Про Школу Тутберидзе и школу ЦСКА

Алексей Ратушный
Всё таки необходимо неустанно возвращать словам их высокие смыслы.
Слово «школа» в русском языке многозначно. И тем не менее в серьёзной науке, в высоком искусстве словом «Школа» не разбрасываются.

Начну с простейшего.
Школа — это всегда Личности.
Личность Учителя и Личность ученика.
Никаких других «школ» человечество пока не придумало.
Школа не может быть ЦСКА по определению. Сам ЦСКА не стесняясь именует себя «клубом».
Понятие «клуб» - очень емкое и глубокое.
Но это не «школа».
Может  быть автор статьи имеет ввиду «школу Давыдова»?

Среди множества приёмов унижения Этери Тутберидзе активно используется и этот.
Да кто ты такая? У нас просто море «школ».

Но давайте сначала поясним:
Школа – это Великий Учитель и Великий Ученик.
Положа руку на сердце, кого из учеников или учениц Давыдова мы можем назвать великими?
Медведева, Загитова, Щербакова – великие ученицы великого Тренера Этери Тутберидзе.
Тут не о чем спорить. Они – золотые страницы мировой истории женского одиночного фигурного катания.
И дело не в количестве лайков, не в количестве просмотров, а в высочайшем качестве их исполнительского мастерства их вдохновенного подлинно высокого искусства.
Шедевр культуры это не то, что назвали шедевром культуры, а то, что по целостности художественной картины, по мастерству исполнения роли, по вдохновенности совершаемого реально является шедевром. И взирая на шедевр смотрящий, внимающий, созерцающий сразу ощущает высочайшую именно художественную мощь творения.
Давыдов прекрасный Тренер. Мишин – великий Тренер. Но до своей Школы пока не добрался ни один из них. К своей Школе приближался Жук. Станислав Жук. Но советская партийная номенклатура плохо относилась к Личностям воспроизводящим Личности по своему образу и подобию.
Этери вынуждена творить в обстановке чудовищного сопротивления, невероятной жестокости конкурентов и своих и зарубежных.
Ей удалось создать свою уникальную великую Школу.
Школу, в которой торжествует настоящее, подлинное, неподдельное, не искусственное, где Человек является высшей ценностью и культуротворческим началом. В каждом своём Творении Этери и её Мастера – сподвижники стремятся к достижению недостижимого идеала. Это творчество не на пределе а далеко за.
Вот выступает Софья Акатьева. Это не набор телодвижений. Это симфония тела, музыки, глаз, чувств, эмоций. Это именно Музыка, как она есть, когда тело девушки превращается в музыкальный инструмент и исполняет ведущую партию всего произведения в целом. И потому так забавны попытки других фигуристок из многих стран повторять Валиеву, Щербакову, Загитову, Медведеву.
И на одной гитаре можно виртуозно играть. Но виртуозно играть на собственном теле вплетая свою оригинальную трактовку в общую художественную композицию… Для учениц Давыдова четверной прыжок, тройной аксель это «элементьы программы» а для Софии Акатьевой это живая ткань произведения искусства на уровне мирового шедевра.
У Давыдова Софья прыгает, а Акатьева Играет!