VIII. Гл-43. Трёхсотлетие Полтавской битвы

Геннадий Чергизов
     *** Малая Авиация.Часть-3. ***

     Едем в Токмак. А там просто какой-то авиационный Центр. Какой только техники нет. Помимо нескольких химических Ан-2, что там «зимуют», стоит Чмелак, две Моравы, Балицких румынско-французский вертолёт UR-ODIN, Цессна Олега Балицкого. Даже товарища Кузькина Як-18Т UR-ZODA здесь стоит. Укутанный Радековский планер и знаменитый Лидер, который ещё и «фюрер»… И ещё в «ремонтной мастерской» стоят Цессна и Як-55!

     Заранее были подготовлены к полётам Морава и Чмелак. Съездили на заправку за бензином, 95-ый стоит 4.78 гривны. Слетал я по очереди на Чмелаке и Мораве по большому кругу, - восстановил, так сказать, навыки.
Пора «поднимать на крыло» и Саратогу. А то застоялась в ангаре. Наш техник Володя имеет теперь допуск на её обслуживание, на выполнение различных регламентных работ. Подготовили, заправили. Конечно, пришлось заявку давать, - здесь нам не Токмак…

     Выполнил я несколько полётов на Саратоге по кругу и маршрут. Готовы мы теперь с Саратогой лететь …хоть куда. Это самолёты и пилот физически и морально готовы лететь. Но есть ещё бумажная сторона дела. В мае - июне выходят сроки действия «бумаг» на самолёты, это лётная годность и подобные… Ещё выходит и срок действия моего пилотского свидетельства с медицинским сертификатом. Приходиться пару раз ездить в Кировоградскую академию, «оформлять» там разные сертификации по типу самолёта, ехать в Днепр и проходить медицинскую комиссию, перед которой ещё надо сдать разные анализы и получить наркологический и психиатрический сертификаты. Приглашать надо из Департамента «специалиста» для инспекции каждого самолёта. Также приходится «заказывать» пилота-инспектора для лётной проверки.
Только потом со всем этим ехать в Киев в Департамент. Это занимает кучу времени, за каждую бумажку надо платить. Но ни в какое сравнение не идёт «затрата» нервов на все эти …процедуры.

     Занимаюсь интенсивно этими «процедурами». Смотался в Кировоград, принимал «специалиста» из Департамента, прошёл медицинскую комиссию.
     С департаментским пилотом-инспектором, он сам запорожский, слетал на Саратоге. Считается, что он делает мне лётную проверку, а на самом деле я давал ему провозку на Саратоге. Таковы нюансы нынешней Малой Авиации.
     Завершились все «процедуры» тем, что обновили все нужные «бумаги» и можно выдохнуть до следующего года.

     Снова надо свозить нашего мэра в Харьков. Даю заявку, летим. Со мной летит и тот самый запорожский инспектор, осваивает Саратогу. Пролетаем точно над Майским, они ещё не работают. Да, у них ведь сплошной грунт, ещё толком, наверное, не высох.

     До Харькова долетели за 50 минут. Ждать придётся мне нашего пассажира весь день. Едем с инспекторов в город на экскурсию. Побродили по центру, сфотографировались у танка образца 1914 года. Впечатляющий аппарат. Встретили какой-то «праздник харьковской милиции». Тут присутствовала и конная милиция, и мотоциклетная, и какой-то сильно укомлектованный отряд «ГРИФОН». Встретился памятник Гоголю. Только что-то очень грустный здесь Николай Васильевич…
К концу дня вернулись в Запорожье. А в аэропорту какая-то суета. На ВИПовской стоянке Як-40, улетает какая-то церковная «делегация». Да, нередко приходится в последнее время наблюдать непонятные подобные… «крестные ходы».
Вскоре довелось слетать ещё и в Луганск. Там всё по-прежнему тихо, по-домашнему. Кажется, «сезон» начался.

     Подъехал в ангар в гости Володя Дмитрийчук. Он теперь самостоятельно занимается на Ан-2 «химией». У него тоже начался сезон. Повспоминали недалёкое «аэроклубовское» прошлое. А вспоминать есть что…

     Появилась возможность-необходимость слетать в Днепропетровск. Туда лёту чуть больше 10 минут, а надо выполнять всю «процедуру», - заявка, «одобрение»…
До Днепропетровска на этот раз полёт длился 17 минут. Взлёт с северной окраины Запорожья, полёт почти на «бреющем» вдоль реки Днепр и уже вот южная окраина Днепропетровска, где и аэропорт. Тут, кстати, ещё не так давно базировался полк МиГ-25. Аэропорт довольно живой. Что-то взлетает, кто-то садится. Всё по-взрослому – диспетчер Вышки, диспетчер Руления. Сопровождает специальный автомобиль. На стоянке встречает «специальный» человек – супервайзер.
Обратный полёт 15 минут.

     Приехали Балицкие. Олег с отцом. Они летают в Майском. Там с них требуют перед началом «сезона» какие-то контрольные провозки на пилотаж с инструктором. Иначе самих летать не допускают. А инструктора в майском на Як-52 в данный момент нет. Просят меня «дать им провозку». Выполнили мы с ними по одному полёту на пилотаж в Широком. Виталий Брониславович, вроде, человек в возрасте, но ручку на Яке тянет отчаянно, - до пяти единиц, к сиденью хорошо прижимает… Расписали лётные книжки.

     По дороге из Пензы в Крым заехал ко мне Саня Изюмский, однополчанин мой по Гудауте. В своё время вместе гоняли Су-27 из Комсомольска в Гудауту. Посидели, повспоминали…

     Побывал в Токмаке, увидел там «прикольный» самолётик, Радек приволок очередной. Немного корявенький, верхнеплан, похож на Цессну. Сначала думал самоделка, но оказалось, что это Sky Ranger – Скай Рейнджер. Из КИТ – набора. Регистрация ЛА-0932. Появился ещё и Як-52, «ободранный», видно, готов под покраску. По-прежнему бурлит жизнь авиационная в Токмаке!

     Тут назрело одно мероприятие в рамках общественной организации «отставников». Запорожской делегацией поехали в Киев. Однополчанин Сальников, афганец Константинов, вертолётчик Старцев и ещё несколько человек. Мероприятие, как мероприятие… Потом посетили мы выставку военной техники возле монумента Родина-мать. Много разной техники там. И ракеты, и танки, катюши и самоходки, но нас больше интересовали самолёты. Тут и боевой вертолёт Ми-24, и заслуженный Ли-2. В одном ряду стоят Як-1, МиГ- 23, МиГ-21, МиГ-17.

     Вернулись в Запорожье, а тут новость, у наших американо-канадских пилотов украли мопеды! Только неделю назад Ворэн хвастался, что они купили два отличных мопеда и даже приехали в аэропорт на них. Оставляли в ангаре перед вылетом. После вылета сели на мопеды и поехали на свою квартиру.

     Оказывается, наивные канадцы на ночь оставляли свои мопеды у подъезда квартиры, где они жили. Цепляли мопеды замками-тросиками за …небольшую железную урну! Надо же было додуматься! Утром пилоты обнаружили пропажу мопедов вместе с урной. С ними был стюард-переводчик Денис, тот сразу позвонил в милицию. Те приехали быстро, - как же, назревает международный скандал! Приехавшие милиционеры, вникнув в ситуацию, не могли, со слов Дениса, удержаться и долго просто ржали… Но, быстро взяли себя в руки, пообещали разобраться. К нашему несказанному удивлению через пару дней мопеды были найдены и возвращены. Я до сих пор толком не пойму, как это они нашли… Ещё ни разу на моей памяти милиция не находила угнанный автомобиль, а тут мелкие мопеды, которые можно спрятать в любом неприметном сарайчике… Фантастика! Но факт!

     А тут и годовщина Полтавской битвы наступила, даже юбилейная, и не просто юбилейная, а 300 лет! Большое мероприятие в Полтаве намечается. Везу на Саратоге туда нашего мэра. Лёту до Полтавы около часу времени.
Аэропорт в Полтаве небольшой, посещением авиации не избалован. А тут несколько самолётов и вертолёт уже стоят на стоянке. Пристроились и мы со своим совсем мелким размером в сторонке.

     Поехали на место той Полтавской битвы. Народу много, видны и украинские флаги, и российские. И даже шведские. Много милиции, казаки какие-то бродят и в форме, и в черкесках. Большая церковь стоит, рядом памятник Петру Первому. Казаки с ним фотографируются. Вот появляется большая церковная процессия. Все в чёрном и зелёном. Несут какие-то знамёна, хоругвии. Много телевидения, фотографы щёлкают. Есть и военные. Вот похоже стоит шведский военный в беретке, может атташе?
Установлены разные палатки, бродят солдаты времён Полтавской битвы, стоят пушки, развеваются знамёна той поры. Можно подержать в руках разные копья, бердыши. Интересно.

     Да, юбилей проходит празднично и насыщенно. К концу дня объявился наш мэр и мы полетели обратно в Запорожье.

     Банкир предлагает устроить большой лётный день. Собираемся на аэродроме в Широком. Слетал я с Банкиром пару контрольных полётов на Як-52 в зону и дальше летаем с банкиром по очереди на пилотаж. Приехал на Широкое и Саша Заславский. Летаю с ним контрольные полёты по кругу. Погода звенит, жарко. В воздухе хорошо, - приоткроешь фонарь, обдувает прохладным потоком. Летаем и маршрут вдоль Днепра. Пространство в Широком свободное. Никто никому не мешает.

     В Одноклассниках попадается мне знакомая фамилия Череповский. Был у нас в училище курсант на первом курсе, Виктор Череповский. Его после первого курса списали из-за какой-то травмы руки. Связываюсь с этим Череповским, - точно он! 35 лет прошло! Узнаю, что живёт он в Луганске. Да я же частенько летаю туда. Обмениваемся телефонами. При первом же прилёте в Луганск собираюсь с ним встретиться.

     Вот и полёт в Луганск, как обычно, я свободен до конца дня. Накануне я уже связался с Виктором. Сейчас, по приезду из аэропорта в город, звоню ему, он подъезжаем. Смотрю на него, не сильно он и изменился. Мы летали в одной эскадрилье на учебном аэродроме в Слепцовске, это недалеко от Грозного. Едем к нему домой.

     Виктор построил дом. Знакомит меня с супругой, рассказываем друг другу о своей послеучилищной биографии. Он, оказывается, окончил Донецкий какой-то инженерный институт, осел в Луганске, работал на заводе и стал летать в луганском аэроклубе на Як-52. Стал Мастером Спорта, участвовал в Чемпионатах. Сидим, вспоминаем курсантские годы. Да, как замысловато судьба с каждым из нас обходится…

 * - на фото:
              - на поле Полтавской Битвы - 27.06.2009г.

                - фото автора.

27.09.2021 - Севастополь.

Продолжение:
http://proza.ru/2021/10/01/492