Оборона Киева. 1941-й. Ч. 1. Неприступный рубеж

Елена Киянка
Оборона Киева длилась 72 дня: с 11 июля по 19 сентября 1941 года. Именно столько дней и ночей в 1941 году защитники Киева и его жители удерживали продвижение немецко-фашистских захватчиков вглубь страны на киевском направлении. Для сравнения: Франция сопротивлялась Гитлеру 43 дня, Польша –
36, Греция – 24, Югославия – 12, Бельгия – 8, Нидерланды – 6, Дания – 1 день.

Сейчас постоянно происходят попытки фальсификации истории. Кто-то намеренно втюхивает доверчивым гражданам байки о том, что Советское командование сдало немцам Киев без боя. Кто-то, наоборот, возмущается, мол, почему не сдали город в июле, ведь тогда ещё можно было избежать котла. Но все фальсификаторы и диванные стратеги дружно умалчивают о том, что именно под Киевом 80 лет назад был сломан гитлеровский план «Барбаросса».
Мнения фальсификаторов убедительны лишь для тех, кто судит поверхностно и рассматривает операции Великой Отечественной войны исключительно в границах Украины, а не на протяжённости всей линии фронта, растянутой от Белого до Чёрного моря. Для этих исторических невежд действительно Киевская оборонительная операция – это эпический провал Красной Армии и бесплодная трата сил.
Но доверчивых граждан попросту заставили забыть тот простой факт, что Украина в годы ВОВ, была неотъемлемой частью единого государства – Советского Союза. Следовательно, фронт, проходивший по территории Украины, являлся лишь частью единой, общей линии сопротивления. И боевые операции разрабатывались Ставкой Верховного Главнокомандующего с учётом обстановки на всей протяжённости этой линии, а не какого-то отдельного её отрезка.
22 июня 1941 года в 4 часа утра войска Вермахта без объявления войны перешли западные границы Советского Союза. Чуть ранее, в 3 часа 45 минут, фашистская авиация нанесла бомбовые удары по многим городам СССР, в том числе и по Киеву.
В Киеве стервятники «Люфтваффе» бомбили: аэропорт «Жуляны», находящийся рядом с ним железнодорожный транспортный узел «Пост-Волынский», а так же район нынешней станции метро «Завод «Большевик» и улицы Гарматной, где были расположены оборонные предприятия-гиганты: завод «Большевик», «Киевприбор» и др.
В то время это были окраины Киева, потому жители города, проснувшиеся от звуков взрывов, поначалу приняли их за учебные манёвры советских войск. Однако в полдень того же дня Нарком иностранных дел СССР В. Молотов объявил по радио о вероломном нападении Германии на Советский Союз и о начале священной войны с захватчиками.
Но, судя по воспоминаниям очевидцев, в первые дни войны чувства реальной опасности у киевлян ещё не было. Все считали, что война окончится быстро, и до Киева немцы не дойдут. И лишь в последние дни июня, когда в город стали прибывать первые санитарные эшелоны с ранеными, киевляне осознали, что они находятся на пороге суровых испытаний.
В Киеве начали формироваться и в ускоренном темпе обучаться отряды народного ополчения, гражданское население вышло на строительство оборонительных укреплений. Киевляне работали с полной отдачей, оставаясь ночевать прямо рядом противотанковыми рвами и заграждениями, которые возводили. По разным оценкам, за 72 дня, которые длилась оборона Киева, в народное ополчение ушло от 200 до 300 тысяч киевлян, а около 150 тысяч горожан участвовало в строительстве оборонительных укреплений. Если учесть, что тогда всё население Киева составляло около 846 тысяч человек – это весьма внушительные цифры. Строительство оборонительных рубежей велось под постоянными бомбёжками, как и спешная эвакуация промышленных предприятий. В эвакуации была задействована значительная часть населения города. Только через Киевский транспортный узел за время обороны города было эвакуировано 197 крупных промышленных предприятий, 32 высших и средних специальных учебных заведения и почти все НИИ. Отмечу, что предприятия эвакуировали так же через  Дарницкий транспортный узел. Всего одновременно с предприятиями на восток страны было эвакуировано более 300 тысяч рабочих и ИТР с семьями.
Ещё в конце 20-х – начале 30-х годов под Киевом на случай нападения Польши был создан Киевский оборонительный укрепрайон. Он состоял из двух линий обороны. Первая проходила по дальним подступам к городу через Демидово – северную окраину Белгородки – высотам вдоль северного берега реки Виты и высокому берегу реки Ирпень. Эта линия обеими флангами упиралась в Днепр. Вторая линия проходила вдоль ближних подступов к городу: рубеж хутора Редыкина – Стрельбище – Святошино – Пост-Волынский – Голосеевский лес – Пирогово. Эти две линии включали в себя 90 крупных долговременных огневых точек (ДОТов и ДЗОТов) и 30 укреплённых наблюдательных пунктов. В 30-е годы все оборонительные сооружения были законсервированы. Сразу же после начала Великой Отечественной войны руководство Киева и Киевского военного округа приняло решение о приведении в срочном порядке всех оборонительных сооружений в состояние боевой готовности, а так же о создании дополнительных огневых точек и препятствий на пути продвижения немцев к Киеву. Их-то и строили киевляне в июле-августе 1941года.
6 июля 1941 года немцы захватили Житомир. Однако упорные бои в городе продолжались вплоть до 16 июля. Эти 10 дней, выигранные благодаря ожесточённому сопротивлению красноармейцев, позволили киевлянам существенно укрепить линии обороны Киева. При этом, надо отметить, что передовые части гитлеровцев не стали задерживаться в Житомире, а двинулись вперёд на Киев. Бои в Житомире связали следующие за ними подразделения.
Первые столкновения на дальних подступах к Киеву произошли 11 июля 1941 года между передовыми отрядами 13-й танковой дивизии Вермахта и боевым охранением Киевского укрепрайона. А первая серьёзная попытка прорвать советскую линию обороны силами 3-го моторизованного корпуса была предпринята 13 июля и вылезла захватчикам боком. Взять с ходу мосты через реку Ирпень фашистам не удалось, потому что они попросту взлетели на воздух перед приблизившимися к ним танками 13-й дивизии.
После первых неудачных попыток овладеть переправами через Ирпень и преодолеть первую линию киевской обороны немцы стали серьёзно готовиться к штурму. Потому вплоть до конца июля линия фронта на дальних подступах к Киеву стабилизировалась.
Защитникам Киева противостояла 6-я армия Вермахта, впоследствии бесславно окончившая свой путь под Сталинградом. Но тогда, под Киевом, ей командовал не Паулюс, а Вальтер Рейхенау.
Рейхенау 30 июля 1941 года нанёс неожиданный удар южнее Киева и оттеснил 64-й корпус Красной Армии к Днепру. Эта операция обеспечила немцам возможность атаковать Киевский укрепрайон с юга.
Наступление 6-й немецкой армии на первую линию обороны Киева началось ранним утром 4 августа 1941 года. А к вечеру 6 августа Франц Гальдер записал в своём дневнике, что «укреплённая полоса у Киева прорвана». Однако немец явно поторопился с выводами. Советское командование не замедлило ввести в бой свежие силы.
Навстречу атакующим немцам 7 августа 1941 года была переброшена воздушно-десантная бригада полковника А.И. Родимцева, прославившегося впоследствии в Сталинградской битве. И к вечеру 8 августа положение на прорванном участке обороны было восстановлено. В тот же день, 8 августа, к линии фронта были переброшены две, только сформированных, стрелковых дивизии: 295-я полковника И.Д. Андрюкова и 284-я полковника Г.П. Панкова. И благодаря этому 12 – 14 августа советским войскам удалось освободить Тарасовку, Новосёлки, Чабаны и Пирогово, а так же деблокировать ДОТы, около недели находившиеся в окружении. К утру 16 августа первоначальная линия фронта была полностью восстановлена, а прорыв 6-й немецкой армии на юге Киевского укрепрайона полностью ликвидирован.
Для начального периода войны отражение первого штурма Киева явилось для Красной Армии весьма серьёзным успехом. Его вполне можно сравнить с операцией по освобождению Ельни на московском участке советского-германского фронта.
Киев и тогда являлся крупнейшим транспортным и промышленным центром, а помимо этого – ключом к Левобережной Украине. Велика была политическая и морально-психологическая значимость Киева, как столицы Советской Украины и колыбели русской цивилизации.
Потому город имел исключительное стратегическое значение для обеих воюющих сторон.
Для полного развенчания мифов о том, что руководство СССР сдало немцам Киев без боя, процитирую телеграмму, которую отправил Верховный Главнокомандующий Советского Союза И.В. Сталин в Киев на имя Н.С. Хрущева 11 июля 1941 года.
Напомню, что 11 июля 1941 года в районе реки Ирпень имело место первое столкновение немецких танков с бойцами Киевской линии обороны. Телеграмма гласит: «Если вы сделаете хоть один шаг в сторону отвода войск на левый берег Днепра, не будете до последней возможности защищать укрепрайоны на правом берегу Днепра, вас всех постигнет жестокая кара как трусов и дезертиров». Этот документ свидетельствует именно о решимости Советского руководства защищать Киев до последней возможности.
Сторонником отвода советских войск на левый берег Днепра в конце июля 1941 года был маршал Советского Союза Г.К. Жуков. Однако И.В. Сталин и все остальные представители Ставки были решительно против этого. Что неудивительно: как только советские войска оставляли Киев, войскам Вермахта открывалась дорога на Харьков и дальше – вплоть до Волги. Подобных Киевскому укрепрайонов в степях восточной Украины не было. А противостоять на бескрайней равнине лавине гитлеровских танков у  Красной Армии в 1941 году ещё не было сил.
Гитлер так же понимал это. Для него Киев являлся воротами к ресурсам и промышленным мощностям Левобережной Украины.
Однако в плане «Барбаросса», главный удар был направлен в сторону Москвы. Так же и стратегия «блиц крига» предполагала, что основные силы фашистов должны были быть брошены на скорейший, до зимних холодов, захват Москвы. Для выполнения собственного же плана и выработанной стратегии Гитлер должен был прекратить попытки овладеть Киевом и усилить высвободившимися частями московское направление. К тому же на московском направлении дела у захватчиков в тот период времени шли очень бодро – армии Вермахта в августе 1941-го находились уже в 180-200 километрах от столицы СССР.
Но Гитлер погнался за Киевом, и поступил вопреки собственному же плану и стратегии. Игнорируя все возражения генералов Вермахта, в том числе и Гудериана, он принял решение о приостановке наступления на Москву и переброске нескольких дивизий, а главное – 2-й танковой группы Гудериана, с московского направления на Контоп и далее на юг с тем, чтобы окружить войска Юго-Западного фронта Красной Армии.
В то же время войска группы армий «Юг» захватили Умань, после чего прорвались к Кременчугу. Под Кременчугом им удалось овладеть крупным плацдармом на левом берегу Днепра. Этот плацдарм стал базой для окружения Юго-Западного фронта с юга. В середине сентября 1941 года на этот плацдарм была переброшена 1-я танковая группа фон Клейста, которая начала двигаться на север, стремясь к соединению с 2-й танковой группой Гудериана.
Далеко за спинами защитников Киева стали схлопываться огненные клещи. Пространство, занимаемое Юго-Западным фронтом, неумолимо сжималось с флангов. Над всей Киевской группировкой советских войск нависла угроза окружения.
Но при этом наступление фашистов на Москву фактически было остановлено почти на месяц. Это были последние сухие и относительно тёплые недели, которые немецкие захватчики потратили на захват Киева, обеспечив тем самым советскому руководству возможность максимально укрепить ближние и дальние подступы к  Москве. Если бы Ставка в конце июля 1941-го прислушалась к совету Г.К. Жукова и оставила Киев, окружения войск Юго-Западного фронта на тот момент времени удалось бы избежать, но львиная доля гитлеровских армий, увязших в августе и сентябре в схватке за Киев, была бы тут же переброшена на московское направление. И, возможно, тогда бы все чёрные планы Гитлера исполнились. Но, к счастью, этому не суждено было сбыться.
Война – это не только жестокие сражения и неисчислимые беды, это не только схватка общественных систем и экономических потенциалов, это игра в стратегические шахматы с противником, в которой иногда приходится чем-то жертвовать. Образно говоря, Гитлер, остановив наступление на Москву во имя захвата Киева, погнался за ладьёй и потерял ферзя, а затем и всю партию. А Советское командование – наоборот, пожертвовав ладью, выиграло сначала ферзя, а потом – и партию.
О подвиге и трагедии обороны Киева до последней возможности читайте во 2-й части статьи.

Август, 2021 г.

Примечание. На карте отражено положение на фронтах ВОВ на 25 августа 1941 года. Розовым цветом окрашены уже захваченные фашистами территории СССР. Белый клин, врезающийся в розовый цвет - это и есть оборона Киева. Так же на карте отлично видно насколько фашисты тогда уже были близки к Москве.