Новый человек

Римма Ромашич
Если по примеру Эммануила Канта задать себе простой вопрос: что я могу реально знать о Боге, то есть, что в моих возможностях узнать о вечности, то ответ будет одинаков для всех – ничего! Нет ни одного знания, которое бы позволило человеку понять умом или же ощутить чувствами суть бытия от начала и до конца. Поэтому на вопрос: как и для чего этот мир создан, у каждого свой ответ, а вернее, об ответе можно только догадываться. Можно предполагать или верить в ту или иную версию ответа, но знать наверняка невозможно.

Отсюда простой вывод: итог всех знаний человека это вера, то есть конечный смысл в вере и надежде, и всегда скрыт, по крайней мере, в земной жизни – точно. Как игра в рулетку, делаешь ставки и не знаешь, какая сыграет. Но в отличие от игры, в реальной жизни никогда не узнаешь, какая ставка сыграет. Просто делаешь ставки и умираешь. Если после физической смерти жизнь сознания продолжается, то узнаешь, насколько был прав или ошибался. А если никакого продолжения нет, то и нервничать особо нечего, тогда, как был невеждой, так и помрёшь в полном неведенье.

Пожалуй, на этом можно было бы и закончить тему о смысле жизни, если бы не одно но, а точнее, если бы не совесть, которая упорно помнит обо всех внутренних противоречиях, связанных с моральными обязательствами в отношении других людей. Проще говоря, всё бы ничего, если бы не совесть, не общечеловеческая мораль и не справедливость.  И в отличие от  всех остальных знаний, совесть, нравственность и справедливость это врождённые понятия. Говоря проще, это врождённые «опции», как речь, логика и воображение. Всё это способности, которые можно и нужно развивать, и от которых так просто не избавишься. Более того, все врождённые способности человека это не его заслуга, а данность, с помощью которой каждый человек должен лично для себя решить вопросы добра и зла согласно условиям, в которых родился и живет.

Но для чего решать вопросы добра и зла, если результат известен наперёд – смерть? Все умрут, как правые, так и не правые, как злые, так и добрые, как праведники, так и преступники, как жертвы, так и маньяки! Более того, торжество справедливости, или полное счастье на земле невозможно, поскольку зло неистребимо, а смерть непреодолима. Зло  препятствует справедливости, а смерть разрушает счастье. К тому же реальная картина мира недоказуема и, по большому счёту, никому не нужна. Остаётся только совесть, которая реагирует на все внутренние противоречия, помнит полную личную картину жизни и всю правду и ложь человека. А ещё существует стыд, который упрекает внутри, а где-то в душе ещё живет и справедливость, постоянно требующая сатисфакции, несмотря на то, что отомстить всем и за всё невозможно.   

На самом деле, единственная проблема, но и суть человека, это осознание добра и зла, отсюда и понимание общественного межчеловеческого закона, именно от этого закона строится справедливость, от справедливости определяется мораль, а о морали постоянно напоминает совесть, от которой не так просто избавиться. Ведь, чтобы избавиться от совести, мало личного желания не замечать правду, для этого нужен коллектив, который бы одобрял ложь и согласился признать стыд, позор и совесть пережитком прошлого. Вот тогда-то, человек действительно станет свободным! Свободным от стыда и совести, а значит, от чести, от морали и от справедливости! Ура? Но кто тогда будет этот бессовестный, аморальный, наглый, хамоватый, несправедливый и нечестивый человек? Он будет «нечто»! Будет новым человеком без комплексов и пережитков прошлого! Каким же он станет? Станет самым обыкновенным негодяем, похотливым неуправляемым эгоистом, жаждущим всё новых и новых ощущений для самореализации своих  отвратительных и изощрённых фантазий. Но это же жесть!

Это даже не животное. Поскольку животные всегда живут согласно закону природы, то есть управляются внутренними рациональными инстинктами. Человек  же, в отличие от животных, руководствуется не инстинктами, но и не всегда разумом, как многие полагают, а только внутренними убеждения, основанными или на общечеловеческих нравственных законах или же на собственном эгоизме.  А разум лишь инструмент, и если убрать общечеловеческий нравственный закон добра и зла, а вместо этого во главу угла поставить эгоизм, то есть самореализацию, а попросту – гордыню, то ум становится изощрённым безумием, потому что самое страшное проявлением разума это безумие, которое и есть вседозволенность. Лучше не иметь разума вообще, чем обезумить!

Созданием именно такого человека и занимается сейчас современная «западная демократия», в которой главное правило – это играть без правил и угождать только своим желаниям. Но сожрать эта «западная демократия» сможет только того, кто сам этого пожелает и захочет добровольно избавиться от совести и чувства долга. Ведь чтобы избавиться от всякой ответственности и угрызений совести, нужно два условия, а вернее три. Первое – личное желание,  второе - одобрение общественности, а третье это одобрение семьи (ближних). Тогда уже действительно исправить что-либо будет невозможно и можно жить, как хочешь, наплевав на всех и всё.

Отречение от совести это не такой уж простой акт. Мало личного желания заглушить совесть, ведь, сколько себе не ври, трудно добиться от совести молчания, и она в тайне и тишине, нет-нет, да и напомнит об отвратительных делишках. Но есть способ заставить совесть замолчать надолго и даже навсегда, если, во-первых, заручиться сочувствием на стороне от общественности,  а во-вторых, отречься от традиционной семьи, способной остановить деградацию личности. Ведь, когда семья разрушена, или когда в семье попирается авторитет старших, то и отчитываться не перед кем, а значит, можно убедить себя, что можно жить, как вздумается, без правил и обязательств перед ближними.  Это-то и происходит сейчас в глобальном масштабе.

Уничтожение векового института авторитарной семьи, самого первого и важного круга общения, основанного на непререкаемом авторитете обоих родителей, где и формируется личность, неизбежно приведет к деградации всего человеческого общества. И это страшнее и масштабнее падения Рима, это практически конец, хотя и не такой быстрый, как многими ожидается.

Общественность уже признаёт преступников несчастными жертвами «психологических травм детства», что позволяет каждому легко оправдать любое своё преступление, обвинив в этом семью,  несчастное детство, и даже гены. Семья вообще престаёт быть ценностью, ведь и детей теперь можно «заказать» и купить. Всё  это практически означает, что самое главное и последнее сдерживающие средство от вседозволенности – исконная семья, основанная на вековых традициях уважения старших и воспитания младших, на почитании отца и матери, уже перестаёт помогать человеку в формировании его лучших качеств, чтобы противостоять худшим проявлениям.  Семья в большинстве случаев становится или полигоном бесконечных выяснений отношений между родителями, что всегда приводит к обесцениваю авторитета семьи, или же местом беспринципного толерантного пофигизма, где стирается грань между добром и злом.

И что же остаётся, когда авторитарная семья, оплот общечеловеческих ценностей, уничтожается в геометрической прогрессии и превращается в беспорядочное сожительство без обязательств вне всякого уважения старших и вне культурных традиций? Ничего хорошего! Один сплошной эгоизм, пропитанный страстями, похотью, самообманом, безумными мечтами, бесполезным творчеством и прочей бутафорией, приправленной модными научными тезисами и призывами к самореализации любой ценой. Так и формируется новый человек, свободный от обязательств, от почитания родителей, от семьи, от супружеской верности, от всех законов, от справедливости, от праведности, от чести и совести.