Лакомый кусок ценой 110 миллиардов рублей

Жанна Лабутина
Интервью с Доктором искусствоведения, профессором Московского архитектурного института, Действительным членом Международной Академии Архитектуры и Зальцбургского семинара планировщиков городов, Генеральным директором издательства "Европа" Вячеславом Леонидовичем Глазычевым было записано для сайта Кремль.орг, Фонда Эффективной Политики Глеба Павловского.
В разное время Вячеслав Леонидович был Президентом Национальной академии дизайна, Директором института продвижения инноваций Общественной палаты Российской Федерации, заведовал кафедрой Управления территориальным развитием АНХ при правительстве РФ, был со-руководителем Экспертной группы "Реальный федерализм, местное самоуправление, межбюджетная политика" по обновлению Стратегии-2020.Проводя разного рода экспертизы, мы нередко обращались к Вячеславу Леонидовичу за его экспертным мнением. Вот и на этот раз, Госдума   готовилась вносить очередные изменения в ФЗ РФ "О банках и банковской деятельности". 



— Вячеслав Леонидович, являются ли поправки об изменениях в ФЗ РФ "О банках и банковской деятельности" важным антимонопольным инструментом в финансовой сфере?

Глазычев В.Л.: Думаю, что да. Снизить задранную ставку чрезвычайно важно. Одно меня беспокоит, что не только банки, но и сама почта у нас омерзительный монополист, и тоже задирает свои ставки. С введением поправок появляется шанс свести норму прибыли к разумному пределу, потому что в процесс вмешаются дополнительные игроки.

— Как вы думаете, почему на законопроект так резко отреагировала Ассоциация российских банков?

Глазычев В.Л.: Потому что никому не хочется терять весьма лакомый кусочек — объем банковских операций с коммунальными платежами в год составляет 110 млрд.руб. А возьмите Москву, где «Банк Москвы» получил карт-бланш практически на все платежи. Естественно, что терять такие гигантские деньги никому не хочется.

— Насколько этот законопроект расширит возможности граждан по оплате, например, коммунальных услуг?

Глазычев В.Л.: Это очень тяжелый вопрос, потому ответ на него зависит от того, насколько качественно будет проведена многократная система доводки этой информации до людей. Как правило, проходит разовая публикация в какой-нибудь «Российской газете», но это ещё ничего не означает. Должна быть программа, в которую надо   вложить немалые средства, люди должны иметь необходимую информацию. Если они не будут знать о своих новых возможностях, то просто ничего не изменится.

 — Каким образом граждане смогут сами контролировать адресную доставку платежей? Не появятся ли в этом случае недобросовестные посредники? 

Глазычев В.Л.: Совсем исключить этого нельзя, но опыт мобильных сетей показывает, что происходит это довольно просто. Сегодня у вас есть необычайное множество точек, где вы можете оплатить свою мобильную связь по карте. Если с этим справились сетевики мобильной связи, то почему этого нельзя сделать по системе ЖКХ. Не вижу причин.

— В процессе обсуждения поправок были высказаны опасения, что комиссионные сборы увеличат величину платежей, к тому же эта операция признается небанковской, а следовательно она облагается НДС. Насколько эти опасения оправданы?

Глазычев В.Л.: Мне кажется, что применение к этому платежу НДС абсолютно некорректно. Может быть когда-то наступит момент, когда можно будет эти платежи дополнительно облагать каким-то налогом, но это явно не сегодня, когда постоянно растут тарифы. Здесь нужна политическая логика, а не только экономическая.

— Как, на Ваш взгляд, доступно объяснить гражданам, что принятие этих поправок происходит в интересах потребителя?

Глазычев В.Л.: Думаю, это нужно делать каждую неделю и в течение полугода. Только тогда люди разберутся в новой системе. Опыт показывает, что эффективность разовой информации не превышает пяти процентов.