Вступительное слово

Александр Сидорин
Вступительное слово

Вступление ко многим здесь, воспринимаемым как философские, текстам. Ко всем.

Есть мнение, что слово «истина» в русском языке производно от «естина», то есть обозначает то, что есть, что существует независимо от наших представлений о сущем, от нашего знания о нём. То, что действительно управляет процессами нашей и всей жизни, не только и не столько в видимой непосредственно её части. Научным языком сущее обозначено, как объективная реальность. Под объективной реальностью понимаются все устойчивые и изменяющиеся формы и процессы существования и взаимодействия материи, энергии, информации, действие объективных реальных законов — причинно-следственных связей, во всей их совокупности, в динамике, в постоянном, вечном движении, как в познанной, так и в непознанной частях. Нередко в обиходе мы смешиваем понятия, обозначая одним словом «истина», и сам предмет познания и ставшие доступными нам или кому-либо знания о нём.
Сноска/отступление
Как хорошо, что на этот случай для обозначения истинного знания есть русское слово «правда».

Процесс познания бесконечен, поэтому уважение и приятие тайны—то есть соприкосновения с непознанным, его безбрежным присутствием,—есть признак здравого, зрелого сознания.

Не дано людям знать всё. Истину познать в полноте человек не может. Ограничен человек. И даже то, на что способен он на путях познания в отдельных, лучших случаях, становится возможным лишь с задействованием  всего человеческого естества, всего, чем наделён, чем одарён человек, при том, что разум—лишь некая часть его. Ум, когда мы полагаемся исключительно на него, скорее приведёт нас в тупики, чем выведет к свету. Путями голого ума бредём по лабиринтам тёмным. Хорошо бы нам помнить об этом всегда.
Вот и мы помним. И этим памятованием руководствуемся.

Но, если ранее, в прежние века ум человека, даже высокообразованного, за жизнь обрабатывал (то есть воспринимал и оперировал) определённый объём информации, то в прошлом и особенно в этом веке объём обрушивающейся на человека информации возрос не в разы, а на порядки. А не подготовленный, не защищённый ум (мозг), в силу своего природного (программного) предназначения вынуждено принимает и перерабатывает (как может) неимоверный, в большей части избыточный, разрозненный объём во многом ещё и недостоверной информации.
Но, раз уж человек, не по собственной воле к тому же, наделён разумом, то его (разума) участие в познавательной деятельности неизбежно, а на некоторых этапах—исключительно и безальтернативно. Мы обязаны считаться с этим и обращаясь к своему брату вынуждены обращаться и к его разуму также.

Если представить себе доступное человекам (то есть уже не полное) знание об истине, как пик самой высокой горы, соприкасаемом с небом, то путь к нему теоретически представляет собой всю поверхность склона на 360 градусов вокруг точки пика. Это теоретически, а практически человеку, в силу ограниченности его свойств (чем менее развит, зрел, тем более ограничен) доступна, учитывая «рельеф склона», лишь малая его часть, сложный маршрут восхождения—тонкая извилистая, непрямая нить. Взрослый человек вооружён—обременён рациональным сознанием, умом, точнее умственной деятельностью, операции которой стремятся (в большинстве случаев) следовать законам формальной логики, критического анализа и подобным. Площадь тропы маршрута, по отношению к общей площади склона может составить тысячные, миллионные или более доли процента, то есть «микроскопична». Путь по маршруту изобилует препятствиями, сложностями, рисками. Путь доступен лишь терпеливым, упорным, способным после падений подняться и идти, карабкаться, а то и ползти далее. При этом, следование ошибочными маршрутами может привести к падению и гибели.
Продвинуться значительно на этом многотрудном пути смогут лишь те, кто верит в истину, знает, что она есть, ищет её, ценит её, а значит—любит. Блаженны алчущие и жаждущие правды ибо они насытятся. Любовь это чувство, чувственное отношение выходящее за пределы рационального, разумного. Иррациональный характер отношения любви к истине, осознание этого подводит нас с очевидностью к общепринятым границам разума и выводит за эти границы в мир, где оперируют иными понятиями и инструментами, чем формально-логические, критические или иные сходные и производные от них. Так, от частично необходимой, но ограниченной математикой рациональности мы с неизбежностью приближаемся к состоянию веры. Состоянию, в котором мы становимся способными воспринимать без проверки собственным опытом, без критичного анализа информацию, как истинную, основываясь на авторитете источника, на доверии к нему.

Предлагая Вашему вниманию, дорогой читатель, сеи следом расположенные скромные суждения, помятуя о собственной ограниченности, тешу себя надеждой, что позволено окажется этим строкам стать сопричастными к Вашему собственному раздумью, и споспешествованию пусть малого, но твёрдого шага на пути познания.
Ум без светлой веры опасный зверь. Умная вера твёрже бездумной.