Великая история Великой страны! Авто-леди среди...

Иван Косов
Работяги "Москвичи" начавшиеся продаваться в СССР населению в шестидесятых.А также "Победы","ЗиМы","Волги",первые выпуски "Запорожцев",славно трудились на дорогах страны.В Советском Союзе почти восстановившемся после войны уже сложился класс автомобилистов даже "ЗиМы",уже имелись в гаражах удачливых советских граждан.Но "ЗиМы" и "ПОБЕДЫ" устарели.А "Москвичей" и "Запорожцев" не хватало.Советское правительство не закупало за рубежом легковые автомобили с целью перепродажи населению как это делалось в других странах.Нужны были большие средства,а их было в ещё не до конца восстановленной стране.Кроме того Америка и Великобритания ввела ряд санкций против СССР.Да и закупать особо было нечего.В дружественных странах Варшавского договора выпускались всё те же модернизированные или переделанные "ПОБЕДЫ".Либо ещё довоенные модели с обновлённым кузовом.А тех денег что приносили продававшиеся за рубежом советские автомобили увы не было мало,да и в стране они были нужнее.И всё же ... . Ну обо всём по порядку.



20 июля 1966 года было подписано правительственное постановление «О строительстве в городе Тольятти автомобильного завода». С тех пор эта дата считается днем рождения АВТОВАЗа.

Так началась история той самой "КОПЕЙКИ"

Предприятие стало одним из крупнейших производителей легковых автомобилей в Европе. За всю историю автозавода в Тольятти было собрано более 29 млн машин 50 различных серийных моделей. Каждая новая модель становилась событием не только в масштабах предприятия, но и всей страны. История АВТОВАЗа – это история отечественного автопрома.

Советские граждане могли приобретать автомобили еще в начале 1950-х годов, но тогда выбор был невелик: самым доступным по цене легковым автомобилем являлся "Москвич", самым дорогими – "ЗИМ","Победа",Волга". Количество выпускаемых «Москвичей» было недостаточным, чтобы покрыть спрос.
Страна нуждалась в по-настоящему «народном автомобиле». В какое-то время на эту роль претендовал даже «Запорожец». Однако многие слои населения автомобиль, относившийся к микролитражному классу, не устраивал. В итоге правительство предложило построить новый автомобильный завод, который мог бы выпускать свыше полумиллиона легковых автомобилей в год и таким образом удовлетворять автомобильный бум в стране.
Для ускорения создания такого предприятия было решено привлечь иностранных специалистов. Выбор пал на итальянский концерн "FIAT". В частности, в 1966 году концерн представил свою новую модель "FIAT" 124, признанную «автомобилем года». Производство именно этой машины и предстояло освоить в СССР.
Решение о строительстве нового автомобильного завода в городе Тольятти было официально принято 20 июля 1966 года. Стройка стала грандиозной – оборудование для нового предприятия изготавливали на 844 машиностроительных заводах СССР, на 900 заводах других стран, в том числе ФРГ, Италии, Великобритании, Франции.

На такую масштабную стройку было выделено шесть лет, однако предприятие было возведено в рекордные сроки – за три с половиной года. Уже в 1970 году с конвейера ВАЗа сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули».
Леди среди работяг.

Первая модель была создана на платформе "FIAT" 124, однако это был уже другой автомобиль,по сути только внешне напоминающий своего итальянского собрата.А началось всё просто.Когда итальянцы предоставили свой "ФИАТ" для теста,наши конструкторы прогнали его по Дмитровскому полигону где проходили испытание наши "Москвичи".И пресловутый итальянец развалился в буквальном смысле через пять тысяч километров пробега.И сказанная главным конструктом "АЗЛКа" фраза: - Это у вас там дороги.А у нас направления. - ставшая в последствии народной,можно сказать положила рождение новой машины."Жигули" была собрана полностью из местных комплектующих,только блоки цилиндров первое время отливались на "ФИАТе",отсюда и легенда про якобы итальянскую сборку. Автомобиль имел по сравнению с прототипом более 800 доработок (чтобы автомобиль считался не скопированным,нужно внести 32 изменения в конструкцию,так что злые языки говорящие что "Жигули" копия "Фиата" не правы в корне), которые были призваны приспособить автомобиль к местным дорогам и климату. В частности, был усилен кузов, увеличен дорожный просвет. Кроме того, ВАЗ-2101 обзавелся новым, более мощным, карбюраторным двигателем объемом 1,2 л.
"ЖИГУЛИ", или «копейка», как прозвали этот автомобиль в народе, не только сократил автомобильный дефицит в стране, но перевернул представление советских автолюбителей о легковых машинах. Высокий на тот момент уровень комфорта, хорошая динамика, легкость управления, экономичность позволили в кратчайшие сроки первому автомобилю Волжского автомобильного завода стать по-настоящему «народным» автомобилем. Которые и сейчас не редко встречаются на дорогах.

А ещё!!Именно "Жигули", позволили увеличить в нашей стране армию прекрасного пола за рулём.Лёгкие в управлении.Довольно комфортабельные.Ну и наконец сервисное обслуживание позволило нашим дамам освоить массово автомобиль.

ВАЗ-2101 и его модификации выпускались до 1988 года, за это время было выпущено около 4,8 млн «копеек».С 1971 года автомобили ВАЗ-2101 стали поставляться за рубеж.И приобрели завидную популярность.Главным образом простотой обслуживания и выносливостью. Именно тогда автомобиль получил экспортное имя LADA, в то время как на внутреннем рынке машина известна была как «Жигули» (по названию гор).
В 1971 году,всего через год после начала производства первой модели «Жигулей», с конвейера Волжского автозавода начали сходить универсалы ВАЗ-2102. Технически этот автомобиль практически не отличался от «копейки», за исключением усиленной задней подвески и раскладывающегося заднего сиденья. На экспорт советский автомобиль поставлялся под маркой Lada.И пользовался невероятным спросом.Следующей моделью стала ВАЗ - 2103.Элегантный, и красивый автомобиль.Ему же на смену пришла ВАЗ -2106 ставшая самой популярной за всю историю АВТОВАЗа.  Ее серийное производство началось в 1976 году и продолжалось вплоть до 2006 года. Всего было выпущено более 4 млн «шестерок».
Это был четырехдверная пятиместная модель с четырех- или пятиступенчатой коробкой передач и кузовом типа «седан». В отделке нового автомобиля появились современные детали: пластмассовая окантовка передних фар, радиаторная решетка, подсветка номерного знака. В салонах улучшилась шумоизоляция, передние сиденья снабдили подголовниками, а кресла – рельефностью.

В 1977 году на Волжском автозаводе вышел с конвейера первый ВАЗ-2121 «Нива».По истине легенда.Это первый в мире внедорожный автомобиль своим ходом поднявшийся на Эверест. Эта модель открыла новую эру в истории полноприводных машин. И именно "Нива" положила начало новому классу внедорожников. И является его основоположником.  Впервые на внедорожнике такого класса были применены «легковые» атрибуты, такие как несущий кузов, независимая передняя подвеска, передние дисковые тормоза. Также, в отличие от внедорожников того времени, «Нива» получила высокооборотный двигатель.
Ну и, пожалуй, самый примечательный факт: ВАЗ-2121 «Нива» стал первым полностью оригинальным автомобилем, разработанным на Волжском автозаводе.
Нива» ВАЗ-2121 является наиболее экспортируемым советским и российским автомобилем. Были времена, когда до 70% «Нив» поставлялось за рубеж. Праворульная модификация «Нивы» даже продавалась в Японии, Великобритании и других странах с левосторонним движением.
Всего с 1977 года было выпущено около 2,5 млн внедорожников ВАЗ-2121. За свой путь «Нива» прошла несколько циклов модернизации, в 2005 году сменила название на LADA 4х4. Самая современная модификация – Urban. Машина получила кондиционер, электропакет, пластиковые бамперы в цвет кузова, металлизированную окраску, литые диски колес, более комфортабельный салон. При этом сохранен постоянный полный привод и раздаточная коробка с понижающей передачей. Обновления продолжаются и в настоящее время. Например, в 2016 году на LADA 4х4 появились газонаполненные амортизаторы и необслуживаемые подшипники передних ступиц.


После распада Союза Волжский автозавод оказался в тяжелом состоянии, как и многие предприятия в стране. Но уже к середине 1990-х предприятию удалось наладить собственное производство автомобилей.
Первой моделью АВТОВАЗа в постсоветское время стала «десятка» – ВАЗ-2110. Из-за трудностей переходного периода она вышла с задержкой на три года, лишь в 1995-м. На российском рынке этот автомобиль вполне мог конкурировать с популярными иномарками того времени, такими как Daewoo Nexia, Audi 80 или даже Opel Astra. Почти сразу была выпущена так называемая «одиннадцатая» модель, а еще через несколько лет АВТОВАЗ выпустил ВАЗ-2112. В 2007 году с конвейера выходит Priora последняя модель АВТОВАЗа с советскими корнями (за исключением LADA 4;4).
В 2008 году, в период экономического кризиса, АВТОВАЗ наладил сотрудничество с компанией Renault. Это послужило стимулом для получения финансовой поддержки от российского правительства и открыло новую страницу в истории развития предприятия. В партнерстве с французским концерном были созданы новые модели LADA: Largus, Granta и Kalina второго поколения.

Многие заводы по производству  машин канули в лету.Попросту их просто развалили и разграбили.Но ВАЗ выжил.И будем надеяться что мы скоро снова сможем гордиться своими машинами.




Источник:
Всемирная история.
История ВАЗ.
История СССР,становление общества и государства.