Writober-21. 2. Прогулка в саду, XIX век

Ирина Каликина
16 сентября 1856 года

Лето в этом году закончилось очень рано. Я надеялась, что по крайней мере сентябрь мы ещё проведём в Монтрее, но, видимо, зря. С приходом дождей и холодов здесь совершенно нечем заняться. Сегодня я снова весь день провела в библиотеке и гостиной. Безделье и заточение в четырёх стенах сводят меня с ума. На улице, увы, слишком ветрено.

Боюсь представить, что ещё за время нашего отсутствия мсье Осман сотворил с Парижем. Каждый раз я думаю, что больше разрушать уже нечего, но каждый раз оказываюсь неправа. Останется ли от Парижа хоть что-нибудь? Надеюсь, они не доберутся до наших окраин, и я смогу снова заняться преподаванием. Фабьен говорит, что я занялась этим очень вовремя, поскольку Его Императорское Величество покровительствует образованию.

День отъезда назначили на субботу. Значит, следующие три дня мне предстоит успокаивать Фабьена и пресекать попытки подгонять слуг. Хотя нужно отдать ему должное: за три года нашего брака он стал гораздо спокойнее относиться ко времени.

Я совсем забыла, что вчера мы с Адель полдня провели на прогулке. Конечно из-за дождей дороги размыло, и мы были ограничены нашим садиком на заднем дворе, но разве это имеет значение? Солнце светило так мягко и грело так нежно, что не только Адель не хотелось возвращаться в дом, но и мне. Когда я смотрю, как она бегает по опавшей листве в своём чудесном розовом плащике, то чувствую себя воспарившей над землёй.

Может ли человек быть настолько счастлив? Может ли наше сердце вместить столько счастья? Как я могла думать всего несколько лет назад, что преподавание в школе — это всё, что мне нужно? И как смешно я, должно быть, выглядела в глазах Фабьена, когда пыталась доказать это ему. Но с появлением Адель я ещё больше прониклась к моим подопечным. Что же со мной станет, когда у неё появится брат или сестра?

Листья ещё только начинают опадать. Такие разноцветные и красивые!.. Адель собрала вчера несколько листиков в букетик и подарила его мне. Разве это не чудо? Даже Фабьена это растрогало. Рядом с ней он перестаёт быть строгим управляющим завода. А она становится его маленькой королевой. И эти сцены такие умилительные, что я способна только улыбаться.

Фабьен присоединился к нам уже под вечер и сначала хотел, чтобы мы вернулись в дом, но потом принёс шаль для меня и шарф для Адель. И вскоре Мари принесла поднос с чаем и печеньями. В такие моменты я чувствую себя счастливейшей из женщин. Разве я могла даже помыслить, что мой брак будет словно списан с какой-нибудь сказки?

Когда стало темнеть, мы отправили Адель с няней в комнату, а сами остались во дворе. Фабьен, несмотря на мои сопротивления, качал меня на качели. Мне словно на несколько минут снова стало двенадцать. Пишу это и смеюсь. Мы дурачились и играли, будто маленькие дети. Но стоило нам закрыть за собой входную дверь, как я почувствовала его взгляд — говоривший, что теперь меня ждут расспросы о самочувствии и горячая ванна.

Да, вчера был очень хороший день. С одной стороны немного жаль, что каждый день не может быть таким. Но с другой стороны — если бы это было так, мы бы очень скоро привыкли воспринимать их как что-то само собой разумеющееся. Вот почему я регулярно напоминаю себе, что счастье, составляющее мою жизнь, неизвестно почему даровано мне Небесами, что вокруг очень много людей, которые, может быть, намного лучше меня, но живут гораздо хуже, чем я.

Мне пора заканчивать и ложиться спать. Следующие дни будут выматывающими, так что мне нужно как следует отдохнуть. Надеюсь, этот переезд будет спокойнее предыдущего.