3. 3 Задачи Эго

Лариса Болотова
                Из книги «Неизведанное Я» Джорджа Франкла:

(стр. 90) «До сих пор мы говорили о нарциссизме как о примитивном Эго, которое опознаёт себя в образе своего тела и воспринимает образы других тел. Однако интегративный фактор телесных границ очень скоро развивается в систему ориентации, которая относится не только к ощущениям или импульсам, но и к более широкой области осознания себя как причинной сущности, то есть тем, кто обладает свободной волей, отвечающей за происходящее. Из способности отслеживать и воспринимать события, представляющие собой последовательность действий во времени, и воспринимать объекты в пространственных отношениях, появляется осознание себя как фактора причинно-следственных отношений».

                Чтобы воспринимать события и свои действия, необходимо проявление сознание в физическом мире. Нет сознания, нет восприятия. Речь идёт о самосознании?

«В течение нарциссической стадии, начиная с восемнадцати месяцев, происходит настоящий взрыв  мышечных навыков и информационных систем. Самая важная из новых информационных систем безусловно зрительная. Зрение реализует узнавание за пределами периферии и расширяет границы. Глаза – специализированный орган, обеспечивающий более широкий и точный объем контакта и коммуникации. Они представляют собой продолжение кожи, так же как кожа была продолжением губ».

                А какие были старые информационные системы? Откуда и куда поступала информация? Не откуда и не куда. Будучи в матрице монада владеет всей информацией. Так ли это? Выходит ли монада из матрицы или остаётся в ней, меняя представления об окружающем мире? Выходя из матрицы и возвращаясь в неё обновлённой, монада обновляет и саму матрицу? Существует ли пространство и время в самой матрице?

«Но хотя глаза и берут на себя важную роль, раньше принадлежавшую кожным покровам и значительно расширяют область информации, которую может воспринимать ребёнок, они не подменяют кожную чувствительность. Кожа остаётся средством контакта, как и получения информации, но функция кожи в этом смысле оттесняется на второй план, и её чувствительность и возможности передачи информации станут подсознательными. При этом её чувствительность будет продолжать развиваться и часто через неё будет приходить информация или понимание сути событий в виде интуиции или порой телепатического знания».

                Имеем кожу как воспринимающее устройство информации окружающего мира? Но разве интуиция и телепатическое знание приходят не через мозг? Хотя чтобы пройти в мозг, они должна пройти через кожу?

«Телепатическое знание о внешних событиях или о состоянии сознания других индивидов ярко проявляется у животных, тогда как у людей оно атрофировалось, что связано с развитием у человека специализированных органов чувств».
            
                Каких интересно? Имеется в виду получение информации через речь.

«Но даже среди людей периферическая чувствительность имеет гораздо более важное значение, чем мы себе представляем. Она обычно ответственна за чувства эмпатии, привлекательности или неприязни и играет важную роль, хотя и неосознаваемую роль в выборе объектов; она выступает на первый план в эротических отношениях, когда телесный контакт приобретает первостепенную важность. Хотя зрительный контакт получает первостепенное значение, на него влияют кожные ощущения и другие ощущения, такие как запахи и звуки. (Наша предрасположенность замечать определённые объекты и игнорировать другие, наши поиски и наш выбор в значительной степени определяются глубинными слоями психики, и наша интерпретация визуального опыта во многом зависит от неосознаваемых мотивов.)

Наши эмоции видны в выражении глаз, и взгляд будет светиться от радости, сковываться тревогой или застывать от злости, таким образом, как это происходит с губами младенца или всей периферией тела. Глаза будут прикрыты в состоянии подавленности или страха, вызывая зрительное ощущение темноты, и широко раскрываются от радостного возбуждения, приобретая живое и ясное выражение. Неудивительно, что люди говорят, что душа человека отражается в его глазах.

Глаза открывают новое измерение образа тела – новое измерение о себе – ребёнок приобретает визуальное представление о самом себе, во многом зависящее от того, как в материнских глазах отражается её восприятие ребёнка.

По мере того как органы чувств специализируются и развивается множество информационных и коммуникационных центров, возникает необходимость в новых структурах, которые бы интегрировали их деятельность с целью сохранить ощущение целостности «Я». Эту интегрирующую систему мы называем Эго».

                Возникает интересный момент: с одной стороны восприятие младенцем своего тела, с другой стороны – восприятие окружающими тела младенца. Пока нет периферийного либидо, младенец не воспринимает своего тела, но окружающие  видят его тело и знают, как оно устроено.

 «Основная функция Эго состоит в согласовании множества ощущений и импульсов в единстве «Я», к которому относятся все ощущения и опыт».

                Каким образом это происходит? Задействован ли при этом мозг?

«Эго становиться психической структурой, которая даёт возможность нарциссическому «Я» сформировать согласованную организацию психических процессов, с которыми и связаны все ощущения».

                Младенец приобретает душу?

«Эго контролирует и координирует не только сенсорную информацию, но так побуждение к движению, то есть выход энергии, разрядку возбуждения во внешнем мире».

                Что стоит за матрицей? Кто создаёт информацию для Эго? Как происходит создание внешнего мира?

«Психическая инстанция ведёт наблюдение за всеми своими составляющими процессами, как считал Фрейд. Именно эта структура превращает ощущения в восприятия и импульсы в акты воли. Она разрабатывает образы и представления о целенаправленном ожидании и интересах. Эго трансформирует индивида … в активное, волевое существо, имеющее представление о себе как о целеустремлённой индивидуальности. Другими словами, при посредстве Эго человек осознаёт свои желания, отношения с окружающей действительностью, а также то, как окружение относится к нему: он обретает самосознание».

              То есть человек окружён специальной энергетической оболочкой, создающей ему окружающий мир?

«Эго защищает ощущение целостности «Я». Эго – это центр, к которому всё обращается и который переживает своё постоянство в потоке ощущений. Даже когда в теле индивида происходят изменения и его чувства и состояние сознания претерпевает множество трансформаций, даже когда Эго осознаёт эти изменения, оно ощущает собственное постоянство и неизменность. Из тысячи стимулов, настойчиво рвущихся наружу, из тысячи стимулов, поступающих извне и требующих отклика, Эго выбирает те, которые согласуются с его образом самого себя. Эго не только координирует, но и служит аппаратом избирательного восприятия, стремящимся поддерживать психический баланс.

Важно, однако,  помнить закон сложной структуры слоёв психики, действительный для каждого индивида».

                Соответствуют ли слои психики, слоям мерности пространства и времени?

«Эго не просто автономно откликается на стимулы и импульсы, как это было ранее, но его характерные функции постоянно находятся под воздействием более примитивных уровней, и его реакции будут испытывать влияние со стороны более ранних слоёв. Его задача заключается в том, чтобы обеспечить их необходимой разрядкой или удовлетворением, или подавить  их и видоизменить их так, чтобы они стали приемлемыми для самосознания и осознания реальности».

                Вот почему так много разных мнений и учений об окружающем мире.

«После того как структура Эго  устанавливается, деятельность более ранних слоёв психики удобно называть откликами до-Эго, и Эго пытается контролировать или удерживать эти отклики от проникновения в сознание. Таким образом, они становятся предсознательными, только мимолётно проникая, как мы говорили ранее, в сознание, и всегда подчиняясь подавляющей, избирательной структуре Эго».

                Может ли что-либо или кто-либо контролировать и влиять на Эго?

«Существуют так называемые  архарические или примитивные импульсы, которые совершенно неприемлемы для самосознания Эго, и они будут подавлены, - тогда мы будем говорить о них как о безсознательных и принадлежащих Ид».

                Можно ли под Ид понимать матрицу?

«Эти побуждения и стимулы, которые с точки зрения Эго-сознания мы называем примитивными или архаичными, представляют собой не более чем инфантильные реакции, исследуемые Эго, но которые должны быть исключены им и новой системы самосознания.  С генетической точки зрения Эго представляет собой часть психики, которая развилась из нарциссического либидо – периферийного либидо – и взяла на себя задачу посредника между внешним миром, с одной стороны, и «Я» и Ид, с другой стороны, обеспечивая тем самым защитную функцию. Эго выполняет задачу восприятия стимулов и защиту организма, аналогично тому, как это делает корковый пласт, окружающий живые организмы. И подобно кожным покровам в организме, задачей Эго является защита – защита чувств идентичности и ощущения целостности личности. Поскольку в этом состоит важнейшая функция Эго, оно находит множество способов укрепления чувства идентичности".

                Не являемся мы нейронами в голове какой-то реального существа?