Анечка

Любовь Матвеева-Поротикова
 
«У всякого свой вкус: один кладёт в карман, другой – в картуз»(русск.пог.)

        Где уместно находиться человеку в такой жаркий день, как сегодня? Конечно – только на пляже! И вчера, и позавчера, и запозавчера, и месяц назад, и два, и три было так же жарко, а вот будет ли завтра?.. Это вопрос! Лето 2021-ого в Северном Казахстане выдалось необыкновенное, уже в середине мая начался пляжный сезон. Когда я пришла сюда в двадцатых числах мая, думая, что буду здесь одной из первых, оказалось, что на пляже уже яблоку негде упасть! Обычно же здесь у нас, в Западной Сибири, смельчаки начинают купаться в первой декаде июня. Но приближается сентябрь, уже конец августа, как ни крути, понимаешь - последние денёчки остались!
        Я на городском пляже соединяюсь с природой, растворяюсь в ней - барахтаюсь в воде, лежу на песочке, обугливаясь со всех сторон, слежу за облаками, мечтаю, размышляю, с наслаждением слушаю весёлый детский гомон, ищу себе поживы в виде зрительных образов. Жаль тех горожан, что за лето ни разу за город не выбрались, и даже много лет не купались. Вот чудаки! Жизнь-то одна! Надо везде успевать!
        А вокруг меня веселье! Всё меняется - отдыхающие бегут к живительной воде или выходят из неё, режут арбузы, возятся с маленькими детьми, играют в волейбол, тянут из баночек пиво, а то и чокаются пластмассовыми стаканчиками с водочкой, жуют колбасу и котлеты, облупливают яйца, смеются, гоняются друг за другом, неподвижные загорающие и те время от времени переворачиваются с боку на бок, со спины на живот…
       Наконец, начинаю замечать - только одна фигура статична, неизменна. В одном и том же положении она находится уже… не знаю сколько времени, долго, пожалуй, не один час. Это худенькая женщина с телефоном в руках. Я смотрю туда, сюда, иду купаться, загораю, покупаю мороженое, беседую с кем попало, иду к фонтанам посмотреть на толчею весёлой мелюзги – и опять мой взгляд останавливается на скрюченной фигурке с телефоном. Видно, что женщина молотит с кем-то о чём-то без перерыва. Наверное, уже перегрелась и не в себе, надо помочь человеку! И я иду к ней.
       - Пойдёмте купаться! – предлагаю ей как старой знакомой. Она не удивляется, продолжает молотить что-то по телефону, и отвечает мне:
       - Я уже купалась.
       - Положите телефон!Хватит разговаривать!– требую я.
       - Я с сестрой говорю, она в Тюмени.
       - Вы ей уже всё рассказали! Положите телефон! Пойдёмте купаться!
       Женщина показывает мне на экране свою собеседницу, я той говорю:
       - Вы зачем сестру провоцируете, видите же – её пора остановить! Это у неё что-то нервное!
       - Да я уж говорила Ане, что мне пора идти… И чтобы к психологу сходила, советовала… - она отключается. Аня идти со мной в воду отказывается, вызывает другой российский номер, отворачивается от меня, и продолжает молотить что-то несущественное ПО МЕЖДУГОРОДНЕМУ ТЕЛЕФОНУ. А я  иду в воду.
       На пляже я бываю через день – другой день провожу на даче. Аня же, похоже, здесь каждый день. Вижу, что она так неспокойна, что не способна молчать. Иногда приходит с подругой Олей, с которой то ругается, то мирится – а не повод ли это говорить без перерыва? Как подруга её терпит? Оказалось, что с Аней мы живём в одном микрорайоне совсем рядом, на соседних улицах, почти в одном дворе.
       - Как тебе удаётся сохранять такую фигуру? – спрашиваю её. Не то, чтобы у Ани была хорошая фигура, просто она очень худая.
       - Так я же почти ничего не ем! – отвечает она.
       - Давай купим мороженое! – предлагаю ей.
       - У меня нет денег…

       Однажды поехали с пляжа одним автобусом. Аня молотила в автобусе буквально обо всём, что видела – в этом доме у неё живёт знакомая, здесь она работала, в автобусе пора бы заменить чехлы, водитель неосторожно водит, она ходит на четыре(!) развивающих секции в Доме Дружбы, и о погоде, и о политике, и о планах…
       Я пыталась её остановить, клала ладонь на её руку: «Успокойся, молчи, ты видишь, что это нездорово? Тебе в самом деле надо обратиться к психологу!» Но молчать она была неспособна, а я была неспособна это выносить, даже пересела на другое сиденье. Тогда она достала телефон и стала опять к кому-то домогаться уже в автобусе…
       Как я поняла, у неё есть сын, которого она вырастила одна, который давно не работает, приходится его содержать, а пенсия маленькая. Живёт, правда, отдельно, а общежитии. Аня очень доверчива, берёт кредиты в микроорганизациях, переплачивая в три раза, и сейчас на ней три кредита. То ввяжется в какую-нибудь афёру, надеясь разбогатеть. Ошибки её ничему не учат… Зная её адрес, я собираюсь как-нибудь к ней зайти, надеясь понять этого человека.

       Но всему приходит конец, пришёл конец и лету. Как-то внезапно наступили холода, пошли дожди. Вчера довольно поздно вечером пошла прогуляться – холодно, дождь, да ещё освещение на улице выключили, или, наоборот, не включили. Навстречу по лужам бредёт одна фигура, другая – женщины возвращаются с работы с сумками. При этом умудряются как-то нажимать на кнопки, набирать тексты, читать послания и отправлять сообщения. Дождь же! И темно! Через несколько минут они будут дома! Нет, спотыкаются,   рискуют упасть, напрягают зрение,но продолжают виртуальное общение!
      - У вас что – зависимость? – спрашиваю я у третьей фигуры с телефоном.
Посмотрев на меня непонимающими глазами, фигура молча проследовала по своему маршруту, не отрывая глаз от волшебного экрана...
      Отчего люди так привязаны к телефонам? Боятся одиночества? Живя в муравейниках, плотно окружённые людьми, мы всё же одиноки, нам постоянно нужно давать кому-то знать: «Я здесь, я существую!»… А некоторые буквально сходят с ума от одиночества...среди людей!

На фото автор, сто лет назад на Чёрном море.