Батя я полсотни пять Глава 1

Анна Колбасова
            
      Родители Сергея жили у военного аэродрома, всего в полукилометрах, поэтому взлеты и посадки, хорошо были слышны в доме. К ним привыкли все, и, не обращали внимания на шум взлетающего самолета, и только если бывали гости в доме, то бродили всю ночь, как лунатики, в ожидании, когда же все - таки наступит тишина на аэродроме. Сергей после школы приходил домой, оставлял учебники, брал с собой сухой паек и отправлялся смотреть на самолеты.

 Его заметил капитан, командир звена Саматолков, подозвал к себе,- любишь самолеты?- спросил он.
- Очень,- ответил ему Сергей.
- А куда после школы думаешь поступать?
- На военного летчика пойду учиться,- твердо ответил мальчик.
- Хорошо, но для этого надо не сидеть здесь, а заниматься физической подготовкой, что ж ты за летчик будешь, когда у тебя даже бицепсов нет, посмотри на свои мышцы. Они же, как у девчонки.

Такую обиду Сергей стерпеть не мог, на следующий день он не появился вблизи аэродрома, отправился на спортивную площадку и стал ее посещать каждый день, даже в воскресные дни. Он мог  на турнике подтянуться десять раз и удержать угол в течение нескольких минут. Зимой брал в руки лопату и бросал снег. За год он из гадкого утенка превратился в лебедя. Как-то его увидел капитан Саматолков  и  не удержался от похвалы, Сергей подрос, возмужал, и не выглядел уже подростком.
- Приходи ко мне домой,- сказал он. Я дам тебе кое-какие книги. Думаю, они тебе будут полезны.

Книги действительно для Сергея были частичкой его мечты, они помогали ему идти к намеченной цели. Наступил день выпускных экзаменов, сдав их, он поехал в высшее военное авиационное училище сдавать документы, не сказав родителям об этом. Отец мечтал, что он поступит в Политехнический институт и получит инженерное образование.

После сдачи документов была назначена военная летная комиссия. Сергея долго смотрели врачи, было обнаружено, что у  него одна половина живота реагирует на прикосновение иглы, происходит сжатие мышц, а вторая сокращалась, но не полностью. Поэтому поводу целый консилиум врачей был собран, решали допускать его к экзаменам, или не допускать. Сергей, конечно же, очень волновался, наконец, комиссия вынесла решение,  Годен!
От счастья был на вираже, до облаков два шага, ведь строгим доктором уже, подписана бумага.

Такого жесткого отбора Сергей даже не представлял. В летчики набирали ребят практически с идеальным здоровьем. Небольшое отклонение – негоден к летной службе. Сначала сдавали физическую подготовку, потом медкомиссию психоотбор. И лишь потом он был допущен к основным экзаменам. На первом этапе было двадцать человек на место, после медицинского обследования и физподготовки ровно половина срезалась: Если у тебя больше двух пломб в зубах – свободен. Объясняли это тем, что  любая смена климата, смена обстановки, сказывается на здоровье человека. В первые годы начинают зубы «лететь» особенно при смене пищи и климата, а летали летчики везде – и на Север и в Африку.
 
На следующий день начались экзамены. После всего пережитого, трудно было сосредоточиться, все что учил, зубрил, вылетело в одночасье, стоял и вспоминал, глядя на экзаменационный билет в руках.
- Ты не волнуйся,- сказал ему генерал,- со всеми такое бывает, постой и подумай, уверен, ты ответишь на все вопросы. Сергея, как будто что-то внутри отпустило, он внимательно стал читать билет. Но, да, это же он вчера повторял.
- Я готов отвечать,- сказал Сергей председателю комиссии. 
- Но я в этом и не сомневался,- с улыбкой сказал он.

 Ответив на вопросы экзаменаторов, он вышел из аудитории. Его слегка покачивало, навстречу  ему шел отец.
- Ты что же это сорванец, ничего мне не сказал, молча пошел сдавать экзамены, а может я против твоего поступления в военное училище?!
- Опоздали вы товарищ родитель,- сказал за его спиной генерал, - ваш сын только что сдал экзамен отлично, и зачислен, курсантом в наше училище, с чем я вас и поздравляю.
У отца Сергея повлажнели глаза, ему очень были приятны слова генерала.
- Но раз решил стать летчиком, значит, так тому и быть, я тебя поздравляю с успешной сдачей экзаменов.

От счастья, что поступил в военное летное училище, Сергей был на вираже, до облаков два шага,
И разделила высота судьбу его талантом, сбылась заветная мечта, и парень стал курсантом.

Учился он прилежно, все, что инструктор говорил, схватывал на лету. Одна была у него теперь мечта, как можно скорее сесть за штурвал самолета. Шло время, на третьем, четвертом курсе часто делали учебные вылеты, в конце четвертого курса, Сергей ушел в небо без инструктора. Перед вылетом руководитель полета провел инструктаж, что был с родни Канону.

 Сергей быстро занял зону и доложил на землю о своей готовности приступить к выполнению заданной программы. Его самолет выполнял виражи, то делал крен, то выполнял спираль, переворот на горке. И вдруг машина вздрогнула и замолчала турбина. При попытке ее запустить, ничего не получилось. Самолет терял высоту и падал вниз.

- Батя, я полсотни пять, отказала турбина, теряю высоту,- сказал спокойно Сергей,- подо мной населенный пункт.
- Сынок, ты попробуй еще раз запустить турбину, у тебя есть уйма времени. Не получится, прыгай.
Не могу, погибнут люди. И вдруг при повторном включении самолет ожил, стал набирать высоту. Сергей передал,- батя, двигатель запустился иду на точку, дайте условия подхода, обеспечьте посадку.
- Возвращайся на базу, мы все тебя ждем.

 Сергей развернул самолет в сторону аэродрома. Он чувствовал, как у него под шлемом стали мокрыми волосы. – «Ни чего,- успокаивал он себя, у других и не такое бывает, и возвращаются домой живыми, а у меня, это проверка на выносливость».
Он посадил самолет, к нему спешила скорая помощь, бежали люди, торопилась пожарная машина, все пришло на аэродроме в движение. Техник забрался к нему, открыл фонарь и, стал помогать выбраться из самолета.

- Но ты Сергей и дал мне поволноваться, до сих пор мандраж внутри,- сказал техник, Владимир Светличный. А батя, так тот вообще за сердце схватился. Но хорошо, то, что хорошо заканчивается. Сергей спустился на землю, его подхватили на руки и понесли к скорой помощи.

- Как вы себя чувствуете?- спросил его врач.
- Как новорожденный, только что появившийся из утробы матери.
- Значит, будите летать долго, теперь вы закалены, как сталь. Состояние у вас удовлетворительное, сердцебиение спокойное, давление в норме. Отправляйтесь на отдых, больничный вам будет выписан на неделю, для реабилитации.

- Спасибо доктор,-  сказал он врачу и снова появился перед летным составом.
Подошел руководитель полета, батя – Егор Иванович Тузов.
 - Но курсант Свиридов, ты молодец, что не растерялся, а заставил своего сокола все-таки, ожить.
- А я его, товарищ майор, живой водичкой окропил, он и ожил.
- Хорошо, что шутишь, будет из тебя настоящий летчик-истребитель.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ