Социальный проект Новая Россия

Фёдор Тиссен
Самой большой трудностью для меня было осветление тёмных пятен в биографии деда Петра. Почему он вырос безграмотным? Почему крестился вдали от родного села? Где приобрёл профессию садовника? Кто был Благодетелем деда?

В поисках ответа на этот вопрос сделал несколько важных открытий. Не просто важных, а очень значительных, настолько значительных, что касаются они всей истории мирового социального развития.

Новороссия. Не Новороссия, а Новая Россия. Екатерина мечтала превратить не только этот регион, а всю Российскую империю в Новую Россию. Ей казалось, что для реализации таких великих свершений у неё есть в наличии всё необходимое: власть, ум, воля, знания и высокое происхождение, которое воспринималось ею и народом как воля Божья.

С высоты царского престола она громко заявила о своих идеях и намерениях:

• Я хочу, чтобы страна и подданные были богаты
• Я хочу сделать людей счастливыми, а не рабами
• Я хочу, чтобы повиновались законам, а не прихотям барина
• Слава страны — моя собственная слава
• Счастье правителя - это возможность реализовать лучшие социальные идеи
• Я была бы очень счастлива, если бы мои идеи могли этому способствовать

Это были идеи французских диссидентов Эпохи Просвещения. Она приняла их душой и сердцем, мечтала о том времени когда сможет убедить какого-нибудь монарха, ставшего её мужем, принять эти идеи как руководство к действию. Судьба распорядилась так, что ей самой, лично ей,  представилась возможность реализовать эти идеи. Сделать сказку былью.

Эти идеи она вынесла на всенародное обсуждение. Для этого она предложила провести по всей стране собрания, выбрать депутатов и отправить их в Москву с наказами о нуждах населения. Муромские дворяне и пермяки заявили, что они ни в чём не нуждаются, другие депутаты привезли по одному, по два наказа, а депутат Архангелогородской провинции Чупров привёз аж 195 наказов.

В распоряжение депутатов, не знавших русский язык, были предоставлены переводчики. Необычной была процедура размещения депутатов в зале. Первые ряды занял тот, кто раньше пришёл, а не тот, кто богаче или выше по званию. Такого не было на русской земле со времён Новгородского вече. Многие депутаты прослезились, иные аж рыдали от избытка чувств. Помещу здесь небольшой кусочек хронологии событий, которые связывают мою родословную касается не только мировой

30 июля 1767 года  в Москве в Успенском соборе произошло торжественное открытие съезда народных депутатов. После службы депутатов привели к присяге. После присяги они были наделены особыми обязанностями и полномочиями. Депутаты пожизненно освобождались от смертной казни, пыток и телесных наказаний; за покушение на депутата преступник получал двойное наказание; депутатам вручались особые нагрудные знаки.

На следующий день заседание перенесли в Грановитую палату. Председателем бы избран генерал-аншеф Александр Ильич Бибиков, представлявший костромских дворян.

Затем всем депутатам был зачитан екатерининский «Наказ». Те съезды народных депутатов вошли в историю под названием «Уложенная Комиссия». Вот что пишет о первом из них историк Ключевский:

«Собрано было со всего государства свыше 550 представителей самых разнообразных вер, наречий, племён, состояний, умоначертаний, от высокообразованного представителя Святейшего Синода митрополита Новгородского Димитрия до депутата служилых мещеряков Исетской провинции муллы Абдуллы, мурзы Тавышева и до самоедов-язычников, которые, как им ни толковали в Комиссии, никак не могли понять, что такое закон и для чего это людям понадобились законы.

Это была всероссийская этнографическая выставка, представлявшая своим составом живые образчики едва ли не всех пройденных человечеством ступеней культуры. Депутаты призваны были со своими местными «нуждами и недостатками» для «трудного и кропотливого дела - составления кодекса законов, соглашенных с этими нуждами и недостатками».

Вступая в Комиссию, депутаты присягали по однообразной формуле, клятвенно обещаясь начать и окончить великое дело «в правилах богоугодных, человеколюбие вселяющих и добронравие к сохранению блаженства и спокойствия рода человеческого».

На первом же шагу депутат переносился со своими низменными местными нуждами в область высоких идеалов человечества. При открытии Комиссии вице-канцлер в речи от имени императрицы призывал депутатов воспользоваться случаем прославить себя и свой век и приобрести благодарность будущих веков, порадеть об общем добре, о блаженстве рода человеческого и своих любезных сограждан.

 «От вас ожидают примера все подсолнечные народы, - говорил он, - очи всех на вас обращены».

А недели через две маршал Комиссии Бибиков поднял тон еще октавою выше, в речи самой Екатерине говорил уже, что «во всеобщем благополучии мы первенствуем», и, поднося ей от Комиссии титул матери отечества, прибавлял, что весь род человеческий долженствовал бы предстать здесь и принести ей титул матери народов.»

Тут одно место меня очень заинтересовало, про язычников, «которые, как им ни толковали в Комиссии, никак не могли понять, что такое закон и для чего это людям понадобились законы». Похоже, мы в глазах этих самых «язычников» до сих пор выглядим обезьянами, которые не способны вести себя по-человечески и потому нуждаемся в каких-то особых законах, усмиряющих наши звериные инстинкты.

Это означает, что язычники от рождения следуют постулатам Категорического Императива Канта, хотя ничего о нём не слышали.Возможно, внешне они выглядели дико, но в моральном плане боярыня Морозова, истязавшая своих крепостных крестьян против них просто обезьяна. Категорический Императив Канта звучит очень мудрёно. Язычник бы сказал: «Понятно, я с другими должен обращаться так, как мне хотелось бы, чтобы так же обращались другие со мной. Мы все разве по-другому себя ведём?»

Многое встало бы в нашем сознании на свои места, если бы историки, политологи и работники всяких ток-шоу называли бы понятные всем вещи понятными словами:

    • не Речь Посполитая, а Республика
    • не ратуша,а Дом Советов
    • не фюрер, а вождь
    • не дуче, а вождь
    • не каудильо, а вождь
    • не фатерлянд, а отчизна
    • не фрицы, а немцы
    • не аншлюс, а присоединение
    • не шовинизм, а нацизм
    • не сионизм, а нацизм
    • не ватники, а русские люди
    • не майданутые, а русские украинцы
    • не Гейропа, а Европа
    • не Путяра, а Верховный Главнокомандующий войсками России
    • не америкосы, а жители Союза Американских Стран
    • не комуняки, а люди, живущие по Моральному Кодексу строителей коммунизма
    • не герой Гражданской войны, а серийный убийца
    • не герой осовбодительного движения, а бандит
    • не Уложенная Комиссия, а Совет Народных депутатов
    • не Съезд Советов, а Совет

Остановимся на последнем. Что здесь главнее, что важнее, Съезд или Совет? Депутаты съехались, чтобы советоваться, или советуются для того, чтобы съехаться?  Съездить в столицу за счёт казны?

Всероссийский Совет народных депутатов был открыт в июле 1767 года. Всероссийский Совет рабочих и крестьянских депутатов был открыт в июле 1917 года. Между этими событиями прошло ровно 250 лет. Цель была одна и та же – построение социально справедливого общественного устройства.

В том же году, за месяц до торжественного открытия Всероссийского съезда народных депутатов на реке Медведице мои немецкие предки основали село Гуссенбах. Между этими событиями тоже была определённая связь

Методы были разные. Екатерина добивалась этой цели эволюционным путём, а большевики революционным.
Проект Екатерины обошёлся народу миллионами рублей госбюджета, проект Ленина обошёлся миллионами жизней россиян и колоссальными материальными потерями. О проекте Ленина написано миллионы страниц научной и художественной литературы, созданы сотни фильмов, а что известно нам о проекте Екатерины? Всё либо покрыто мраком тайны, либо извращено и осмеяно. Почему?

Вольтер называл Екатерину философом на троне, а Пушкин - Тартюфом в юбке. Тартюф - это мошенник и самозванец, изображавший себя святошей, персонаж из пьесы Мольера. Я не согласен ни с Вольтером, ни с Пушкиным. Философом она не была. Её Наказ был плагиатом великих французских просветителей.

Мошенницей тоже не считаю. Было бы дуростью сказать депутатам: «Посмотрите, что я тут у Вольтера вычитала!». Она сама, царица, была для своих подданных высшим авторитетом, а не Вольтер, не Дидро, не Руссо, не Монтескьё и не Даламбер. Екатерине очень скоро пришлось столкнуться с реальностями жизни, которые не позволили реализовать их идеи в тех масштабах и по тем срокам, которые они вычислили.

Думаю, что реализовать свои идеи она не смогла из-за внешнего политического влияния католического Запада. Сегодня ему удаётся организовывать кровавые братоубийственные войны, в которых русские однополчане, спасавшие друг друга в Афганистане, восемь лет убивали  друг в друга на Донбассе и хвалились после этого своими военными успехами во всех средствах массовой информации. Полагаю, что это всего лишь успешное продолжение   многовековой политики Англии. Она накопила огромнейший успешный опыт управления миром. Трудно упрекнуть в этом всю страну или весь её народ.  Там находится центр Мировой власти. Британцы живут не и не лучше немцев, французом и американцев. Соединённое Королевство является всего лишь местом нахождения Мировой Власти и инструментом управления миром. Таковым она стала во время Наполеоновских войн. Это уже другая тема.

Пугачёвщина была ответом католического Запада на попытки Екатерины создать на территории Российской империи систему народовластия. Речь Посполитая исчезла с карты мира вовсе не из-за слабости своей своей республиканской системы управления, а из-за того, что участвовала в этой антироссийской политике, хотя изначально могла бы стать инициатором основания единого славянского мира. Польша поплатилась за это. Это была не месть Екатерины, а способ водворения мира на территории всей Европы.

Демократизация России ушла на второй план. С первых дней правления она столкнулась с более важными задачами. На первом месте стояла безопасность государства: «….слава Богу, что хоть на севере у нас Ледовитый океан, а то никаких армий бы не хватило.» Что изменилось с тех пор? Целостность страны важней всяких социальных экспериментов, от которых она не отказалась. Не из властолюбия, а согласно этой стратегии она не допускала вмешательства в свои самодержавные права.

Очень скоро ей пришлось убедиться в том, что абсолютная монархия - это идеальная форма правления для России: «Российская империя столь обширна - что, кроме самодержавного государя, всякая другая форма правления вредна ей, ибо все прочие медлительнее в исполнении. Пространство государства предполагает самодержавную власть в той особе, которая им правит. Всякое другое управление не только было бы для России вредно, но и вконец разорительно".

Много нареканий высказывают историки в её адрес за её мягкотелое отношение к российским взяточникам. Она считала, что бороться надо не с симптомами социальной болезни, а с самой болезнью. Заменить одних взяточников другими, которые ещё не наворовались - это всё равно что оспу лечить хирургическим путём. Именно этого требовали от Путина самые ярые борцы за социальную справедливость, укоряли его в том, что не режет, не выжигает калёным железом зло, которое пожирало общественную жизнь России.

Екатерина пошла другим путём. Она сумела применить идеи Эпохи Просвещения в той форме, в какой они применимы были в социальных условиях её государства и более оптимально соответствовали чаяниям русского народа. Поэтому взойдя на престол она имела право считать эти идеи своими. В любом случае при ней политических свобод Россия получила больше, чем их было в просвещённой Франции.

Чем Франция была более передовой, чем Россия, а французы более просвещёнными, чем русские? Тем, что великие просветители просвещали народ, а народ приходил на площадь, чтобы чтобы поглазеть на публичную смертную казнь как на интересное театральное представление?

Король Англии Генрих Восьмой объявил католическую церковь аморальной. Чтобы делу дать законный вид и толк объявил себя главой Английской церкви.  Как повысилась после этого мораль англичан можно судить по поведению отца англиканской церкви. Он был шесть раз женат. Двух жён прогнал со двора, двоим жёнам приказал отрубить головы, а сам умер от обжорства.