Три круга внимания

Сергей Васильев 7
ТРИ КРУГА ВНИМАНИЯ
Помните классическое: «Весь мир – театр и люди в нём актёры»? На самом деле дословно по Шекспиру это звучит так: «Весь мир - театр. В нём женщины, мужчины - все актёры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль».
В этой фразе заложен глубокий смысл. Хотя суть проста: всё, что мы видим на сцене (или в кино) – это просто концентрированное отражение ситуаций, происходящих в жизни. То есть, всё, с чем мы сталкиваемся, уже БЫЛО или МОГЛО быть. Это в полной мере касается взаимоотношений мужчин и женщин. Сразу в памяти всплыли строчки из собственных стихов: «Кто-то также любил, ненавидел и стихи для любимых писал. Кто-то также кого-то обидел, а обиды свои не прощал». Утверждаю, что от того, какую пару мы себе выберем, всё в этой жизни и зависит. Являясь режиссёром по первому диплому, а неоднократно имел возможность в этом убедиться. И помог мне в этом мой наставник а также книга Ершова «Режиссура, как практическая психология». А всё началась с того, что в спектакле мне пришлось играть роль влюблённого человека, где роль объекта этой любви играла девушка, которая мне в жизни не нравилась. По актёрской задаче я должен был добиться близости с ней. А актёрская задача, поставленная партнёрше, была –
оттянуть момент близости. То есть, по сути, сопротивляться. (А разве в жизни не так?). Но здесь я был поставлен в предлагаемые обстоятельства, при которых мне нужно было
выполнить задачу при том, что в жизни мне моя партнёрша, мягко говоря, не нравилась. Как же мне, как актёру, преодолеть житейскую антипатию и сыграть так, чтобы моя любовь на сцене была правдой? И тогда мастер попросил меня присмотреться к этой девушке в быту и попробовать найти в ней
то, что мне должно понравиться. Удивительно, но, наблюдая, я вдруг заметил, какие у неё шикарные волосы! Тёмно-каштановые, вьющиеся, длинные, ниже талии. Я сказал об этом мастеру. - Сосредоточься на них во время репетиции любовной сцены и постарайся развить возникшее чувство, - сказал он. Не буду подробно описывать ход изнурительных репетиций, но через некоторое время я уже вдыхал чудный запах волос этой девушки, меня тянуло обнять её, зарыться в эти волосы. Я забыл о том, что вокруг сидят однокурсники, шептал какие-то слова, а сам осыпал партнёршу поцелуями и даже пытался снять с неё рубашку. Благо режиссёр вернул меня в действительность окриком, а то бы…
- А теперь запомни это чувство и на следующей репетиции попробуй его воспроизвести, - посоветовал мне режиссёр. Но на следующей репетиции он умышленно дал мне другую партнёршу, потом третью, четвёртую. И каждый раз заставлял полюбить её понастоящему. Способ, конечно, варварский. Нагрузка на психику колоссальная. Но вскоре я так освоил технику, что мог работать с любой партнёршей. И всё было - по- настоящему. А всё потому, что к каждой я пытался найти ключик. Понятно, что актёр, играя ту или иную роль, должен погружаться в неё достаточно глубоко, но при этом всё- таки осознавая, что его партнёрша не настоящая Дездемона, а он не Отелло. В противном случае произошло бы удушение несчастной актрисы.
К чему такое предисловие? На сцене я искал приспособления, при помощи которого мне нужно было выполнить актёрскую задачу. А именно – добиться близости. А не этого ли хотят мужчины от женщины в конечном итоге? Любить – это хотеть касаться! Найти себе пару, а тем более создать семью – это работа. И очень непростая.
По моим наблюдениям, многие молодые люди испытывают затруднения при поиске себе пары. Возможно, это связано с тем, что их жизнь перешла в плоскость виртуального общения. В результате они теряют способность общаться с людьми в реальной жизни. А она устроена так, что каждый в конечном итоге должен найти себе пару. Только как её
найти среди огромного количества народа? Тем более, что у каждого парня или девушки свои представления о будущем партнёре и, как правило, несколько идеализированные.
Союз двух людей – это вообще идеализированная случайность. Поскольку встреча двух идеально подходящих друг другу практически равна нулю, то успешный союз возможен
 
по мере приближения к этому идеалу. Процент этого приближения в начале пути, как правило, не очень высок. Он может повышаться в зависимости от того, насколько двое этого хотят.

В актёрской профессии есть такое понятие – три круга внимания. Если перевести это на простой язык, то в большой круг внимания актёра во время спектакля, так или иначе, попадают звуки в фойе, кашель в зале и прочее, находящееся за пределами сцены. В среднем круге всё происходящее на сцене и за кулисами. А вот в малом круге находится партнёр в образе, с которым согласно пьесе взаимодействует актёр. Всё это можно спроецировать на наше общение с людьми в жизни и с помощью простой схемы вычислить среди огромного количества народу «своего» человека.
Итак, большой круг внимания – это все люди определённого пола вокруг вас. То есть те, с которыми вы сталкиваетесь в среде своего обитания - в быту, на работе и т.д. При этом вы, возможно, с некоторыми из них не общаетесь, не разговариваете, а просто, так или иначе, видитесь. Условно – это 50-100 человек. Конечно, чем шире этот круг, тем больше шансов на успех. Следует присмотреться, кто из них соответствует кругу ваших интересов, насколько он для вас привлекателен. При этом не стоит быть придирчивым, нужно только отсеять тех, кто ну уж никак вам не подходит по тем или иным причинам.
Таких окажется довольно много. Вам же могут не нравиться лысые или рыжие, неопрятно или вызывающе одетые, ярко накрашенные, нахальные и т.д. и т.п. Хотя не факт, что и среди них есть «ваш». Просто вы его не разглядели или у вас не очень правильные оценки людей. Но вы же находитесь в поиске, а он не исключает ошибок. Но, если проделать определённую работу, то в средний круг внимания попадёт гораздо меньше людей. К ним нужно присмотреться ещё пристальнее и попробовать выйти на контакт. Полагаю, что тех, которые на него не идут, нужно отсеять сразу и не тратить попусту время.
Нужно помнить, что на белом свете огромное количество людей. Просто они находятся вне зоны вашего внимания. Зачем же тратить время на человека, которому вы не нравитесь? Что на нём свет клином сошёлся? Меня просто смешат фразы типа: «Всё равно ты будешь моей (или моим)». «Добиваться любви? Толкотня! Это всегда смешно». По- моему цитата из Шварца. Так что сразу уходите, как только вас оттолкнули. И усмирите своё самолюбие. Этого человека тоже кто-то оттолкнет.
В остальных старайтесь подмечать всё: как и что говорит, как реагирует, как смотрит. И что он в итоге из себя представляет. В режиссуре это называется «зерно образа». Как правило, оно выражается двумя-тремя словами. Мы часто сами даём такие определения в ответ на вопрос: «Что вы думаете о господине (госпоже) Н.?». Например, самодовольный тип, кокетливая особа и т.д. В зависимости от ваших предпочтений в малый круг внимания попадёт 5-10 человек противоположного пола, с которыми вам удалось завязать более-менее тесные отношения. Вы встречаетесь с ними в компаниях, общаетесь на
работе, одним словом, вместе проводите какое-то время. Скорее всего, из этого общества вам нравится два-три человека. И наверняка кому-то нравитесь и вы. Начните с того, кто охотнее отвечает на взгляды. И дайте понять, что он (она) вам нравятся. Здесь нужно
сделать оговорку, что дальнейшие ваши действия, как раз и зависят от того, мужчина вы или женщина. Если вы мужчина, то попробуйте взять инициативу в свои руки, если
женщина, то намекнув, что человек вам нравится, как говорится, ждите ответа. Правда, очень часто женщины берут инициативу в свои руки и нередко добиваются своего.
Возьму на себя смелость утверждать, что симпатичная, тем более красивая женщина, может уложить в постель любого. Мужчины полигамны и в этом смысле ведомы.
Но мы же ищем одну единственную или одного. И вроде бы на всю жизнь. Хотя и здесь ваши взаимоотношения должны пройти проверку. Одно дело встречаться, гулять и даже спать вместе, другое дело жить под одной крышей, иметь общий бюджет и вместе решать бытовые вопросы. Помните выражение: любовная лодка разбилась о быт? Здесь все зависит от того, насколько вы готовы смириться с мелкими недостатками партнёра (с
 
вашей точки зрения). А он готов смириться с вашими. И то, что зубная паста
выдавливается не так, как вы привыкли, это, конечно, пустяк. А вот насколько человек готов смириться с некоторой потерей свободы и возникновением определённых обязательств – это важно. Преодолеть трудности не всегда получается, для этого нужно взаимное стремление. Но, если вы по-прежнему считаете, что этот человек ваш и вы готовы прожить с ним до конца своих дней, то следует задать себе главный вопрос: Хотел бы я с этим человеком общего ребёнка? Если нет, то вся предыдущая работа насмарку.
Я понимаю, что некоторые люди не совсем правильно оценивают свое предназначение в жизни. В советское время в головы вбивалось, что нужно приносить пользу обществу, трудиться, не покладая рук, во благо оющества и т.д. Ну, помните Островского? Этот отрывок в школе учили наизусть. «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое…». С этим я, пожалуй, соглашусь. А вот дальше: «…И чтобы, умирая, смог сказать: Вся жизнь и все силы отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества». Ну, это, простите, полная ерунда! Освобождению от чего? Да, и неужели эта глупая борьба – самое прекрасное в мире? Скажете, цинично? Отнюдь! Есть на свете прекрасные и гармоничные вещи. Их каждый определяет для себя. Я для себя определил. Гармоничны: 1. Ребёнок (пока маленький). 2. Красивая женщина (как форма). Опять же с оговоркой. Господь
создал женщину из совершенных линий. Ничего нигде не болтается, все на месте. Таким совершенством формы нельзя не любоваться. Другое дело, что потом время делает свое дело. Но оно не щадит и мужиков. 3. Природа (пока не тронута протезом цивилизации).
Пока еще такие места есть. 4. Классическая музыка. И никакая другая. Ученые давно доказали ее воздействие на человека. Классическую музыку даже используют, как анестезию при родах. Таким образом, отбросив оговорки, я люблю детей, красивых
женщин, природу и классическую музыку. Это моё. Для кого-то, возможно, что-то иное. Не могу не процитировать строки из своих любимых стихотворений Юрия Левитанского:
«Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку — каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе. Щит и латы. Посох и заплаты. Меру окончательной расплаты. Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею. Каждый выбирает для себя».

Сейчас устремления молодых людей стали более прагматичными. Кто-то пытается
продвинуться по служебной лестнице или стать известной, популярной личностью, кто- то открыть своё дело и т.д. Но всё это сводится к материальному благополучию.
Отрицать, что это важно, нет смысла. И все-таки это не главное. Известно огромное количество самодостаточных, богатых людей, которые несчастны в личной жизни. У них нет семьи, нет детей, а деньги не помогают быть счастливыми. На смертном одре все равны - и нищий, и богатый. С возрастом начинаешь понимать, что жизнь настолько коротка, что тратить время на «борьбу за освобождение человечества» бессмысленно. Для
 
меня абсолютно понятно, что человек появляется на свет главным образом для того, чтобы родить себе подобных, воспитать их, по возможности создав им условия для того, чтобы они прожили свой отрезок времени лучше, чем их родители. Потом все это повторится неоднократно в следующих поколениях. Опять же стихи по памяти из
Есенина:
«…И потому, что я постиг
Всю жизнь, пройдя с улыбкой мимо,- Я говорю на каждый миг,
Что все на свете повторимо.

Не все ль равно - придет другой, Печаль ушедшего не сгложет, Оставленной и дорогой
Пришедший лучше песню сложит.

И, песне внемля в тишине, Любимая с другим любимым, Быть может, вспомнит обо мне Как о цветке неповторимом».

Некоторые из моих немногочисленных собеседников упрекали меня в эгоизме. Мол, я
абстрагируюсь от того, что происходит в мире, в стране. Почти по Ленину: «Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества». На мой взгляд, можно и нужно. Особенно, если это общество тебя не устраивает. Каждый человек на протяжении своей жизни приобретает свой опыт, у него складываются свои взгляды не те или иные вещи. У меня они сложились. Я их никому не навязываю, но при этом страшно не люблю, когда мне навязывают свои. Особенно в категоричной, а иногда и агрессивной форме. Типа, 100% - это вот так! А в русском языке есть такие слова: «Я полагаю, на мой взгляд, с моей точки зрения». Я ни с кем никогда не спорю. Все, что говорю – это не истина. Это мой взгляд на вещи.
Я построил своё государство. Я в нём Президент, жена - премьер-министр, дети – члены правительства. У нас своя Конституция. Она не противоречит Конституции РФ. Во всяком случае, тому, что в ней записано, хоть и не выполняется. Но в нашей семейной Конституции есть категории, которых нет в главном документе страны. Это Любовь, Доброта, Взаимопонимание и много кое-чего еще. Если таких государств будет много, то это база для создания Большого государства. Я строил своё государство, спотыкаясь и
падая, ошибаясь и начиная снова. Искал свою половину, неоднократно заходив на новые круги, о которых и начал говорить. Пройдя эти пути, я мог сравнивать тех женщин, что встречались мне на пути. Образно говоря, идя по длинному коридору, открывал разные
двери, пока за одной из них мне не захотелось остаться навсегда. Моралисты! Это не блуд и распущенность! Это поиск своего человека! В моём случае эта дверь была не очередной, а той, в которую я входил ранее. Просто тогда я НЕ ЗНАЛ, что эта дверь моя. И только пройдя через весь коридор, понял, что надо вернуться. Кстати, мне известны некоторые случаи, когда человек заходил в первую дверь и за ней оставался. На этом партнере его представления о противоположном поле заканчивались. Одни через некоторое время понимали, что вошли в не ту дверь и выходили, другие так и не смогли. Ассоциативно
как-то сразу пришли в голову строки Василия Фёдорова:

«- Не изменяй!-
Ты говоришь, любя.
- О, не волнуйся. Я не изменяю.
 
Но, дорогая... Как же я узнаю, Что в мире нет
Прекраснее тебя?».

Когда я говорил о своём государстве, то употребил такую категорию, как Любовь. Скажете, что это как-то не вяжется с моими рассуждениями? Мол, о какой любви ты говоришь, если всеми своими умозаключениями её отвергаешь? Отнюдь. То, что
происходит между двумя людьми в молодости – это только путь к любви. Нужно съесть вместе пуд соли, пройти разные испытания, прежде чем Она придёт, если придёт. А в молодости мы её ищем. У кого-то получается в итоге, у кого-то нет. Любовь – это болезнь. Особенно, если она безответная. Но болезнь вполне излечимая. А лекарство единственное и вполне эффективное – другая любовь! Зачем страдать, если вокруг огромное количество людей, среди которых есть ваш человек? У этой болезни есть страшный рецидив – ревность. Всё это вкупе заставляет человека совершать необдуманные поступки, глупости, а в рецидиве и преступления. И всё потому, что партнёр предпочёл другого? «Он (она) мне изменил (а)…». Я бы такому партнёру придал ускорение, руководствуясь простой истиной: «Если подруга уходит к другому, то не известно, кому повезло».
Я вообще не люблю слово «измена». Когда людей ничего не связывает, кроме постели, пусть даже под общей крышей, то какая уж тут измена? Скорее это поиск. Нашёл? Честно признался и ушёл. А вот когда ты прожил с человеком много лет, вместе родили детей, воспитали их, клялись в любви до гроба, а потом мужик нашёл себе молодуху и слинял, то это уже предательство. Иначе своё государство не построить. Никогда не рассказывайте партнёру о том, кто был за дверями, из которых вы вышли. И как развивались ваши взаимоотношения. О тех дверях, которые остались позади, надо самому помнить… но забыть.

Но вернёмся к кругам внимания. Вы хотите найти свою пару? Тогда заходите на большой круг, постепенно двигаясь к малому. И не бойтесь ошибиться. Опять же в режиссуре есть такое понятие, как «метод отказа». Если ты чувствуешь, что идешь не той дорогой, то попробуй свернуть. А, если зашёл в тупик, то заходи на новый круг.
В заключение хочу попросить прощения у прекрасной половины человечества, которым мои рассуждения могут не понравиться. Особенно, если они побывали за теми дверями, из которых их избранник вышел. Но ведь я же мужчина! И понятия не имею, что чувствует женщина. Хотя хотел бы на пару недель стать красивой женщиной. Полагаю, что расхожее мнение о том, что все мужчины кобели, а женщины все святые, мягко говоря, не соответствует действительности. Не все! И в том, и в другом случае. Каждый человек, независимо от пола, интуитивно хочет, чтобы было лучше ему, а, следовательно, в какой- то мере эгоистичен. И совершает для своего блага разные поступки, в том числе и не весьма хорошие с точки зрения общей морали. Я называю это разумным эгоизмом. Где грань этого эгоизма? Её каждый устанавливает для себя сам. Полагаю, что у черты, за которой начинается подлость.