Читая Джойса

Александр Викторович Лукьянов
Анна Ахматова в своих воспоминаниях об Амедео Модильяни заметила, что Пруст, Джойс и Кафка – это «три кита, на которых ныне покоится XX век».
Джеймс Джойс явился, в некотором роде, одним из создателей современного модернизма в литературе – направления сложного, могущего создавать свои эстетические ценности, в которых мы видим отражение европейского кризиса начала века, как политического, экономического, так и кризиса культуры.
Модернизм, сам по себе, неоднороден. Внутри него элементы сугубо модернистские (берущие начало в декадансе) переплетаются с элементами авангардистскими. Кроме того, модернизм небезразличен и к реалистическим веяниям. Однако он всё же является порождением анархистского ума, ума мятущегося, ума раздвоенного, догадывающегося о кризисных явлениях в современном обществе, которое писателей-модернистов не очень-то и жаловало. Противоречивость и отчаяние личности  и есть, очевидно, определяющее в модернизме.
Джеймс Джойс – это полуслепой, добровольный изгнанник, обременённый большой семьёй, задыхающийся в тисках нужды, кочующий из города в город и зарабатывающий на содержание семьи преподаванием иностранных языков. Вся его жизнь – вечная борьба за существование, за издание своих произведений, которые почти всегда и везде отвергались. Сам Джойс писал как-то своему приятелю в 1917 году: «Мой роман «Портрет художника в юности» отвергал каждый лондонский издатель, которому я его предлагал, отвергал с оскорбительными комментариями.
Но время шло. Сегодня Джойс – апостол модернизма. Долго и несправедливо отвергая его творчество, у нас, наконец, перевели и напечатали его романы: «Портрет художника в юности» и знаменитый «Улисс», как, в некотором роде, продолжение «Портрета». На основе первого романа я хочу высказать некоторые соображения о творческом методе Джойса, о его концепции первопричины бытия, о его мастерстве как художника.
Становление личности – основная цель и содержание романа. Причём формирование характера и мировоззрения главного героя показано через восприятие действительности самим Стивеном Дедалусом. Суть художественного метода Джойса, который потом стал основным творческим методом нарождающегося модернизма, это т.н. «поток сознания». Воспоминания текут, как река, непрерывно, отрывочно, образно. Память Стивена как бы фотографирует своё прошлое, а затем анализирует полученный снимок, сопереживая его, проникая в глубины подсознания.
Именно эта отточенная психологизация инстинктивных побуждений и проникновение в чувственный мир героя составляют отличительную особенность джойсовского мастерства. Вряд ли Джойс уже в то время увлекался фрейдизмом, однако, коренное отличие его психологизма от психологизма реалистического романа, скажем, Достоевского или Томаса Манна, состоит именно в способе отображения переживаний героя как анализа подсознательных процессов его психики.
Содержание романа можно условно разбить на три основных периода формирования личности Стивена.
Первый период – время выработки жизненной установки главного героя при столкновении с новой для него действительностью – колледжем закрытого типа. Подросток Дедалус впервые попадает из тепличной обстановки материнской ласки в коллектив воспитанников иезуитов. Неосознанная злоба и жестокость его соучеников, их издевательские намёки и всяческое третирование больно ранят чувствительную душу Стивена.
Мальчик не банален. Его мышление нестандартно, восприятие образно. Джойс часто подмечает глазами героя неожиданное сочетание красок в природе, обстановке, одежде. Уже в этом проявляются первые признаки эстетического восприятие окружающего его мира.
Второй период – время формирования нравственных критериев поведения в переходной период юношеских мучений. Стивен не безгрешен. На последних курсах колледжа, уже оформившимся подростком, он осознаёт и чувствует позыв плоти. Остро переживая своё падение, он ищет утешение в религии. Чтобы подчеркнуть, усилить, сделать более выпуклым его раскаянье, Джойс даёт целиком проповедь иезуитского священника о грехе человеческом. Скучновато получилось это место, даже прекрасный слог не улучшает общего впечатления оторванности этого эпизода от остального действия. Раскаянье Стивена получается несколько натянутым.
Третий период – время оформления эстетических взглядов на прекрасное как гармоничный и целостный идеал искусства. Эта фаза формирования личности Стивена более психологически убедительна. Студент университета, он занят поиском идеала прекрасного, точных формулировок эстетических категорий. Причём, отталкиваясь от Аристотеля и Фомы Аквинского, Стивен ищет теоретическое обоснование таких аффектов как сострадание и страх. Именно область подсознательного – цель изучения и осмысления Дедалусом в образах эстетического конструирования.
Конечно, в этой небольшой заметке не объять всех сложностей и тонкостей джойсовского психологизма, его замечательной прозы. Хочу отметить напоследок высокий патриотизм Джойса, его глубокий интерес к ирландской борьбе за независимость, его боль за упадок национальной культуры и её англизации. Особенно это чувствуется в первых главах романа из бесед и споров отца и дяди Стивена Дедалуса со своими ближними и знакомыми по вопросам религиозной и национальной борьбы.
Джойс - большой писатель, замечательный мастер слова, оригинальный и неповторимый новатор.