Взять на усы. Охота на слова

Александр Ерошкин
 

Для начала вспомним старую загадку. Сын у сына жил, отец у сына жил, а может ли мать у сына жить. Речь в ней, не о том, кто у кого жил, а об усах. Сын усы нажил. Усы. Интересное слово.

Обратимся к словарю Владимира Даля.

УС м. усик, усок, усенки, усишки, усищи; у чел. волос на верхней губе. Подстригать усы. Отращивать усы, не брить, запускать. Усы бахромой, усы кольцом, завитком. Усища, словно мышь в зубах несет. Бывают усики и у женщин. Ни уса, ни бороды, молод. Кормил (сына) до уса, корми и до бороды, до возмужалости.
Он себе и в ус не дует, и знать не хочет.
Ради уса, отведать, откушать.
Усы обмочить, напиться пьяным.
Вейся усок, завивайся усок — будет мяса кусок, свое хозяйство.
 Моргнуть усом, подать тайно знак.
Усом не дрогнул, не сробел.
Дай срок: будем мы и сами с усами.
Усы, усы Чебоксары, захотели вы в гусары!
Ты с бородой, да мы и сами с усами.
Парень на усу лежит (входить в возмужалость).
Не разводи усок на чужой кусок.
Не засаливай ус (уса) на чужой кус.
Хлеба ни куска, а детинка без уска.
Не успел усом моргнуть, скоро.
Хороший кусок найдет и усок.
Ни с уса капли не даст, скуп.
Мотать себе на ус, помнить.
Велики усы, а все бороды не выкроишь.
Велик ус, а все клок.
То не беда, что редка борода: был бы ус кольцом! молодец.
По бороде — быть бы тебе в воде, да усы не пускают!
Не всяк кусает, кто усом трясет (моргает).
Усы чешутся к свиданью, к целованью, к гостинцам, к лакомству.
|| У животн. щетинистый, одиночный волос на верхней губе, как у собак, у кошек, у тюленей и пр.; червячковые привески около рта у некоторых рыб, и пр. у сома. Пришел сом, с большим усом, сказка о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникова. У насекомых щупальца, сягальца, сяжки. |
| Усы растений, винограда, земляники, завитки, повойные отросточки.
|| Сиб. ость, шерсть. Олень без усов, кожа без шерсти (или с плохою?); иногда ость на колосе.
|| Усы, узорочные завитки, и пр. на кунтушах, свитах, венгерках, сзади, от пояса, как костыли на балахонах.
Китовый-ус, роговой частокол по нёбу и деснам кита, замест зубов; захватывая пастью воду, кит процеживает ее чрез решетку эту, глотая добычу.
|| Ус, пск. коса или мыс. На усу рыбу ловили.
Усовой, усной волос, щетина. Усатый с усами; усастый, с большими усами. Усач м. усачка, усачиха ж. усан м. кто с усами: у кого болышие усы. У нас в полку такие усачи, что любо. Я усачек не люблю, они слишком мужествены. И чван и усан.
|| Усачи, отдел жуков, у которых сяжки гораздо длиннее всего тела; из них: Cerambix, дровосек.
Уситься арх. бол. о шерстяных тканях: ворситься, мохнатеть, мшаветь. Усатка, остистая-пшеница, и пр. порода гирка.
Усоножки, усоногие слизни, разряд морских слизней, которые цепляются щетинистыми щупальцами своими. Толковый словарь живого великорусского языка

Много информации об усах в одном гнезде, но понятие в заголовке не нашло отражения, поскольку связано оно с Северным морским путём, который во времена Даля ещё не был открыт и ледоколы не бороздили просторы Северного Ледовитого океана. Да и само слово ЛЕДОКОЛ имело совсем другое значение.

Выбираем нужное из гнезда слова ЛЁД.

Ледовщик м. торговец льдом, подрядчик, набивающий ледники, или ледокол м. работник на ледокольне, ледоломне, месте на реке, где добывают лед. Ледокольный к колке льда относящ. || Ледокол или ледорез м. бык, боковой устой на текучей воде, с острым откосом, для защиты моста и плотины от напора льда. Ледорезня, ледопильня устройство на судах полярного плаванья, для очистки прохода. Толковый словарь живого великорусского языка

Внимание России к высоким северным широтам не проходит незамеченным. Многие страны начали высказывать желание приобщиться к богатствам этого края, а заодно сдержать развитие России.  Уже открыто российскую политику в Арктике стали называть агрессией.

Явно марионеточные правительства многих соседних стран теперь претендуют на русский север. В июле прошлого года  японское издание «Нихон кэйдзай» потребовало от правительства Японии помешать «агрессивным» действиям России в Арктике, в частности, разговор идёт о Северном морском пути. В связи с блокированием Суэцкого канала на Западе обратили взоры на возможность доставки  грузов между Европой и странами Дальнего Востока северным путём, который значительно экономичнее в  сравнении с южным. Возникла задача помешать, как мешают пуску Второго северного газового потока в Европу. И в этой «борьбе» Запад демонстрирует нередко полный абсурд, готовность свои уши отморозить, чтобы только бабке насолить…

Запад уже давно требует от России признать Арктику зоной международной деятельности, а управление судоходством по Северному морскому пути передать какому-то там «международному комитету», то есть по сути США. А ведь Россия действует в соответствии с международными законами,  установила в Арктике (как и везде) 12-мильную зону территориальных вод, вне которых свободное судоходство не возбраняется любым странам. А Северный морской путь и все  береговые службы обеспечения судоходства -  это чисто наше, как и Крым. И мы никому этого не отдадим.
 
Ни у кого на  Западе  нет ледокольного флота, способного обеспечить судоходство через арктические льды. А у России есть. И наши ледоколы проводят суда по Севморпути караванами.

При этом в тяжёлых льдах ледоколам иногда приходится брать отстающие (застрявшие) во льду суда «на усы», то есть буксировать особым способом. А иначе они попросту не пробьются через сплошные ледяные поля или будут раздавлены льдами.

У Северного морского пути должен быть один хозяин, который обеспечит и порядок движения, и буксировку судов, и никаким НАТО здесь делать нечего. У нас же есть и транспортные суда, работающие в ледовых регионах, и усиленный ледокольный флот. Есть люди, способные работать в таких условиях. Мы там сами всё организовали и обеспечиваем, сами и пользоваться будем. А все остальные, пожалуйте, за отдельную плату можете  воспользоваться нашими услугами. Можем мы при необходимости и на усах протащить ваши суда.

Оказывается, БРАТЬ НА УСЫ приходилось не только в северных морях, но и у берегов Сахалина. Так, к примеру, нынешний 2021 год начался с того, что в  Сахалинском заливе два траулера из пяти оказались зажатыми льдами, и их освободил ледокол «Магадан».

  Зажатый льдом траулер выводился ледоколом на особом буксире, или, как говорят моряки, «на усах».

  Проводка «на усах» - интересное явление. При  сильном сжатии льда  след чистой воды за ледоколом быстро затягивается ледяными торосами и проводимое судно не может пройти сквозь них. Потому вместо буксира
 на корме у ледокола устанавливают  привальный брус с глубокой выемкой. В эту выемку заводят «нос» (форштевень) проводимого парохода, расклёпывают на нём якорь-цепи и этими цепями плотно прижимают проводимое судно к ледоколу. Ледокол и пароход словно составляют единое целое. Это и есть ВЗЯТЬ НА УСЫ.

А теперь представьте, как мощный атомный ледокол тащит на себе  танкер, а огромные глыбы льда вылетают из-под кормы ледокола,  некоторые из них падают на бак проводимого танкера. Мощь-то какая. И образ красивый.