Поэтические забавы

Валентина Колбина
               

   Кто-то любит играть в карты, кто-то в футбол, а кому-то по душе интеллектуальные игры. Среди литераторов или людей, близких к литературе, ещё полтора-два столетия назад и ранее были распространены поэтические игры-эксперименты.
   Считалось, что сложные стихотворные формы являются показателем умения поэта работать со словом. Это были акро- и телестихи, логогрифы, где звуки убывают в каком-либо исходном слове;  ропалики – в которых от строчки к строчке возрастает количество слов или слогов; с детства многим запомнились  бесконечные стихи или докучливые сказки.   Помните:

 «Еду-еду… Вижу — мост.
Под мостом ворона мокнет.
Я схватил её за хвост
Положил её на мост.
Пусть ворона сохнет.
Еду-еду… Вижу — мост.
На мосту ворона сохнет.
Я схватил её за хвост
Положил её под мост.
Пусть ворона мокнет…» и т.д.
 
  Возможно, кто-то знает о  липограмме, суть которой заключается в том, что стих пишется сознательно без какой либо буквы.   Или, наоборот только с одной гласной.
  Многим знакомы тавтограммы – тексты, все слова которых начинаются на одну букву.
Не менее интересны алфавитные стихи, в которых каждая строка начинается с буквы по алфавиту.
***
    Ещё существует такое понятие как макароническая поэзия – шуточные стихи, где эффект комизма достигается смешением слов и форм из различных языков.
    Этот термин происходит из Италии, где на смеси литературного итальянского, «кухонной» и классической латыни поэтами Тифи и Фоленто были написаны две комические поэмы с одним и тем же названием – «Maccheronea» (от ит. maccherone – паяц, балагур).  От смешения высокого и низкого стиля получился юмористический эффект.
    Русская макароническая поэзия была основана, главным образом, на пародировании речи дворян-французоманов. Эдакая «смесь французского с нижегородским».
Этим даже Пушкин баловался.

«Сперва Madame за ним ходила, // Потом Monsieur её сменил…»
«Где каждый, вольностью дыша, // Готов охлопать entrechat»; «
«Она казалась верный снимок // Du comme il faut… (Шишков, прости: // Не знаю, как перевести)»
«Приходит муж. Он прерывает // Сей неприятный tete-а-tete»
 
 Не остался в стороне и простой народ:

"Же по улице марше.  Ле пердю перчатку.
Же её - шерше, шерше!  Плюнул. И опять – марше"  (из фольклора)
 
Такой поэтический приём не был новым для Демьяна Бедного. Читая стихотворение  «Манифест барона фон Врангеля»,  наглядно представляешь  перед собой заносчивого солдафона и слышишь его речь!

Ихь фанге ан. Я нашинаю.
Эс ист для всех советских мест,
Для русский люд из краю в краю
Баронский унзер манифест.
Вам мой фамилий всем известный:
Ихь бин фон Врангель, герр барон.
Я самый лючший, самый шестный
Есть кандидат на царский трон…

***
  На Прозе тоже есть примеры макаронической поэзии. Например, Геннадий Ветров, расчувствовавшись,  написал письмо самой Ангеле Меркель.

 …Пишу айн бриф, майне либе фрау.
Майн Готт! О, как я Вас люблю!
Вся жизнь моя без Вас - ужасный траур
О встрече с Вами я судьбу молю.

У вас такая сексапильная фигура
И волосы, надеюсь, доннер вэттер, не парик.
Я думаю, что в жизни Вы не дура,
А я, ихь бин, и вовсе не старик.

Когда цу бет мы шляфен ляжем
(По-русски это, кажется, «в кровать»)-
Я обещаю: при оргазме даже – вас ист дас?
По два часа Вас нежно целовать.

Письмо писать ихь хёйте уж кончаю,
А завтра, если протрезвею, напишу Вам вновь.
Как тяжко я без Вас, майн блюмен, тут страдаю!
Цу энде! Аллес дринкен за любовь!
 
***
 А потом в таком же стиле получил ответ.

…Ихь либе дихь, мой дорогой Геннадий,
Как долго от тебя дер бриф ждала,
Вот и сейчас в слезах его ихь лезе,
Забросив в айн момент свои дела…

 О, майн фигур, как ты заметил верно,
Зеер сексапиль, я знаю то сама,
Могуча и красива, но что скверно,
Не замечает то майн ланд (моя страна).

Вот и кручусь, то в бундестаге, то в Брюсселе,
Айн таузенд вопросов едэн таг.
Ни Трамп, ни Путин не зовут на карусели.
Хоть ты позвал, Геннадий! Как-то так!
 
Надолго не прощаюсь, майн бриффройнд,
Етцт сяду вайтер мой ответ катать.
А бундесттаг, брюссельская поездка!?..
Да ну их на фиг! Могут подождать.

Одним словом, поэтические забавы творческих людей не знают предела.

***
P.S. А можно ли стать автором, не написав ни одной своей строчки? Как ни странно – да.  Для подобных экспериментов даже придуман термин – «комбинаторная поэзия».
Но об этом в следующий раз.