Красные пузыри

Рейтаро Уза
I'm forever blowing bubbles,
Pretty bubbles in the air.
They fly so high, nearly reach the sky
And like my dreams they fade and die.
                John Kellette*
 
Heute zieh' ich meine Runden,
Seh' die Welt in Tr;mmern liegen.
Hab' 'nen Luftballon gefunden:
Denk' an dich und lass' ihn fliegen.
                Carlo Karges*
 
Freude treibt die R;der
in der gro;en Weltenuhr.
Blumen lockt sie aus den Keimen,
Sonnen aus dem Firmament,
Sph;ren rollt sie in den R;umen,
die des Sehers Rohr nicht kennt.
                Friedrich Schiller*
 
Боялся ли он турника?
Нет. Это были, скорее всего, злость и отчаяние. У него не получалось элементарно подтянуться. Даже висел он на трубе как мешок для сушки овощей.  Обычно на зиму в их семье закупали лук и помещали в старые женские капроновые колготки, чтобы лучше сохранить, затем вешали их где-нибудь повыше в сухом прохладном месте. Под тяжестью груза такой мешок превращался в некое подобие вытянутой груши. Именно так, думал, выглядел он сам, когда висел на турнике.
Пальцы еле держали, кажется, всё опустилось вниз, тянуло к земле. Вот уже напряжение последних сил ослабевает. Не то, чтобы подтянуться, удержаться бы! Всё...
Руки синхронно рухнули вниз, плечи взлетели вверх, фигура сгорбилась и застыла. Печальный, умоляющий взгляд медленно поднялся, словно пытался на трубе найти причину своей очередной неудачи. Но винить стоило только себя.
 
Утренняя прохлада на кухне сменялась теплом, ощущением уюта и соблазнительными ароматами завтрака. Раньше она просыпалась в это время и погружалась в такую атмосферу как в обязательную ежедневную сказку, с которой легко начинать день. Но вот уже больше месяца после разговора с дядей она решила быть причастной к этому волшебству, тем более, что мама и брат нуждались в её любви и заботе. Переворачивая блинчики, невольно осознала, как круто изменилась жизнь их семьи за эти полгода после смерти отца. Оказывается, не хватает его помощи, советов, подколок, улыбок, объятий, даже обычного физического присутствия, когда он мог всего лишь молча сидеть рядом. Первоначально всё валилось из рук, приходилось многое узнавать самостоятельно и, преодолевая апатию, пытаться вспомнить как делаются простые вещи - обычная прогулка или примерка обновки.
Единственное, что изменилось в лучшую сторону, - это отношения в семье. Они стали заметно ближе и сплочённей, порой открывая друг друга заново.
 
Как хорошо, что к совместным семейным ужинам добавился и общий завтрак. Это стало особым ритуалом. Правда, вот уже больше месяца этим занималась дочь, у которой это великолепно получалось. И, вообще, дети так выросли. Сын взялся за учёбу, по утрам бегает и занимается спортом, даже, кажется, у него появилась девушка, возможно, что одноклассница. Он скрывает, но всё равно видно, что он неумело пытается обходить эту тему.
 
- Мааам, ты лекарства принимала? - неожиданным вопросом дочь прервала размышления.
- Да, конечно, Солнышко. Просто думаю, а не пойти ли нам завтра всем вместе за город, в лес? Устроим небольшой пикник, подышим свежим воздухом. Можете взять своих кавалеров и дам.
 
На последней фразе, вызвавшей первоначально смешки и улыбки, веселье сменилось смятением и грустью. Если у сына были простые сомнения, связанные с тем, что его подружку могли не отпустить родители, то у дочери была серьёзная дилемма. Больше года в её кампании сразу двое парней оказывали особое внимание и заботу. Девушка просто никак не могла сделать выбор, ни одного из друзей ей не хотелось терять. Поэтому она быстро ответила за всех:
- Идея хорошая, мама. Мы подумаем. Сегодня только суббота, целый день впереди. И, кстати, с наступающим праздником тебя! - дочь встала, чтобы поцеловать и обнять свою мать. - У нас сегодня в универе торжества ко дню учителя, занятий не будет, что приготовить на ужин? Что-то особенное, праздничное?
- Да, мам, с праздником! Вас в музыкалке будут поздравлять? - спросил сын, тоже обнявший мать.
- Да, готовится торжественный концерт, плавно переходящий в чаепитие. Я задержусь. Так что хорошо, что мы с вами встаём так рано и многое успеваем. У тебя сколько уроков?
- Ты забыла? У нас сегодня день самоуправления. Старшеклассники будут вести уроки, я - тоже. Биологию в шестом классе.
- Ну, тогда ни пуха, ни пера тебе. Иди без меня, я сегодня пойду на работу чуть позже. Обсудим с твоей сестрой меню на ужин и, особенно, на завтра.
 
Когда женщины остались вдвоём, посуда была вымыта, праздничный наряд выбран, дочь, чтобы отвести от себя неудобные вопросы, спросила первой:
 
- Маам, а вам не скучно ежегодно слушать одно и тоже? Неужели мальчишкам и девчонкам нравится играть только классику?
- Странно, что ты это спрашиваешь.  Музыка - это прививка от неадекватного восприятия мира, понимание его современного ритма и осознание проблем, мощный ресурс для личной рефлексии и роста. И сначала нужно хорошо освоить её основы, азбуку, грамматику и орфографию, выражаясь языком привычных тебе терминов. А потом, благодаря вдохновению и труду, придёт всё остальное. Мы всегда радуемся достижениям своих учеников.
- Даже если достижения эти будут в тех предметах, которым вы не учили детей?
- Разве мы учим их только своим предметам? Настоящий педагог старается воспитывать в них личности, обучает саморазвитию.
- Ну, да. Только нынче не все такие. Многим из них самим нужна помощь. Ты посмотри, что каждого из нас теперь окружает, чем нас пичкают? Какими бы прекрасными эпитетами не называли это, какими бы ценностями не прикрывали, на самом деле вокруг нас, в большинстве своём, элементарный духовный мусор. Нас незаметно подсадили на информационные наркотики. Куда ни глянь, везде в первую очередь на виду, на поверхности интеллектуальный фастфуд, без которого большинство уже не может. Что-то сложное и большое прочитать в книге, статье или посмотреть в кино, стало невероятно тяжко. Поэтому для большинства людей классика - элитарное искусство, как иностранный язык, особая форма пижонства.
- Ух, ты, как разошлась! Хочешь, чтобы мы открывали факультет рэпа, отделения хип-хопа и инди-рока?
- Ага! И лабораторию ЭДМ (электроданса) или кафедру альтернативной музыки.
- Милая барышня, все эти нововведения, на ходу придумываемые Вами, не изменят восприятие людьми музыки. Классику, а сегодня уже есть, к твоему сведению, классика хард-рока, например, будут слушать всегда. Потому что настоящее музыкальное произведение не терпит фальши и наигранности. Оно берёт своей искренностью и созвучием мироощущений автора и слушателя. Если пусть не у каждого, кто его слушает, но у большинства совпадает понимание сути и формы, даже через много лет и веков, то это классика.
- То есть, по-твоему выходит. Есть музыка, хорошая музыка и не музыка?
- По сути – да. Хотя было время и вальсы считались пошлостью. Извини, мне нужно одеваться и идти.
- Но мам, ты же понимаешь, что часто моральное негодование есть коварнейший способ мести. * Люди возмущаются новым и необычным в том числе и потому, что это не они придумали и открыли, что не могут сами дотянуться до вершин или создать новые миры.
- Что ты от меня хочешь услышать? Я же вижу, что у тебя есть свой ответ. Поделись.
- Сui prodest? Кому выгодно?
- Знаешь, в жизни очень часто случаются непредсказуемые вещи. Однажды твой папа рассказал мне историю о том, как во время футбольного матча на поле перед вратарём с трибун прилетел красный пузырь, пляжный мяч, а настоящий мяч после удара, задев его, как в бильярде, попал в ворота. Вратарь видел момент самого удара, но бросился отбивать красный шар. Этот курьёзный гол засчитали. Случайность? Да. Про него через несколько лет забыли, а счёт матча можно прочитать в отчётах и хрониках. Так и в искусстве. Дешёвое по своей сути, за сколько бы миллионов его не продавали, дешёвкой и остаётся. За праздничным столом, наедине с любимым, в голове солдата на посту или в окопе звучит иная музыка.
- И всё же, согласись, если не обращать на происходящее внимание, то вырастают незаметные монстры, которые заполоняют собой всё. Особенно, когда это кое-кому приносит барыши, при том баснословные. Монетизация низменных чувств людей - это, по сути, идеальный бизнес. Он будет актуален всегда. Транснациональному капиталу всё равно, как он богатеет. Поэтому зачем делать людей лучше, воспитывать и образовывать детей, когда и так зашибись? Пипл хавает, монетки капают. Может, если не выходит сопротивляться этому, то стоит возглавить? В рамках саморазвития поднять на высокий уровень планку требований. Кипучую молодую энергию направить в мирное русло. Шелуха отпадёт, пузыри лопнут, а что-то ценное и востребованное останется.
- Какая ты у меня – умная! Твоей маме нужно обдумать это. Возможно, что на сегодняшний торжественный концерт я буду смотреть теперь иными глазами, выделяя настоящее, отделяя вечное и пустышки. А теперь мне нужно бежать, извини.

Полгода назад история этой семьи разделилась на «до» и «после».
Но мир не остановился и продолжал своё движение.
Он был несовершенен. И остаётся таким.
Хорошо, что каждый понимает, что пора перестать быть висящим мешком, нужно научиться и самому делать волшебную сказку для себя и близких, попробовать смотреть иными глазами.
И возможно, что каждый увидит солнце в недоступной звездочётам высоте сквозь сонм воздушных пузырей.

03.10.2021.
 
==================
Примечания:
 
*В Англии песня "I’m Forever Blowing Bubbles" больше известна как гимн футбольных фанатов “Вест Хэма”. Она была написана аж в 1918 году Джоном Каллеттом, а наибольшую известность приобрела после исполнения "Blowing Bubbles" Хеленой Каррингтон, в одном из бродвейских мюзиклов. Песня стала настолько популярной, что её слава добралась от Соединённых Штатов до Великобритании. В Англии запустили рекламу мыла и озвучили её той самой песней. Главный герой этой рекламы был сильно похож на Уилла Мюррэя – мальчишку, играющего за детскую команду «Вест Хэма». В одном матче Мюррэй был неприлично хорош. И директор школы в шутку сравнил его с мальчиком из рекламы и запел «I’m forever blowing bubbles». Родители юных игроков, среди которых почти все болели за «Вест Хэм» подхватили мотив:
Я вечно дую пузыри,
В воздух пузыри прелестные,
Они летят так высоко, почти до неба достигают,
И так же как мои мечты они блекнут и умирают.
 
Кстати, строки оказались пророческими, Билл Мюррей так и не сыграл за взрослую команду.
 
*Это завершающие строчки из песни "99 Luftballons" немецкой группы Nena с их дебютного одноимённого альбома 1983 года (музыка Габриэла Кернер/Нена - текст Карло Каргес, гитарист и автор песен группы), популярнейшего хита середины 80-х годов в мире:
Сегодня я наворачиваю круги
И наблюдаю мир в руинах.
Я нашла воздушный шарик,
Думаю о тебе и отпускаю его.
 
* Это отрывок из О;ды «К ра;дости» (нем. An die Freude), написанной в 1785 году Фридрихом Шиллером. Ода была переработана в 1793 году и впоследствии не раз перелагалась на музыку разными композиторами. Наиболее известна музыка, сочинённая к этой оде в 1823 году Бетховеном и вошедшая в состав его знаменитой 9-й симфонии.
В 1972 году она была принята в качестве официального гимна Совета Европы, а с 1985 года — Европейских сообществ (Европейского союза с 1993 года).
В переводе И.В. Миримского эти строки звучат так:
 
Радость двигает колеса
Вечных мировых часов.
Свет рождает из хаоса,
Плод рождает из цветов.
С мировым круговоротом
Состязаясь в быстроте,
Видит солнце в звездочётам
Недоступной высоте.

* Известное высказывание немецкого философа Фридриха Ницше (1844–1900) из его собрания афоризмов и изречений периода 1882-1885 годов, составившие «ненаписанную книгу» под названием «Злая мудрость».

* Здесь пересказывается реальный случай, имевший место в матче английской премьер-лиги 17 октября 2009 года между «Сандерлендом» и «Ливерпулем». Дезориентированный красным пляжным мячом вратарь «Ливерпуля» испанец Хосе Пепе Рейна пропустил гол, который судьи ошибочно засчитали. Матч завершился поражением для команды гостей, т.к. это был единственный забитый мяч в игре. Самое обидное было в том, что красный шар был с эмблемой ливерпульской команды и до начала игры прыгал на трибуне среди фанатов гостей. 16-летний паренёк, Каллум Кэмпбелл, от рук которого мяч попал на поле, испытал настоящий шок. После игры его стошнило на лужайке возле дома, на следующий день в адрес юноши посыпались угрозы и обвинения со стороны ливерпульских фанатов с доступом в интернет.  Расстроенный Каллум сразу извинился перед всеми, кого задела история с пляжным мячиком и поражением от «Сандерленда».
В середине ноября 2009 года легендарный ливерпульский мяч продолжил свои приключения – его продали на аукционе за 411 тысяч фунтов. Покупатель предпочёл сохранить анонимность, и работники футбольного музея в Престоне сразу же предложили новому владельцу шарика выставить его на публику в качестве экспоната.
Спустя несколько лет игрушку реально обнаружили в Английском Национальном Футбольном Музее.