентовать,
И шевелиться, между прочим,
Тогда
Читать — не рисковать,
Оставив многоточья прочим,

И пусть летят мои стихи
С балкона на балконы звёзд,
И в гугле-яндексе легки,
Без выспренности поз.

Пока шагаются шаги,
Есть путь, куда хочу.
Шалтай-болтай, болтай-шалтай,
А светит лишь любовь.
16:49
21.09.21


18.У печки осеннего равноденствия

Стою у печки. Изразцы
         ласкают взгляд.
В сентябрь неслись зимы гонцы
         он им не рад.

Ещё листва кружит в садах,
         стелясь ковром.
Ещё не время холодам
          крыть серебром.

Стою у печки. Не горит
         пока очаг.
Зато туманами дымит
           большой овраг.

И осенинам* вопреки
          хмур небосвод,
Деревья стынут у реки,
          хоть не черёд.

Стою у печки. Солнца нет
             и облака,
Но всё же натуральный свет —
              в бока.

* празднование осенин  по народному календарю обычно приходилось на день осеннего равноденствия

09:51
22.09.21
Краеведческий музей
            


19. Осенняя картинка

Осенний восход так неярок, но мил,
И пусть в нём так мало огня.
Тщедушен и не хватает сил,
Но всё ж умиляет меня.

Рябые ковры сентябрьских дорог
Ткёт быстро проворная осень.
Зачем так спешить, ведь уложится в срок.
Проснулась в ней память ремёсел.

Не слушает, требует нынче рябину собрать,
Лечить чтоб простуду и хворь.
Но лучше ей с гроздьями постоять,
Красой услаждая взор.

Практичная дева унылой порой
Найдёт у природы, что взять.
Покров уже скоро, не за горой,
А там — и зима опять.

Холодный сентябрь — будто, к ранним снегам.
Ну, что же, чего нам гадать.
Вот дали тепло, наконец, и домам,
Тепло — уже благодать.

А у меня на окошке герань
По прежнему мило цветёт.
Сезоны-сезонами — тонкая грань,
Но лето не отбирай, восход.

7:49
23 сентября 2021  (по народному календарю память святителей Петра и Павла Никейских, осенние Петры и Павлы, сбор красной рябины)


20. Как хорошо

Как хорошо, по осеннему  медленно
Шла напрямик, через бульвар,
Рыжая глина с дождями последними
Вязкая, не тротуар.

Так хорошо, словно в деревне я.
Воздух — только хлебать.
Пусть небо серое, пусть небо серое,
Мне только лишь подышать.

Липы пока ещё держатся весело,
Жёлуди с дуба летят.
А тополям осень отвесила
"Фи", голыми в холод стоят.

Вязы капель с ветром шлют мне на голову;
Словно кропят, благодать.
А тротуар, будто белое олово,
Нынче с утра — плюс пять.

А вчера вечером — небо картинное,
Синь так пронзительно яркая, огненно.
Речка — в такой же гамме с пустынною
Набережной, мистикой тайны наполнена.

Завтра — суббота. Давай отдохнём.
В парк или сквер сентябрьский махнём.

Фото: П.Михайловой от 23.09.21

12:34
24.09.21


21.Иллюзия на границе метеофронтов

Я подарила тебе юкку,
Ты пальмою её назвал.
Но было ей в горшочке сухо,
Не поливал.

Теперь растёт в кашпо высоком,
Похож на пальму, молочай.
А ты ушёл за даль без срока,
Поторопившись невзначай.

Ты чётко в яблочко мишеней,
Как будто киллер, попадал.
А мне оставил на коленях
Две ноты: мускус и сандал.

Бежала Берта за тобою,
Не добежала, на пути
Вставала роща пальм стеною,
Девичье сердце защитив.

Глазами псицы вслед глядела,
Нет иноков среди собак.
И только воем волчьим пела,
Зачем курил ты всласть табак.

Опять циклон с антициклоном
Спор о границах вслух ведут.
И каплет дождь, что с небосклона
Заставил вспомнить страх и жуть.

Я подарила...

13:03
26.09.21


22. Недобабье лето

Опять синоптик грубо обманул,
Ведь обещал, циклон уйдёт из Центра.
Тот не ушёл, а взял себе отгул,
Вернулся вновь он с дождиком и ветром.

Сентябрь недаром искромётно нарекли
В этом году, как "недобабье лето"*.
Дожди текли, дожди текли.
И слава Богу, я тепло одета.

Народ, однако, резв и даже бодр.
Сезон уборки дач и огорода.
И повсеместно слышу разговор
Про заготовки к будущему году.

Бегония моя лист подняла,
Пусть не октябрь, но холод — затопили.
И глядя на неё, свои дела
Мне легче делать не в сырой квартире.

Пусть небо серо, и сдаёт сентябрь
Свой пост уже "очей очарованью",
Не дали бабам лета, мне не жаль,
Найдём в квартире фокус созерцания.

А между тем, глаголет нам Прутков,
Не замерзай на воздухе, народ!
Будь к холодам привычен и готов,
Чтоб не зависеть от погод и непогод.

* В связи с аномально холодным сентябрём в Центральной России в СМИ прошла информация, что метеорологи назвали сезон второй половины сентября "недобабьим летом"
(См. теги "недобабье лето" в поисковике)

Фото автора: бегония "Крыло ангела"

13:16
28.09.21


23.Осенняя тропинка

Ну, наконец, у нас антициклон.
Погодка, солнечно и лёгкий ветерок.
Осенний шарм, так бархатно-тепло,
Газон обмётывает прель, как оверлок.

Струятся жёлтые кленовые дожди,
Каштан стыдливо красится в багряный.
Ты говорил, у нас всё позади,
Но солнце греет в спину рьяно.

Синеют в цветниках малютки-звёзды
С кустов осенних любопытных сентябринок*,
А мы по-прежнему не вместе, в розни,
Свою свободу бросив в холодильник.

Пытаемся сберечь, а для чего?
И стоит ли она той силы воли,
Которую судьба дала за нелегко
И так доставшуюся долю.

Да, одиночество, сродни осенним дням.
Прекрасно и одухотворённо.
И, как цикадам у Басё, словам
Излиться невозможно, ведь безмолвно.

И только в строчках беглою строкой
Я чувствую, что ты — опять со мной.

* популярные клумбовые осенние цветы, научное название —
Астра новобельгийская, или Астра виргинская (Symphyotrichum novi-belgii).
11:09
29.09.21


24. Осенняя премудрость

Иду гулять. Загадочная осень.
На клумбах ещё пышут георгины.
Сменил жасмин на жёлтое наряд,
Сияет солнечно бордо рябины гроздьев.
Ушли обжинки* со Пречистой, осенины,
Бульвар промыт дождями от листвы.
И так прият-но
  радуют часы
Золотоносной предоктябрьской картины,
Что критики не трогают меня.
Пускай зудят, им зуд вменили за оплату
ЗлобЫ и карканья чужого воронья;
А я пускаю в ход им предоплату,
Чтоб не тревожили, уж скоро и Покров.
И не хочу я слышать дерзких слов.

* обжинки (родинки) и далее Пречистая (зд. малая пречистая), осенины, Покров — названия осенних праздников по народному календарю

04:10
30.09.21