Летние каникулы

Александр Шаламов
1 сентября после торжественной линейки, классная руководитель – учительница русского языка и литературы Зоя Викторовна предложила ученикам 6 «Б» класса рассказать о том, как они провели летние каникулы.
– Можно я? – первая протянула руку Асланова Марина.
Она вышла к доске и начала рассказывать:
– Весь июнь я была дома. А в июле я поехала по путёвке в «Артек», в лагерь «Морской». Там было так много интересного! Экскурсии, конкурсы, соревнования. И подружилась я со многими ребятами. Мы теперь друг с другом переписываемся. В «Артеке» растёт огромная секвойя. Её называют «Дерево желаний». Каждый может подойти к ней, обнять крепко-крепко ствол и загадать мечту. Я очень хочу опять попасть в «Артек», поэтому я загадала именно это желание.
Следующей вызвалась выступить Маша Винникова.
– Летом я побывала с мамой и папой в Москве и в Петербурге – гостили у родных тётей и дядей.
– «Тётей и дядей», – рассмеялся Миша Кудрин с последней парты.
– Не нахожу ничего смешного, Кудрин, – сделала замечание учительница. – Машенька, продолжай!
– Мы посетили много музеев. У меня всё.
– Кудрин, ты у нас такой разговорчивый! Может быть, ты более подробно расскажешь нам о прожитом лете? – обратилась к Мише учительница.
– Охотно, Зоя Викторовна. Можно с места?
– Ты лучше выйди, чтобы мы на тебя посмотрели. Ты за лето так изменился, подрос.
– Это точно! – весело согласился Кудрин. – На мне новая обувь, а одежда на несколько размеров стала больше.
У доски Миша ладонью разгладил выгоревший за лето чуб, проверил, все ли пуговицы на рубашке застёгнуты, даже на туфли взглянул, не развязался ли шнурок, откашлялся, выпрямился и артистично заговорил:
– Вы не представляете даже, где я только за всё это лето не побывал! На самолёте прилетел в Америку. Поездом, автотранспортом и пешком посетил все штаты и города. Был я и в Африке, Индии, Японии. В Англии, Франции, на Гавайях. Побывал даже на Северном полюсе и в Антарктиде.
Класс зашумел. Некоторые ребята захлопали в ладоши. Жестом руки Миша всех успокоил:
– Всё это было, разумеется, виртуально, – заулыбался он. – В интернете!
– Это всё? – спросила учительница. – С тобой всё ясно, Кудрин.
Зоя Викторовна встала из-за стола:
– Три месяца лета! Каждый день – чудо! Открытие! А вы – раз, два – всего пару слов и всё.
– А можно я? – вдруг поднял руку Паша Шумаков.
Он вышел к доске, дождался, когда все успокоятся, и в наступившей тишине начал свой рассказ.
– Я всё лето провёл в деревне у родной тёти.
В классе хихикнули. Кто-то сочувственно вздохнул.
– Так, – кивнула учительница. – Это очень интересно.
– До деревни мы с мамой сначала ехали поездом, потом – рейсовым автобусом, а в конце уже добрались…
– На ослах, – вставил Миша.
Раздался сдержанный смех.
– Кудрин, не тебе после такого своего «содержательного» выступления острить! – одёрнула его учительница. – Продолжай, Шумаков.
– Доехали на попутной машине. В деревне я очень рано вставал. Там все с рассветом просыпаются. Надо кормить скотину, работать на огороде и в полях. Солнце только-только поднималось над горизонтом, а я, пока ещё не жарко, отправлялся пасти гусей. Я с прутиком выводил их со двора в поле. Они строем, то есть гуськом, шли один за другим. Впереди шёл вожак. А я позади всех. Когда я торопил их, они останавливались, вытягивали шеи и возмущённо шипели на меня.
– Не щипали? – спросил Миша.
– Нет. А когда я приводил гусей уже на само поле, то оставлял их в покое. Они ели зёрна, оставшиеся после работы зерноуборочного комбайна. Назад домой я их не гнал – сами знали, когда и куда им возвращаться. Тётин дом стоял у самого озера. Когда гусиная стая приближалась к дому, то с гоготом дружно подлетала к озеру. У всех гусей были имена. И каждый был со своим нравом, характером. С одним я даже подружился. Его звали Молчуном. Он и был молчаливым. Все щиплют траву, а он вдруг поднимет голову и вертит ею, как перископом, словно изучает, что делается вокруг. Остановит взгляд на мне и долго-долго глядит мне в глаза. Я подхожу к нему, а он даже не боится. Позволяет обнять его за шею.
Павел нахмурился и горестно добавил: «Я, правда, очень скучаю по моему крылатому другу».
– А коров ты тоже пас? – спросил Миша уже не так насмешливо.
– Всех деревенских коров пас один пастух. Я только ходил на пастбище за Солнышкой – так звали нашу бурёнку, чтобы проводить её домой. А в стойле тётя Нюра её доила. В день бурёнка давала полное ведро молока! Потом выливала молоко в сепаратор – это такой специальный электрический агрегат для разделения молока, сливок и масла. Нам нужно было немного молока, остальное сдавали государству. Для коровки я ходил в лесополосу, собирал скошенную дядей Игорем траву в мешки, чтоб корове был корм на зиму.
Ещё я любил проводить время на озере – купаться и ловить рыбу. Не только на удочку. У дяди Игоря была сеть, растянутая на шестах и установленная прямо в озере. Я входил в воду, приподнимал сеть и снимал запутавшуюся в ней рыбину. Ловились крупные карпы, окуни. Попадали и раки.
Что ещё интересное было в деревне? Это пасека дедушки Семёна. Она находилась далеко, почти в лесу. На пасеке дедушка надевал мне на голову специальную шляпу с сеткой, защищавшей лицо и шею от укуса пчёл. Хорошо, что я был тогда в длинных штанах, а не в шортах, иначе искусали бы меня сильно! А вот дядю и дедушку пчёлы не кусали, хотя они были без всякой защиты. Пчёлы их знали. А я-то был для них чужой.
Домой я возвращался на лошади один. Я брался за вожжи, слегка ими встряхивал и кричал: «Но-о!». И лошадь скакала. Представляете? Весь путь я еду один среди бескрайних полей! Это так здорово!
В хозяйстве тёти Шуры и дяди Игоря были ещё огород, бахча и яблоневый сад. Вот где я впервые увидел, как на самом деле растут арбузы и дыни, капуста, морковка, огурцы, кусты смородины, крыжовника. А яблоки я не рвал с дерева. Они сами падали на рыхлую землю, я только их подбирал.
Интересно, что во дворе были настоящий колодец, печка и погреб. Я любил заглядывать в колодец и смотреть на своё отражение глубоко внизу.
Мне часто приходилось опускать пустое ведро на цепи и, наполнив его водой, с силой поднимать, крутя железную ручку барабана. Любил подбрасывать поленья в печь, когда тётя Нюра что-нибудь готовила.
Опускался по ступенькам в погреб, что был вырыт рядом с домом. Там было, как в холодильнике. Здесь хранились соленья и разные продукты.
А ещё я полол грядки, убирал сорняки и поливал огород. Мне так понравилось в деревне, что я решил каждое лето там проводить.
Паша умолк. Он мог бы ещё многое рассказать о своём пребывании в деревне, но в классе и другие ребята хотели бы выступить.
– Вот теперь, дорогие мальчики и девочки, давайте дружно поблагодарим Пашу за такой интересный, содержательный рассказ, – сказала Зоя Викторовна и первая одобрительно зааплодировала.
И тут зазвенел звонок.
- Ребята, кто желает, пусть дома подробно опишет свою историю о лете. А мы потом все сочинения зачитаем.
Вдруг распахнулась дверь, и в класс вошла группа взрослых с участковым милиционером. Молодая женщина увидела Пашу Шумакова и сказала, указывая на него:
– Вот этот мальчик спас мою малышку, успев подхватить её, когда она падала из окна второго этажа!
Учительница удивлённо произнесла:
– Павел, что же ты нам не рассказал про этот случай?!
Паша, пожимая плечами, смущённо ответил:
– Забыл я об этом…