Обращение к депутатам

Андрей Девин
     О наимудрейшие и наичестнейшие!

     Припадаю к ногам вашим в последней надежде найти управу на потерявших и совесть, и здравый смысл туп-манагеров, ибо в силу возраста уже не в состоянии ни прочитать, ни понять содержание кассовых чеков, рецептов, инструкций и прочих многочисленных клочков бумаги, с которыми приходится ежедневно сталкиваться. Полиграфическая техника достигла небывалых высот, и эти мошенники беззастенчиво используют такой мелкий и бледный шрифт, что текст невозможно разобрать даже в очках с лупой. А ведь повсюду действует правило: проверяйте чеки, не отходя от кассы! И как же их проверить, если не иметь под рукой мощной оптики с подсветкой?
     Можно, конечно, списать всё на банальное стремление к экономии за счёт снижения расхода бумаги и чернил на чеки. Только потом оказывается, что никакой реальной экономии тут нет: если раньше на чеке такого же формата вменяемо отображалась информация о количестве и цене товара, то теперь едва ли не половину его площади занимают сообщения о рекламных акциях и реквизиты, которыми интересуются разве что контролирующие органы.
     И это далеко не всё! Эти су... м-м-м... ...сущие разбойники... уже и при изготовлении этикеток и упаковки продукции пользуются теми же способами. Естественно, в сговоре с продавцами, которые всегда готовы под видом популярного товара подсунуть что-то иное, пользующееся меньшим спросом. Впрочем, у продавцов в арсенале найдутся и собственные подобные манипуляции — достаточно вспомнить про ценники со скидками. Мало того, что условия действия скидки (например, минимальное количество приобретаемого товара) прописаны еле заметно, так зачастую эти ценники вообще расположены не возле того товара, к которому относятся, а у более дорогого.
     Та же история и со счетами на оплату электроэнергии и прочих услуг ЖКХ. Бывшие советские граждане наверняка помнят, как сами заполняли бланки небольшого формата (порядка А6 в современных единицах измерения). Бланки эти печатались на далеко не самой качественной бумаге, и фигурировало там всего несколько параметров: предыдущие и нынешние показания счётчика, разница, тариф (либо норматив) и итоговая сумма. Всё!
     А сейчас? Получаете плотную простыню формата едва ли не А4 (привет любителям экономии бумаги!), ещё и специальным образом запечатанную, чтобы сохранить в секрете страшную тайну стоимости этих услуг. Что за чудо-простыня! Там и картинки цветные (!) с рекламой, и масса других сведений, которые манагеры, ушибленные пыльной креативностью из-за угла и обученные последним маркетинговым новациям, считают своим долгом во что бы то ни стало до вас донести. Особо одарённые догадались для большей запутанности разместить на одном бланке счета за совершенно разные услуги, относящиеся к компетенции никак не связанных между собой организаций. Вот, скажите на милость, какое отношение учёт расхода электроэнергии имеет к отчислениям на капитальный ремонт многоквартирного дома? Убогая фантазия автора этого обращения не подсказывает ничего, кроме очередного проявления стойкого желания «оптимизировать» в нужном направлении финансовые потоки, особенно в условиях, когда «денег нет».
     Неудивительно, что на действительно необходимую потребителю информацию практически не остаётся места, и она печатается так же бледно и мелко, а для понимания, откуда взялась указанная к оплате сумма, требуется не только повышенная внимательность, но и незаурядный интеллект.
     В связи с этим есть специальное предложение для особо озабоченных экономией бумаги: отказаться от единовременной печати инструкций и описаний на десятке разных языков, а ограничиться максимум двумя-тремя. Кроме того, появится возможность на высвободившемся пространстве поместить необходимую информацию в более читаемом виде. Впрочем, ничто не мешает снабдить торгующие организации ограниченным количеством отдельно отпечатанных текстов и на других языках, чтобы при необходимости выдавать их по требованию покупателя.
     Если найдутся заинтересованные политики, можно организовать на этой основе всемирную кампанию по экономии бумаги: ведь очевидно, что она потянет за собой сохранение лесов, снижение химической нагрузки на природу от целлюлозно-бумажных производств, уменьшение количества мусора и пр. С нашей стороны это был бы достойный ответ всяким заграничным Гретам Тунберг.
     Однако упомянутые выше чеки и счета ещё не самая большая проблема, здесь риск как правило сводится лишь к возможности обсчёта на относительно небольшую сумму. Впрочем, учитывая размер зарплат и пенсий рядовых граждан, степень этой «относительности» можно обсудить отдельно, не говоря уж об экзотических ситуациях, когда благодаря шалостям компьютерных программ приходили счета на поистине астрономические суммы. Главная беда в том, что таким же нечитаемым образом сообщают о составе и свойствах товара, не всегда полезных (например, о противопоказаниях в инструкциях к лекарствам).
     А договоры, которые эти ушлые манагеры так и норовят подсунуть для подписания? Недалеко ушедшие от них в части высокой нравственности юристы любят поучать: дескать, читайте внимательно! Замечательный совет — насколько правильный, настолько же и бесполезный, ибо эти составленные профессиональными крючкотворами бумаги зачастую невозможно не то что внимательно, но и просто прочитать. Кстати, о внимательности: можно подумать, она как-то повлияет на ситуацию, когда речь заходит о типовом договоре с очередной компанией-монополистом или сетевым гигантом, предлагающим набор услуг в области IT-технологий. Как всем хорошо известно, в таких случаях требуется не внимательность, а лишь безусловное согласие с установленными компанией правилами и формальное разрешение на использование ваших персональных данных.

     О наидобрейшие и наисправедливейшие!
     Многие из вас впервые избраны в столь уважаемое представительное собрание и, быть может, ещё не изжили благородные позывы иногда руководствоваться в своей деятельности чаяниями и нуждами простолюдинов, а потому покорнейше прошу разработать и принять закон, в котором предусмотреть:
     1) минимальный размер и разрешённые типы шрифтов (кегли), межсимвольные и межстрочные интервалы для инструкций, описаний товара, этикеток, кассовых чеков, счетов, договоров и прочих текстов, предназначенных для публичного и массового применения — так, чтобы эти тексты мог без использования увеличительных приборов прочитать любой человек с остротой зрения не менее 1,0;
     2) цвета шрифтов и фона, обеспечивающие необходимую контрастность и читаемость текстов, в том числе лицами с ограниченной цветовосприимчивостью (дальтониками);
     3) примечания на рекламных буклетах и баннерах — шрифтом размером не менее половины того, каким набрана основная («зазывающая») информация;
     4) недопустимость совмещения в одном документе оплаты абсолютно разнородных услуг или иных требований, относящихся к компетенции не связанных функционально между собой организаций;
     5) обязанность компаний и организаций в разумные сроки привести все свои тексты, предназначенные для публичного и массового применения (в том числе в кассовых аппаратах), в соответствие требованиям предыдущих пунктов обращения;
     6) существенную материальную ответственность персонала организаций, а в особенности — руководящих работников, утверждающих и подписывающих документацию на тексты, которые не отвечают требованиям предыдущих пунктов обращения;
     7) государственные органы, чьей обязанностью будет контроль исполнения настоящего закона.

     Перечисленный набор пожеланий можно расширить, однако для начала достаточно ограничиться приведённым списком.

     Уповаю на вас, о новоизбранные, и да помогут вам силы земные, небесные и иные, которые слишком известны, чтобы их называть!

     Ваша Эледи*.


     ___________
     *электоральная единица.


     VII.2020, VII.2021