Зависть, вожделение и почет

Эдуард Кобринчук
         

Книгу, «Приключения Тома Сойера», я зачитал в детстве до дыр. Особо мне полюбилось приключение с покраской забора. Да, та самая история, в которой мальчишка решил похвастаться перед Томом, предвкушая, как заставит его завидовать себе. Однако, всё случилось с точностью наоборот, и знакомый Тома, захотел отдать все свои детские сокровища, за возможность немножко покрасить забор.

Став взрослым, и переосмысливая прочитанное, когда –то, я понял, — человек завидует всему, что общество считает важным. И если оно уважает, к примеру, правителя могучей страны, я тоже буду его уважать, вне зависимости от того, что о нём думаю. И при личной встрече с ним, буду чувствовать себя иначе, чем при встрече с рядовым человеком.

Такова сила общественного мнения. И я думаю, что в вопросе воспитания, оно очень важно. Ведь человек желает соответствовать мнению общества, тому, чему оно поклоняется, и считает для себя важным.

На этом мои знания о том, кто такой человек, иссякли. И, я обратился к работам каббалиста, Иуды Ашлага. А, если быть точным, к одной из его работ, написанных в первой половине прошлого века, которую я как мог, самолично перевёл на русский язык. Отрывок из неё я предлагаю Вашему вниманию. Итак.

Природа наделила человеческий род тремя склонностями, вожделением, жаждой почёта, и завистью. Склонность к вожделению выделила из массы народа, богачей. Их отличает сильное желание, и способность к обогащению. И это стало первой стадией в развитии человеческого вида, которую можно сравнить с растительным уровнем природы. Как и в случае с растениями, чуждая человеку сила властвует над ним извне, ведь сила вожделения чужда человеческому виду.

Склонность к почёту выделила из общей массы героев. Их отличает способность в достижении власти. И это явилось вторым этапом в развитии человеческого вида, который можно уподобить животному уровню природы. Сила, которая действует в людях, жаждущих почёта, уже не находится вовне, а, существует внутри их сущности. Ведь, как было сказано выше, склонность к почёту и достижению власти, отделяет человека от его соплеменников, и он ощущает, что существует сам по себе.

Склонность к зависти выделила из народа мудрецов. Они являются обладателями сильного желания, успешны в достижении мудрости и знаний, а также в других областях. Их можно сравнить с человеческим уровнем природы. Сила, которая действуют в них, не ограничена временем и местом. Она общая, и охватывает все времена, и уголки мироздания.

И как уже было сказано выше, сжигающее человека пламя зависти, охватывает, и включает в себя всю действительность, и все времена. Ведь у зависти есть правило, и оно гласит о том, что, если бы не увидал какую – либо вещь у своего товарища, то не проснулось бы в нём желание к ней никоим образом.

Выходит, что не возникает в нём самом потребности в чём – либо, и не хватает ему только того, что имеется у товарища, и таковыми являются все сыновья Адама и Хавы (Евы) во всех поколениях. И нет у этой действующей в человеке силы края, и посему она пригодна для своей ответственной и возвышенной функции.

Однако люди по – прежнему лишены этого чудесного средства, так как нет у них сильного (цельного) желания, и все три вышеупомянутые склонности смешались, и служат им одновременно. Иногда люди вожделеют, иногда завидуют, а иногда жаждут почёта. Их желания разбиты на осколки, и они похожи на маленьких детей, которые хотят всё, что видят их глаза. А, потому ничего не достигнут, и ценность их силы ничтожно мала.

И необходимо знать о том, что полезная и вредная сила равнозначны. Иными словами, в той же мере, в которой человек может принести пользу, может принести вред. А так как один человек превосходит по своей силе всех животных, то способен нанести вред больший, чем все они вместе взятые. И потому, пока не удостоился качеств, которые бы позволили ему пользоваться своей силой, исключительно в созидательной форме, нуждается он в пристальном надзоре, чтобы не оказалось у него знаний больше, чем имеет человеческих качеств.

И для этой цели, скрыли первые мудрецы от людей науку, в страхе перед появлением недостойных учеников, что воспользуются силой мудрости, во зло и во вред, и взломают её в своём необузданном, животном вожделении, с огромной силой человека, и принесут разруху.

Но после того, как измельчали поколения, мудрецы сами возжелали сидеть за двумя столами, то есть погнались и за хорошей жизнью, и за знаниями, и их мнение сблизилось с мнением простого народа. И стали они торговать мудростью, и продавать ее с лёгкостью, и за ничтожную цену. И тогда пала укреплённая стена, которую возвели первые мудрецы, и была разрушена дикими массами, и наполнились их руки человеческой силой. Заполучив мудрость, они порвали её на части, половину унаследовали развратники, половину убийцы, и была она поругана в поколениях, как и сегодня.

На этом переведённый мною отрывок работы заканчивается, и от себя я хочу добавить следующее: Мудрецами называются те люди, кто способен видеть в зарождающихся следствиях, их причину. Мудрым не может быть человек замышляющий зло. И если общество сумеет изменить вектор своей зависти, направив его на приобретение мудрости духовных отношений, то мы сумеем раскрыть, и использовать данную нам природой силу, для их построения. Без этого современный мир уже не может существовать, и нам необходимо воспитание общества.