На страже или копач Вася

Сергей Козюлин
Задумал я как-то организовать на участке у себя пруд. Декоративный такой, чтоб рыбок запустить, посадить водные лилии и любоваться красотами Божьми в тени веранды под большим раскидистым исполином-орехом.

Сказано - сделано. Нашёл человека, копача. Договорились о встрече. Встретились. Обозначил объем работы.
Копает он, значит, а сам свою жизнь рассказывает, что занимался многим, многие дела у него спорились и шли на лад, да вот всё время возвращала его судьбинушка назад к лопате этой и нажал на неё ногой так, что вся в землю и вошла на штык, словно нож в масло.
- Начну, - говорит, - плиткой заниматься - люди довольны. "Молодец, Вася,  - хвалят меня, - работа у тебя спорится. А не возьмешься ли ты нам яму сливную выкопать?“ А что, думаю себе, ответственности ноль, бери да копай, да швыряй землю повыше, да подальше. И копаю им яму, аж цурья сыпятся. Начну кровлей заниматься, сделаю людям всё чинно и ладно. “Ай хороша работа твоя Вася! А не возьмешься ли канавку под трубы нам сладить?“
Я и берусь. И разнеслась обо мне молва по округе, что я не плиточник, не кровельщик, не каменщик, а копач ВАСЯ. Вроде бы я и не против, всегда при делах земельных, то огород вскопать, то могилу выкопать, всегда с лопатой дружбу имею, словно солдат на посту с ружьём значит. Призадумался я, от чего бы это? Что ж это судьбинушка уготовала мне такой нелёгкий жизненный путь?
Тут Вася вогнал ударом руки лопату на четверть штыка в землю, препоясался покрепче своим широким поясом, посмотрел на меня и продолжил:
- Думается мне, что это наказание Божее. Вооот.
- Как так наказание? О чем это ТЫ, Василий, говоришь? Разве может так быть?
- Думается, может. Да ты сам посуди и смекни, о чем сейчас расскажу тебе.

Было это во времена юности моей. Как исполнилось мне восемнадцать лет, пошёл я в армию служить. Тежело было первые полгода, уж и не знаю выживу ли, но не об этом речь. Послужил я значит худо - бедно полтора года. Позащищал, как говорится, родину. И тут к нам прислали молодого парнишку, совсем ещё зелёного. Поставили его дневальным на тумбочке. А он не окрепший ещё, не знакомый с военной службой, считай, только из под маминой цыцьки пришел. Молоко значит на губах не обсохло. Но думается мне, крепко мамка за него Богу молилась. Раз я с лопатой теперь дружу.
Тут Василий осекся, помолчал чуток, смотря как бы сквозь меня и даже сквозь время. Словно возвращаясь в тот самый момент, смотря на того самого солдатика юного. Оперся на лопату и продолжил.
- Прикимарил он, значит, на посту, спит сладким сном да мамку свою во сне быть может обнимает, да молоко с губ отбирает, хвастаюсь какой он бравый солдатика нынче. Молодые - все такие. Дай только точку опоры и он уснёт. А я, значит, думаю, дай подшучу над служивым. Снял лопату с пожарного щита, подкрался к нему с ней да и вскомандовал браво так Сми-иррр-но! И лопату ему даю, сонному то! Переполошился он, вскочил, лопату схватил, да и к плечу приставал словно ружье и честь отдаёт, всё как положено.
Вздохнул тут тежело Василий, посмотрел на меня проникновенно, не осуждаю ли его и, увидев что нет, что можно доверять повторился.
- Всё как положено, брат, окромя лопаты. Стоит он худенький, вытянутый в струну честь отдаёт и с лопатой вместо ружья. А мы смеёмся, тешимся над ним. Как вспомню, до сих пор стыдно за себя. Вот теперь надо мной судьбинушка тешится, ухахатывается! Но я не в обиде, службу свою несу исправно и по делом мне!

Выкопал он под пруд ямку исправную, рассчитался я с ним да к дому подвез. Прощаясь, пожал мне руку, взглянул на меня да и говорит:
- Обращайся, я всегда рядом. На страже ваших земельных уделов, так сказать, - и отдал мне честь под козырёк.
А я ехал домой да всё думал вот ведь судьбы то Божии, пути Господни неисповедимы всё для нас, для нашего вразумления.

А ночью приснился он мне, копач Вася, стоит с удочкой, держит плотвичку только что пойманную и говорит: "Решил я, смотря на тебя, рыбным хозяйством заняться, хорошее, думаю, дело это, как считаешь?
Похлопал его по плечу по дружески одобрительно, а сам подумал: Эх Вася Вася, пожалуй, и тут тебе спустя время предложат озеро копать или речку чистить. Всё, что с лопатой связано. Но самое главное - не унывать. Укаждого свой крест  или как говоришь - судьбинушка! Что впрочем одно и то же.