Размышления о государстве и вранье

Евгений Белоненко
Советский Союз держался, в том числе, на лжи и замалчивании от народа всей неполезной ему, по мнению властей, информации.

Люди, пытавшиеся эту ложь разоблачать и неполезную информацию как-то распространять, назывались тогда диссидентами. Судьбы их разнились: кого-то, чаще людей известных, могли выслать из страны, а оставшиеся, в лучшем случае, сидели в психушках.

При Горбачёве ситуация постепенно стала меняться. Вошли в обиход понятия гласности и плюрализма мнений. И, что особенно важно, этот плюрализм перестал государством наказываться.

То есть, человек мог иметь мнение, отличающееся от позиции властей, и открыто, публично его высказывать. И через какое-то время нашлись люди, высказавшие мнение о необходимости прекращения в стране всевластия одной партии, провозгласившей себя "руководящей и направляющей». И в каждой из «братских» республик нашлись люди, высказавшие мнение о лучшей жизни в национальной отдельной квартире, без «старшего брата».

И эти мнения овладели массовым сознанием. И эти пожелания реализовались. От оценок здесь воздержусь, делал их в других статьях и рецензиях. Каждое из новых государств пошло своим путём в плане свободы или несвободы для граждан публично выражать своё мнение. Меня, естественно, больше интересует российский путь.
 
И пришли мы, российские граждане, этим путём долго ли, коротко ли, от полной вседозволенности до осознанной необходимости держать своё мнение при себе… а лучше засунуть его в известное место:) А государство пришло от известной толерантности к нетерпимости инакомыслия. Была на этом пути знаковая фраза про парламент, который не место для дискуссий, помните, наверное. И к замалчиванию всей неполезной народу информации. И к вранью по событиям, полное замалчивание которых невозможно. Поясню примерами.

Экономика. Кто-нибудь верит официальным данным, к примеру, о средней зарплате по стране? Или о замедлении снижения темпов роста государственного ВВП?

Данные опросов людей. Все действительно независимые социологические службы были объявлены зависимыми от супостатов и приказали долго жить. Остались зависимые, дающие «правильные» результаты, что является условием их дальнейшего существования.

История. Тут первые ростки требуемого единомыслия уже в законы оформляются. Например, закон о запрете отождествления роли и целей СССР и фашистской Германии. Вспоминать о пакте Молотова-Риббентропа и о совместном разделе Польши по этому пакту уже не принято. Пока ещё ненаказуемо.

Политика. Тут вообще лучше пустое место оставить. Оставляю.               
                Как в бородатом советском анекдоте про листовки из чистого листа: и так всё понятно.

Даже и нынешняя вакцинация. Моё честное мнение: никому сейчас не дано знать соотношение пользы и вреда от неё для отдельных людей и для населения в целом в долгосрочной перспективе, хотя бы нескольких лет. Казалось бы логичным дать возможность дискуссий по этому вопросу, предоставить каждой из сторон право высказывать своё мнение и приводить аргументы в его поддержку. Но «антипрививочникам» затыкают рты, СМИ для них закрыты, даже закон обсуждался о запрете публичного выражения их позиции. И вместе с тем засекречивается информация о количестве (абсолютном и относительном) полностью привитых людей, всё-таки попавших в больницы с тяжёлой формой ковида. А такая информация из неофициальных, но довольно надёжных источников (например, честных главврачей больниц), мягко говоря, пугает.

Наверное, можно и другие примеры привести по вранью и замалчиванию неполезной информации. Возвращаемся к первому абзацу:)  И лет на 40 назад.

Государство ещё древние философы называли аппаратом насилия и принуждения. Получается, и вранья тоже. И те, что вранью госпропаганды рады, живут спокойно и счастливо. А насилие и принуждение – это меры для остальных. Да, государство ведь установило недавно на враньё монополию. Частные структуры теперь должны за него наказываться по закону о фейковых новостях.

Мне возразят «патриоты»: посмотри на Европу, посмотри на Америку, там тоже госвранья выше крыши, особенно последнее время. И люди, идущие против «мейнстрима», притесняются и ущемляются. Да, это так. Но пусть это будет таким  же нетерпимым для тамошних мыслящих людей. И если там какого-нибудь условного Джона Смита коробит от американского госвранья - пусть ищет возможность выразить свою позицию и своё недовольство. Я живу здесь и уезжать никуда не собираюсь. И тезис поговорки «своё говно не пахнет» никогда не разделял.

Мне ещё возразят: но Россия сейчас ох как сильна! А я вот считаю одним из признаков сильного государства желание и готовность говорить своим гражданам правду. Хорошо бы ещё только правду, всю правду и всю правду до конца… но это пожелание всё-таки из разряда фантастики:) А другим признаком – возможность и для граждан говорить правду о государстве… ну и обо всём остальном. Какой бы неприятной она не была. Естественно, с целью что-то в своей стране или даже в мире улучшить.

Или всё-таки неизбежный атрибут сильного внешне и внутренне государства – населённость его гражданами-винтиками с завязанными ртами и наполовину атрофированными мозгами, с радостью принимающими госвраньё в силу отсутствия желания и возможности думать самостоятельно? Или всё-таки настоящий патриотизм – это именно когда своё не пахнет, слепая любовь сродни болельщицкой, не оставляющая возможности объективно взглянуть на порядок вещей? Как обычно, приглашаю всех читателей высказать своё мнение.