Дети и музыка

Галина Дейнега
ДЕТИ И МУЗЫКА
(Фрагменты из эссе «Цветы нашей жизни»)

Дети подрастают, сталкиваются с реальной жизнью. Ужасно быть ребенком полным любопытства и не сметь никого спросить, быть не понятым, смешным в глазах взрослых, казаться глупым, ненужным. В попытке удовлетворить свои личные желания в школьном возрасте многие становятся агрессивными. Порой дети бывают страшнее взрослых.

Психологи объясняют это тем, что детские задерживающие центры работают лишь на страх и никогда — на этику. Дети есть дети, и детскую природу не изменить! Важная задача взрослых — выработать у детей мораль, нормы поведения в обществе, помочь им вырасти добрыми и ответственными людьми, чтобы стать счастливыми и успешными.

Педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский(1918-1970 гг) утверждал: «Дети должны жить в мире красоты, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».  Особую роль в воспитании детей играет музыка. Согласно учению Аристотеля (IV-й век до нашей эры): «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». И это верно! Музыка оказывает заметное влияние на чувства и образ мышления ребёнка, контролирует его эмоциональное состояние. К изучению музыки призывал и Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975 гг): «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче».

Обучать музыке можно с раннего детства (лет с трёх-четырёх). Прекрасная база для обучения в последствии игре и на других музыкальных инструментах —  пианино. Жаль только, что в музыкальных школах традиционно изучают теорию музыки с доведением до автоматизма техники игры. Но это имеет малое отношение к творческим способностям личности. Для гармоничного развития ребёнка обучение музыке нужно строить с применением принципов музыкальной импровизации, относительной самостоятельности и творческой свободы.

В этом плане поучителен рассказ Бориса Роланда «Белая лестница звуков». Семилетнего Серёжу определили в музыкальную школу. «Вздыхая, Сергей бил по клавишам. Из-под рук вылетали чуждые друг другу звуки и быстро утомляли его.  Вот когда он дома один, он играет долго и с удовольствием. Он может изобразить все: и шаги мамы, быстрые и шумные, и стук капли дождя о стекло, и раскаты грома, и лай собаки, и как тихо в комнату входит солнце». Но родители, послушав эту музыку, сказали: «Перестань дурачиться. Играй урок».

Серёжа не оправдал маминых надежд, не закончил на отлично первый год обучения музыки. На лето его отправили в деревню к бабушке. «Однажды Сергей лежал на полянке и смотрел в чистое высокое небо. Затаив дыхание, он долго ждал полной тишины. Но тишины в лесу не было: жалобно кряхтела старая сосна с высохшей верхушкой, потом треснула ветка. Сергей повторил эти звуки. Он легко воспроизвёл неожиданное и знакомое карканье ворона. Потом увидел, как трепещет в синем небе звенящая точка – жаворонок. Подражать тому было трудно. И тогда он вспомнил пианино и очень ясно увидел по правую руку ту клавишу, звук которой был похож на голос жаворонка. Ему так хотелось дотронуться до нее, что он тут же на песке провел две линии, перечеркнул их много раз поперек и нажал на одну из клеток. Песок с шуршанием раздвинулся под пальцем, а голос жаворонка исчез из памяти… Мальчик прибежал к бабушке и крикнул с порога: «Хочу домой!»

Домой Сергей попал лишь в конце августа. «Радостный, он поднимался вприпрыжку на третий этаж. Проскользнув под рукой отца, влетел в комнату… На розовой стене темнел еще не выгоревший на солнце большой квадрат. В комнате было просторно и пусто. «Вот, Сережа, — сказала мама, — пианино мы продали. Теперь ты будешь заниматься фигурным катанием…» 

Не все могут заниматься музыкой, но слушать хорошую музыку просто обязаны. Вспомнились беседы с известным в городе композитором Вячеславом Дёминым. Он не получил музыкального образования, но добился высокого мастерства путём самообразования. О себе рассказал так: «Поздно увлёкся музыкой, в тринадцать лет. Ровесники уже заканчивали музыкальную школу. Желание было большое освоить музыкальные инструменты. Начал с гармошки.  По самоучителю освоил аккордеон. Затем научился играть на духовых инструментах. Освоил  кларнет, тромбон,  гитару,  саксофон. Был очарован игрой на трубе Эдди Рознера и сам пытался стать трубачом.


В конце пятидесятых вышел фильм «Карнавальная ночь». Музыка в фильме исполнена лучшим в СССР оркестром под управлением Эдди Рознера. Рознер родился в Германии, там же получил музыкальное образование. В СССР он жил в период с 1939 по 1972 годы. Его оркестр гастролировал по стране, активно участвовал в «Голубых огоньках». Сам Эдди Рознер был виртуозом игры на трубе.

Дело было в начале шестидесятых. Мой школьный друг получал уроки у самого лучшего трубача нашего города Германа Лощилина. Ездил на занятия к нему на квартиру. Колька меня уговаривал тоже начать учиться игре на трубе. Он купил у Германа дорогой томпаковый  двухчашечный мундштук для трубы. Аж за сто рублей. Этот мундштук для меня был дивом. Благодаря особому сплаву металлов он позволял поднять звук на октаву выше без особых усилий. Из-за этого мундштука я согласился заниматься. Уговорил отца дать мне деньги, купил этот сторублёвый мундштук, ходил по улице, по школе и выдувал на нём разные мелодии. Позже я трубу купил за сорок рублей, а за сто — помповую трубу.

Однажды мы приехали на занятия к Герману. Через какое то время раздался звонок. Герман открыл дверь и мы услышали  крики: «Ой! Какая встреча! Сколько же лет мы с тобой не виделись?»  Оказалось, что к Герману пришел сам Эдди Рознер, прибывший с оркестром в наш город на гастроли. Хозяин достал бутылку армянского коньяка и прошёл с гостем на кухню. Мужчины углубились в воспоминания молодости, в довоенные годы, когда были дружны. Мы находились в комнате, но их разговоры слышали. Где-то через час мужчины вышли из кухни. Герман представил нас как будущих трубачей, а Рознер пригласил на концерт. Занятия на этом закончились.

Концерт, конечно, очень нам понравился. Была представлена премьера песни — солистка ансамбля Гюли Чохели исполнила «Мосты» Арно Бабаджаняна. Потрясением стала музыкальная пьеса «Караван». Эдди Рознер солировал, выйдя на передний план. Волшебная мелодия трубы с сурдинкой точно передала картину со звуками каравана, воем суховея, играющими свистами барханами. Эмоции переполняли душу.

После концерта Герман повёл нас за кулисы знакомиться с музыкантами. Оказалось, что удивительные мундштуки изготавливал специалист этого оркестра.

Трубачом я не стал. Для этого инструмента у меня слишком полные губы. Поиграл для себя года три-четыре и бросил. А вот музыку, исполненную оркестром под управлением Эдди Рознера, можно и нужно слушать и в наше время. Она, как и композиции Глена Миллера, Луи Амстронга, выражая красоту и палитру душевных переживаний, вечна».

Жаль, что такие мастера в прошлом, и современная музыка с каждым годом, как считают специалисты, становится всё хуже и хуже. Она обеднела разнообразием тембра, а это выразительность и полнота звука; превращается в продукт потребления, не задевая струн души. Пик насыщенности музыки обертонами, дающими красоту тембра, пришёлся на шестидесятые. Советские песни того периода составили «Золотую коллекцию». Альбом ливерпульской четвёрки  «Битлз» (The Beatles), записанный в 1966 году, не потерял актуальности и в наши дни. Современные песни громкие и однообразные. И в этом вина взрослых, «испорченных жизнью», как их  в своё время характеризовал Максим Горький. Из всего они стремятся получить как можно большую прибыль, не заботясь о качестве продукта.