Для чего единоначалие?

Аркадий Костерин
   В этой статье мне хочется рассмотреть выявившуюся психологическую и социальную развилку смыслов, которая очень важна сейчас для будущего нашей Церкви и общества, в целом. Речь идёт об отношении к единоначалию.

   В начале попробуем разобраться, для чего, в принципе, служит единоначалие? Самое простое и общее назначение – оно необходимо для выживания. – Это механизм, созданный Творцом, чтобы Его создания могли соединить свои усилия в этом сложном мире и действовать в общем для всех направлении. А действуя совместно, смогли бы помогать друг другу, создавать совместную реальность и развиваться. То есть, это механизм согласованности действий. – Думаю, что именно эта жизненная необходимость единоначалия и служит основанием Евангельского определения, что всякая Власть дана от Бога. Заметьте себе, что все оценки – нравственные и социальные, которые люди дают своим властям, являются вторичными по отношению к Божьему предназначению. Поэтому даже плохая власть, в общем-то, лучше безвластия. И это в древние времена люди понимали. А также надо отметить, что первоначально, то есть исторически, власть имела единоличную форму.

   Проследим теперь, как меняется отношение к единоначалию в зависимости от состояния общества. Развитие общества – процесс неравномерный, в нём относительно стабильные периоды сменяются  жестокими войнами и социальными катаклизмами, когда целые страны и континенты борются за выживание. И вот, в историческом процессе можно заметить такую закономерность – чем длительней период относительной стабильности, тем больше прав и свобод получает население, тем большую роль играет добровольная деятельность законопослушных граждан и их самостоятельность. А единоначалие, которое называют «авторитаризм» уходит в тень, его роль уменьшается. И, наоборот, в эпоху перемен, когда войны и революции грозят всеобщей гибелью, на сцену выходят выдающиеся полководцы, диктаторы и самодержцы, которые утверждают единоначалие. И вокруг них консолидируется подавляющее большинство населения. – Таков закон выживания.

   Конечно же, в ходе исторического развития представления о должных отношениях власти и общества изменяются. – Невозможно отрицать нравственный прогресс, который в большой мере определяется влиянием религии и Церкви. Хотя, нужно отметить, что этот прогресс проявляется на относительно стабильных отрезках истории. В эти периоды власти придают своей деятельности привлекательный демократический вид, и гарантируют определённые общественные свободы. А эпохи перемен и катаклизмов снова и снова обнажают такие ужасающие бездны злодеяний, жестокости, преступных страстей, которые повергают в ужас общество, привыкшее считать себя цивилизованным. Тогда, в эпоху испытаний, единственным упованием народных масс становится сильная власть, даже, независимо от её политической окраски. А отстаивание прав и свобод всеми признаётся, мягко говоря, несвоевременным. Однако процесс такого признания единоначалия является не мгновенным и неоднородным. От его своевременности зависят судьбы народов и стран.

   А что можно сказать о современной ситуации в мире? – 76 лет прошло, как закончилась последняя большая война. Нельзя, конечно, утверждать, что в мире утвердились тишь и благодать, но повсеместно сейчас считаются перспективными и прогрессивными социальные, правовые и нравственные нормы, диктуемые странами «золотого миллиарда». Это страны, которые утвердились на верхних, привилегированных этажах мировой экономической и политической пирамиды. Тон всемирному законотворчеству задает страна, которая ни разу за свою историю не испытала ни чудовищных войн на своей территории, ни разрушительных социальных катаклизмов. А нормы, навязываемые ими, воспринимаются многими национальными элитами как высшее достижение человеческой цивилизации. Нормы эти называются «демократическими» и внедряются повсеместно, вне зависимости от национальных обычаев и исторических перспектив, причём, надо сказать – не бескорыстно. Потому что нормы эти, в приложении к мировой периферии наилучшим образом обеспечивают экономические и политические интересы «золотого миллиарда». 

    Естественно, Россия никак не может быть приобщена хозяевами мировой пирамиды к золотому миллиарду, и представляется всего лишь богатой провинцией, которую посредством «демократизации» предполагается разделить и поглотить. Это должно произойти в силу того, что демократические нормы, за которые ратует просвещённая элита в России, не являются для неё естественными и органичными. Напротив, они являются для неё разрушительными. Эти нормы не подходят России ни по историческим ни по экономическим, ни по демографическим, ни по ментальным параметрам. – Но, это большая тема, которую надо разворачивать отдельно. Здесь же я пишу об отношении к единоначалию. – В силу того, что правящая и культурная элита тяготеют к западным демократическим ценностям, а в народе живы ещё ценности, традиционные, единоначалие сейчас в нашем отечестве оценивается двояко. Это для всех добросовестных наблюдателей очевидно.

    Однако, «прогрессивная» интеллигенция успешно внедряет свои убеждения в массы. Как это происходит? – Ну, например, известные блоггеры, в том числе, и православные, вбрасывают в сеть компетентные мнения специалистов об опасности вакцинации и недостатках российских вакцин. А также об опасности принудительной вакцинации и подавлении свободы. Эти интервью идут нарасхват. Несомненно, недостатки у вакцин есть, и опасность осложнений всегда существует, но есть ведь и опыт вакцинации десятков миллионов людей в разных странах и положительные отзывы множества врачей. Воспринять их мешает недоверие к властям и к официальным СМИ. Не сомневаюсь, что многие из критиков не вполне бескорыстны, поскольку подкармливаются заинтересованными организациями из-за рубежа. Есть среди них, конечно, и добросовестные люди, которые, однако, не взвешивают последствия своих заявлений.

    К чему я всё это пишу, и какое отношение это имеет к Церкви и к нашей приходской жизни? – В церкви происходят те же процессы, что и в обществе. И, в связи с этим проявляется обозначенное в начале статьи раздвоение отношения к единоначалию. Это не сейчас началось, а ещё в эпоху перестройки. Демократическое обновление общества не могло не отразиться и на церковной жизни. В церковь пришло много прекрасных интеллигентных людей и много образованной молодёжи, которые попытались взращивать на духовной ниве плоды своих демократических идеалов. Это было бы хорошо, если бы обошлось без перехлёстов, если бы к церковному домостроительству не стали активно и даже агрессивно прививать мирские демократические стандарты. Поэтому уже с тех времён в Церкви идёт довольно ожесточённая полемика, борьба и размежевание, которые пока, слава Богу, не привели ещё к большому расколу, благодаря мудрой и взвешенной политике наших архипастырей.

   Но жизнь церковная меняется, и не всегда в лучшую сторону. – Сейчас стало не только допустимо публично противоречить общецерковным постановлениям, но, в какой-то степени, и модно. Оправданием для протестующих служит честность и нравственно обоснованная принципиальность, их искренняя (по собственной оценке) вера. Трудно усмотреть в этой искренности и честности какой-то дурной замысел. – Это нормальное поведение порядочного интеллигентного человека. При этом, единоначалие воспринимается сейчас многими всего лишь, как формальный атрибут церковной жизни, как архаическая традиция, лишённая конкретного смысла. Стремление к раскрепощённости и свободомыслию – это обязательная составляющая самоутверждающегося разума. И это стремление всегда присуще интеллигенции, в том числе и церковной. Поэтому единоначалие всегда воспринимается интеллигентами как посягательство на права человека, как лицемерие и корыстная ложь. Зачастую, сегодняшние прогрессивные священники оценивают свой протест против единоначалия, как протест против вранья. Спора нет, ложь в церкви играет гибельную роль, также как и в стране, в целом. Но этим честным борцам за свободу не приходит в голову мысль, что старые, мудрые архипастыри более опытны и осторожны, что они имеют более глубокое понимание настоящего и будущего, понимание нарастающей опасности разброда и шатаний.

   О раскольниках и самозваных старцах я здесь не говорю, потому что у них есть свой корыстный интерес. Речь идёт об искренних, глубоко верующих священниках, которые честно заявляют свою позицию. Архипастыри же, в большинстве своем, занимают охранительную позицию, и их можно понять. – Нельзя отдать вопросы богослужения, организации церковной жизни в частные, хотя бы даже и честные руки. – Дескать, пусть каждый настоятель и староста прихода сами решают! – Потому, что это линия протестантская, это шаг к утрате соборности церкви. Демократия в церкви противоречит её соборности, потому что соборность – это не только общая духовная жизнь, а это ещё и собранность воедино. Но, силой единоначалие в церкви не утвердишь! У каждого православного, тем более, у клириков, в душе должен быть свой внутренний цензор. Строгость самоограничения свободы должна зависеть от опасности ситуации и от степени осмысления её самими православными. Бог наставит!

    Впереди трудные времена. Как сказал один современный мыслитель: «Мир и Россия всё ближе приближаются к какой-то таинственной роковой черте». – Да, хорошо жить свободно, если это не противоречит всеобщему выживанию. Но, ситуация движет нас именно к такому противоречию. Незаметно надвигается вселенский шторм. А Церковь должна предстать в надвигающейся грозной буре, как корабль спасения. Мы отвечаем перед Богом за возможность спасения как можно большего числа людей – наших современников и наследников. Для этого мы должны собрать воедино всё Православное Воинство! – На войне, как на войне! – Хотя пандемия – это ещё не война, а генеральная репетиция. – Может быть, наивно, но я представляю себе это как жёсткую вертикаль самодисциплины. – Митрополиты и епископы чётко выполняют постановления Патриарха и Собора, клирики неукоснительно выполняют указы епископов, а мы, миряне, уважительно и точно исполняем наставления батюшек. И наша внутренняя духовная дисциплина должна быть крепче и действенней, чем дисциплина формальная! При этом наша свобода во Христе только возрастёт ведь это наша жертва для спасения ближних. – На этом пути впереди нас – Христос!

Октябрь 2021.