Законы моих бабушек. Жемчужина у моря

Марина Геннадиевна Куликова
Сборник «Негасимый свет старинных городов»

Бабушка всегда любила Крым, дед же не признавал другого отдыха, чем отдых на любимой дачи,бабушка и дед , несмотря на разницу в возрасте в семнадцать лет, были исключительно счастливой супружеской парой.

Но я не помню ни одного случая, чтобы они вместе куда-то ездили на отдых.
Я закончила пятый класс, в то лето бабушка собралась вновь в Крым, в санаторий.
Ездили в те времена только на поездах, поезд из Прибалтики на юг шёл долго, путешествие в одну сторону растягивалось чуть ли не на неделю
Я не помню по какой причине , но Крым у бабушки отменился и она  собралась ехать в Одессу, прихватив с собой и меня.

Это была моя первая встреча с Одессой, веселым городом у Черного моря
Мы ехали долго, медленно и нудно, правда, в отдельно купе
У меня было с собой пять огромных томов книг и я проводила время в счастливом пребывание в собственном удовольствии.

Вагон ритмично покачивало , книги были интересными, схожу с бабулей в вагон ресторан и снова за книжку,.. красота!
На больших станциях бабушка заставляла » бросать книги» и идти гулять , поздно вечером при плохом освещении в вагоне читать тоже запрещалось.

Поездка в Одессу была моей последний поездкой на поезде дальнего следования , в дальнейшем я пользовалась только воздушным транспортом. И такого долгого , спокойного и приятного времени для чтения в путешествии у меня уже не было никогда.


Одесса встретила шумом,  гамом, веселым смехом.

Мне ,потомственной прибалтке, привыкшей к сдержанности ,   показалось,  что все люди на вокзале не разговаривают , а кричат друг на друга весело, но как грубовато  , беспардонно , по-свойски хлопают друг друга в грудь , по плечам.., потом целуются.., ругаются,  тут же обнимаются, плачут и хохочут одновременно.

Я стояла  в оцепенении , ошалело  и завороженно смотрела на все это вокзальное  действие, как на огромное, шумное и очень интересное  театральное представление, совсем забыв про то , что бабушка велела следить за уже вынесенными из вагона чемоданами.
Закончив пятый класс , я довольно хорошо владела английским, латышский и русский были для меня родными языками, дед , разговаривая с бабушкой исключительно по-русски, со мной говорил на латышском,но вслушиваясь в речь  людей на вокзале Одессы, я не могла понять на каком они говорили  языке,вроде бы по-русски, но совсем и не по-русски.

Это был мой первый, предоставленный судьбой , урок лингвистики.
Садясь в присланную на имя деда машину, бабушка мгновенно определила , что  маленького саквояжика нет..куда делся саквояж ,в сто пятый раз спрашивала бабушка..я не знала..унесли..потом  подумав, сказала она, ну и ладно,там только и были туалетные принадлежности, которыми пользовались в дороге..мне не попало, но я на всю жизнь запомнила, что на одесском вокзале нельзя «считать ворон».

Впервые в жизни, в Одессе, я забыла про  свои книги или…. «за свои книги».

Мои близкие, спустя годы и десятилетия всегда ,смеялись, желая прервать мое чтение,что меня пора отправлять в Одессу.

Море..к моменту нашего посещения Одессы, кроме,своего любимого Балтийского моря, я знала и крымское побережье Черного моря, куда мы с бабушкой ездили в предыдущие два года.
Я очень люблю не яркое, сероватое, прохладное и бодрящее  наше Балтийское море,но купание  и плаванье в Черном море это особенное для меня действие.

В Одессе  море чудесное, ласковое, теплое.

Бабушка ,несмотря на возраст, всегда была известной , заядлой пловчихой .

Бабушка  ушла из жизни в восемьдесят два года,пожалуй,только, в последние два или три года она не делала заплывов.

Плавать без бабушки в этот приезд в Одессу мне было строго запрещено, заплывать и приближаться к буйкам тоже..такие ограничения очень огорчали..но море все равно притягивало к себе, если не плавать , то хоть купаться, по-курортному плескаться, в теплых и приятных его водах, я была согласна даже на такое , лишь быть у моря..

  Моё детское восприятие было полностью покорено одесским великолепием ,Потемкинской лестницей и Приморским бульваром, дворцом графа Воронцова, археологическим музеем и музеем западного и восточного искусства.

Впечатлений было множество, ярких, многолетних, скажем, пожизненных.

Августовские одесские базары удивили роскошью ,множеством фруктов и овощей.

Впервые в жизни в тот приезд в Одессу , я ела баклажаны и кабачки, икру  » отечественного ‘ производства,а не в железных банках, болгарские или венгерский, которые продавались в магазинах.
Помидоры …., особые, мясистые, сочные, пахнущих солнцем, изумительно сладкие..
Персики, абрикосы все было в таком огромном количестве и изобилии, которых не было ни на одном рынке Прибалтики.

Бабушка, как бывало всегда, и в Одессе встречалась со своими знакомыми дамами, нас с особым южным гостеприимством угощали всякими  вкусностям, впервые я ела  фаршированную рыбу, особое  ореховое печенье, запеченную , фаршированную манной крупой курицу, которая, как говорили в Одессе «только что бегала».

Мне было очень жаль эту недавно бегавшую курицу,но я понимала, что не попробовать нельзя, обижу..

На последний вечер перед нашим отъездом домой бабушка получила приглашение в виде билетов в ложу  в Одесский театр оперы и балета, на какой-то мюзикл ,мне идти не хотелось, последний вечер в Одессе провести бы у моря,но капризничать и спорить с бабушкой не было никакого смысла.
К этому моменту своей жизни ,благодаря бабушке,я уже не раз бывала в хороших театрах страны.

Но Одесский театр оперы и балета все же удивил красотой  и роскошью
С первых же аккордов я поняла ,что предстоит что-то интересное, настроение мое улучшилось, концерт восхитил, одна песня ,одно звучание, тут же продолжалось другим ,не менее захватывающим,да, многое я знала по кинофильмам,я только не знала,что именно Утесов сегодня будет в этом театре.

Зал был полон зрителей, овации, аплодисменты, цветы, такого зрительского приема артистов я ещё не видела.

Утесов  не только пел и дирижировал на сцене,он ещё и сам вел концерт ,был конферансье, говорил легко и просто с небольшим , пикантным , одесским юмором.

В последствие, в жизни у меня было еще несколько встреч с Одессой, но они уже не были такими яркими и запоминающимися, как та первая…