Летняя игра 1951 реж. И. Бергман

Максим Странник Петров
Летняя игра(1951)/Sommarlek реж.И.Бергман, сцен.И.Бергман, Херберт Гревениус

#### Не отождествляйте себя со своей ролью

Есть расхожая фраза "Время лечит". Её обычно используют, чтобы успокоить человека, пережившего сильное потрясение: горе, потерю близкого человека, разрушенные отношения с любимым человеком. Но так ли это?

Это было бы так, если события, происходящие в нашей жизни, никак не зависели от того, что мы чувствуем, какие эмоции в нас возникают в связи с произошедшим. Тогда, действительно, всё, что уходило бы в прошлое, не имело бы значения.

Но жизнь сама по себе есть сложный поток энергий. Всё есть энергия. Когда мы реагируем на какие-либо события в нашей жизни, будь то радость или горе, мы своими мыслями и эмоциями создаём энергетические потоки разного свойства. Радость — это один тип энергий. Горе — другой. По закону сохранения энергии эти потоки никуда и никогда не исчезают. Они воздействуют на другие потоки, из которых соткана наша Вселенная. И они все образуют сложный и непостижимый рисунок мира, рождая новые энергии, новые события в нашей жизни.

Поэтому прошлое, вернее, наши мысли о нём, рано или поздно начинают создавать в нашем настоящем новые события, заставляя нас переживать какой-то новый опыт. Этот опыт даёт нам возможность выбирать, подходит ли нам та модель взаимодействия с миром, которая была у нас в прошлом. Мы снова окунаемся в мир прошлых переживаний и выбираем своё новое отношение к нему. Так меняется качество энергетических потоков, которые меняют и нашу жизнь. Так происходит эволюция нашего сознания.

Прошлое вдруг врывается в устоявшуюся и привычную жизнь Мари, героини фильма "Летняя игра". Она — прима балетной трупы. Вроде бы, всё у неё хорошо. Успех. Поклонники. Главные партии в спектаклях. Внешняя жизнь устроена. Правда, сложные отношения складываются с её любовником Давидом. Но что-то назревает. Что-то концентрируется в воздухе. Какое-то электричество насыщает атмосферу театра. И даже старый служащий театра интуитивно чувствует, что что-то должно произойти.

И происходит. Сначала почтальон приносит для Мари пакет. В нём дневник. Дневник Хенрика. Это прошлое, о котором Мари забыла, о котором не вспоминала 13 лет. Потому что там была боль. Боль души. Невозможность принять то, что случилось. Разочарование, за которым последовал отказ от идеалов и нежных чувств юности в пользу прагматизма, карьеры, работы. Будто нарочно, Мари неожиданно получает возможность по волнам памяти отправиться в прошлое. И найти источник её душевных травм. Старый служащий не зря почувствовал что-то. На генеральной репетиции вдруг отключается электричество. Репетиция переносится на вечер. И у Мари целый день свободен. Она отправляется с дневником Хенрика на остров, туда, где она когда-то познакомилась с ним, где она впервые полюбила, где была счастлива.

Мари тогда только начинала свою карьеру танцовщицы. Она жила со своей тёткой. И дядя Эрланд помогал им материально. Но это не был родной дядя Мари. Это был страстный поклонник её матери, друг их семьи. Мать трагически погибла. И вот дядя Эрланд, так и не смогший оправиться от потери, всё своё внимание переключил на Мари, в которой он находил черты её матери, и в мечтах своих хотел бы сделать Мари своей женой. Но Мари, всё понимая, только отшучивалась, играла с ним, не воспринимая всерьёз чувства дяди Эрланда. Она была чиста, искренна, открыта миру. Она радовалась жизни и была увлечена своими танцами. Случайно в летние каникулы на пароме она знакомится с Хенриком, который, как оказалось, давно заметил её в театре, и был её тайным поклонником. Если Мари легка, непринуждённа, свободна в выражении своих чувств, то Хенрик производит  впечатление неуверенного в себе юноши.

"Люди не хотят воспринимать меня всерьёз. Никому нет до меня дела. Ни одному человеку. Никому, кроме Ворчуна (собака Хенрика)."

"Я боюсь. Я боюсь, что я, Хенрик, провалюсь за край в темноту, в неизвестность."

И совсем по-другому воспринимает мир Мари.

"Я никогда не умру. Буду сколь угодно старой, но не умру."

Сначала у Мари и Хенрика завязывается дружба. Они проводят вместе дни, катаются на лодке. И в один из таких дней Хенрик признаётся, что влюблён в Мари. А она просит рассказать о своих чувствах. Интересно сравнить, как по-разному они выражают то, что рождается внутри них по отношению к миру и друг к другу.

Хенрик: "Всё выглядит каким-то нереальным сегодня."
Мари: "Как будто мы в мыльном пузыре. Так красиво, что ХОЧЕТСЯ РАЗЛЕТЕТЬСЯ НА КУСКИ, ИСЧЕЗНУТЬ, ПРЕВРАТИТЬСЯ В НИЧТО".

Хенрик: "Ты мне нравишься...Это сидит в груди, тянет в животе, колени дрожат как яблочное желе, а пальцы ног немеют. Но в основном — в груди. А что чувствуешь ты?"

Мари: "Нет, я не влюблена в тебя... Я думаю, это где-то под кожей. Хочется, чтобы ты дотронулся до меня и гладил мою кожу руками. Это прячется где-то в моих плечах и локтях, и в запястьях. Везде по-немногу и беспокоит."

Мари вспоминает свои чувства: "Пароходный гудок вдалеке... Это и многое другое, музыка и лунный свет, тишина и напряжённость, пульсация крови в ушах. Всё это создавало удивительную атмосферу, словно мелодию. НОВОЕ ПРОСТРАНСТВО В НАШЕМ ПОДСОЗНАНИИ."

У них завязывается роман. Они живут в летнем домике на берегу. Наслаждаются своими чувствами, летом, свободой и окружающим их миром. Мари отдаётся этому полностью без остатка, без сожалений. Но Хенрик по-прежнему чувствует свою неполноценность. Он всегда чего-то боится. И недоволен собой.

Мари: "Я никогда и ничего не боюсь".
Хенрик: "В отличие от меня".

И Мари становится для Хенрика тем существом, которое притупляет его страх, заставляя на время забыть о своих комплексах. Эго никуда не уходит, не растворяется. Оно просто на время становится удовлетворённым. Но уже просыпается ревность, страх потерять Мари или нежелание её ни с кем делить. Ведь эго всегда ревностно охраняет то, что приобрело, завоевало, что включило в свою территорию. Хенрик уже ревнует Мари к её занятиям балетом, к дяде Эрланду, к его недвусмысленным намёкам.

Мари: Работа для меня важна.
Хенрик: А что важнее — я или работа?
Мари: Странный вопрос.
Хенрик: Тебе плевать на меня.
Мари: Ты эгоист.

Эго Хенрика не может смириться с ситуацией. Оно заставляет его всё время страдать. И смерть становится выходом. Хотя, конечно, это подсознательный процесс. Хенрик не стремился покончить с собой. Но его подсознание создало ситуацию, при которой это стало возможным. Несчастный случай завершает страдания.

Но и для Мари тоже заканчивается её выход за пределы человеческого "я". То новое пространство, которое она ощутила, потеряв своё эго в чувстве слияния с окружающим её миром, ещё не могло стать её истинным Я. Слишком сильно ещё было её эго и эго того общества, которое её воспитало. Трагедия с Хенриком выбила её из колеи. И чтобы найти какую-то опору в жизни, она стала искать авторитетное мнение. И оно пришло в виде дяди Эрланда.

Эрланд: Такова жизнь.
Мари: Есть хоть в чём-то какой-то смысл?
Э: Нет. Со временем он исчезает.
М: Я не думаю, что Бог существует. А если он и существует, то я его ненавижу. И никогда не перестану ненавидеть. Если он предстанет передо мной, я плюну ему в лицо. Я буду его ненавидеть, пока жива. И никогда не забуду об этом. Я буду ненавидеть его до самой своей смерти.
Э: Можно сделать только одно — защитить себя. Возвести вокруг себя стену. Защитить себя так, чтобы зло не проникло в тебя. Я помогу тебе. Я помогу построить стену. Я научу тебя, Мари.

"Стена вокруг меня возрастала. И наконец я оказалась не только защищена, но и замурована. Так я забыла Хенрика."

Мари снова в гримёрной после репетиции. И это путешествие в прошлое благодаря дневнику Хенрика вдруг пробуждает сознание Мари. Она отчётливо увидела, что её жизнь, несмотря на её успехи в балете, глубоко несчастна. Перед ней маячит одиночество, конец карьеры, невозможность продолжать свои отношения с человеком, который её, возможно, любит. И вообще, это не её жизнь. Это какая-то роль, которую она играет в чьей-то пьесе. Но она не видит выхода из этой ситуации.

Появляется балетмейстер в костюме Коппелиуса, "песочного человека" из сказки Гофмана.

"Ты боишься снять грим. Боишься наложить его. Ты не решаешься уйти. Но не можешь и остаться. В какой-то момент ты видишь всю свою жизнь. Все построенные тобой стены рушатся. Ты стоишь нагой и дрожащий и видишь себя таким, КАКОВ ТЫ ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ. И тогда непросто выбрать между жизнью и смертью. Всё это случилось с тобой сегодня, сейчас. Хочется быть счастливой, получать что-то от жизни. Но остаются воспоминания. Хочется начать всё сначала. Но это обман. Суета сует. Ты танцовщица. И это твоя роль. Держись её. Иначе будет худо."

Слова балетмейстера-Коппелиуса вдруг открывают подсознание Мари и освобождают её от роли, которое ей навязало её эго. И она смывает грим как знак своего освобождения.

Ещё в первом фильме "Травля", к которому Бергман написал сценарий, он от лица одного из героев высказал мысль по поводу тех драм, которые разыгрались с главным героем: "Я ВЕРЮ, ЧТО ВО ВСЁМ ПРОИСХОДЯЩЕМ ЕСТЬ КАКОЙ-ТО СМЫСЛ".

Даже если мы что-то воспринимаем как драму, как трагедию своей жизни, на самом деле работает на благо нашего пробуждения, на попытку перестать отождествлять себя со своим эго. Отчётливо увидев, что именно эго создаёт эту драму, давая оценку тому или иному событию, мы перестаём играть роль, отведённую нам. Или вернее сказать, мы начинаем видеть за ролью своё истинное Я. Кто мы есть на самом деле. И это очень важный этап для эволюции нашего сознания.