Для тех, кто ещё не в дзэне

Виктория Любая
Сегодня  прочла материал на «Яндекс-Дзэн», написанный, как оказалось, более месяца назад. Вот этот материал.

«Олег Янковский и Елена Костина: Их роман начался спустя десять лет после знакомства, которое актриса не может забыть до сих пор»
10 августа
Яндекс Дзэн
Автор : Rock Story


Почему и зачем я решила ознакомиться с этим материалом, к сути моего дальнейшего повествования отношения не имеет. О чем, вкратце, данный текст можно понять из заголовка, следовательно, пересказывать его не буду. Тем не менее, ссылка нужна и далее будет понятно почему.

Поскольку цель подобных обзоров вообще и на вышеупомянутом ресурсе, в частности, не просветительская, не киноведческая, а, по преимуществу,  – привлечение внимания читателей любой ценой, то  тенденциозная подборка фактов с последующим их изложением –  не то, чему стоит удивляться или возмущаться: в таком «формате» это норма. Но мне, повторюсь, это не интересно. А заинтересовал меня «иллюстративный материал» (как говорят журналисты) данного опуса.

«Итак, она звалась…» Елена
=============================
Очевидно, что в вышеуказанной рубрике (где размещен материал), среди «иллюстративного материала» обзора, скорее всего будут фигурировать фото главных героев. Они там есть. Но, что не очевидно, так это то, что тот, кто иллюстрировал материал (автор ли текста или бильд-редактор электронного издания,  для читателя это остается загадкой) не ограничится, что было бы вполне логично, одними фотографиями реальных людей, о которых идёт речь в тексте. Действительно, не очевидно. Но именно таким образом и оказался оформлен данный материал. Более того. Таким образом, лично у меня сложилось впечатление, что у обзора – два равнозначных автора, при этом каждый «тянет одеяло на себя». (Если, конечно, автор и иллюстратор – не одно лицо).

Вообще, понятие «иллюстративный материал» довольно широкое и может включать в себя, кроме фотографий, - рисунки, схемы, графики, полиграфические, уменьшенные копии живописи и т.д. Чем же являются так называемые «иллюстрации» в вышеназванном обзоре? Это своеобразные коллажи. Не важно, выполнены ли они целиком с помощью цифровых технологий или – частично. В нескольких словах, выглядят они так: фото-образы героев как бы «вырезаны» из каких-то фотографий и размещены на некоем фоне. Собственно, именно этот «фон» меня и заинтересовал.

Сознательное бессознательное
=============================
В трех случаях из шести (не считая двух заставок к видеороликам) – таким фоном является так же  коллаж. Первая «подложка» (я сохраняю порядковый номер иллюстраций в тексте) – это такое «панно» из уменьшенных старых киноафиш. Четвертая – «коллаж» из марок. Третья – тоже «коллаж», но кроме марок там присутствуют и другие предметы, пока обозначу их так. Вторая, пятая и шестая «иллюстрации» – это фотографии на фоне неких изображений.

Честно говоря, первая иллюстрация вначале не особо заинтересовала меня. Взгляд привычно скользнул по электронному изображению трех героев будущего текста, а мозг лишь вскользь отметил, что «сделано как-то не эстетично, вероятно, неумело». При этом, различив (всё же происходит в считанные секунды!), что «задник» состряпан из афиш к фильмам, которые я смотрела. Однако на третьей иллюстрации, с крупным изображением Олега Янковского в возрасте лет сорока или около того меня, буквально, застопорило. Что-то было не то. Но почему? Ведь я узнала актёра, одного из главных героев обзора. А, что ещё?

Уже намеренно «замедляясь», я дочитала шедевральный текст и, повинуясь какому-то странному импульсу, вновь вернулась к третьей иллюстрации (которая, повторюсь, не является лишь фотографией в прямом смысле слова). И вот что произошло далее.

Вновь мельком посмотрев на изображение, я тут же поняла, что … «не вижу» Янковского (!), потому что внимание приковано к странной «коллекции марок». Я стала их рассматривать. И, конечно, ничего удивительного, что взгляд мой «споткнулся». Слева (сверху) на право (вниз по диагонали (именно так, как наши глаза рассматривают картины) располагались марки, изображения на которых вопиюще диссонировали как с фотографией Янковского, так и с текстом статьи, в целом. Это были изображения Ленина, Сталина, Гагарина, генерала Василевского, изображение герба СССР с надписью «Конституция СССР. 1977 год»;  марка из серии «Танки» (понятно, что там были изображен один из наших отечественных танков; крейсер «Аврора»; старый, шестидесятых годов легковой автомобиль (я не автомобилист, но, по-моему, «Москвич»), изображение стремительно шагающей в светлое будущее молодой казашки в красной косынке, с прижатыми к груди книжками и тетрадками; молодой инженер и чабан, также устремившие взгляды в «прекрасное далёко»; советские боксеры на ринге; советские граждане с букетами цветов под красными стягами; марка общества «красного креста и полумесяца» (кажется, такие выдавали тем, кто оплатил соответствующий взнос); марка с надписью «следопыт» (полагаю, такую, надо было бы, по окончании моего расследования, выдать мне)) ) и др. Но и это не всё. Я, наконец, заметила, что в этом коллаже использованы не только марки, коих было большинство. Там были также «фартучки», которые наклеивали в годы моих детства-юности, чуть ниже горлышка, на стеклянные бутылки с фруктовой газированной водой или соками; наклейка с такой же бутылки «Жигулевского» пива, а также бумажные купюры и металлические монеты разного номинала выпуска 60-80-х годов, включая какую-то крупную «юбилейную» монету  (возможно, тогдашний рубль) и несколько монет 90-х, которые уже сильно отличались от выпущенных ранее не только материалом, но как «орлом», так и «решкой». Любопытная «галерея», явно привязанная к временной шкале и «приметам времени» конкретного государства. Однако ни намека, ни полунамека на область искусства вообще и на киноиндустрию или отечественных кинематографистов. Ленина – два, Сталина – два, Гагарина (не считая части парящих в открытом космосе ног в скафандре) тоже – два, но – ни одной балерины, художника или поэта. Хотя, как остроумно заметил известный в те же годы бард, в области классического балета наша страна была «впереди планеты всей».* Факт.
 /Забегая вперед, скажу: мне кажется, я верно поняла о чем было странное символическое ностальгическое послание... Но «расшифровывать» его здесь, пожалуй, не стану. Попытайтесь сделать это сами. Интересно же, какую закодированную информацию откроет «иллюстративный материал» лично вам ))/.

Несколько минут, разглядывая всю эту «чахорду», я была в недоумении. И хотя уже нисколько не сомневалась, что сделано это было не просто так, тем не менее, решила себя проверить. Вернулась назад, к первой иллюстрации. Стала разглядывать старые афиши. На многих не было никакого текста: его зарывали «внахлест» другие афиши или фото-изображения 3-х героев текста. Но даже по незначительным деталям многие из них я «узнавала», так как видела эти фильмы: «Ко мне, Мухтар»; «Чапаев»; не уверенна (художники, рисовавшие для афиш, далеко не всегда придерживались портретного сходства с исполнявшими роли актеров, а текста там не было), но, вроде, «Калина красная» (если это лицо Вас. Шукшина); «Летят журавли»; «Белое солнце пустыни»; «Андрей Рублев»; «Иван Грозный»; «Доживем до понедельника»…  Были и ещё несколько, но их совсем не разглядеть.  Посетившая мысль была вполне себе тривиальной: «лоскутное одеяло» из «фильмов» тех лет. Да, но каких лет?? 60-х? 70-х? Однако афиша «Чапаева» с актером Бабочкиным в главной роли – это 34-й год! А «Иван Грозный» Эзенштейна – 1944-й! Зато… ни одной афиши к фильмам, где играл тот же Олег Янковский, не говоря уже Елене Костиной, которая моложе Олега Ивановича на 20 лет. И всё же я нашла «привет» от автора этого творения. По крайней мере, фильм «Андрей Рублев» снимал один из главных режиссеров Олега Янковского – Андрей Тарковский, а в фильме «Доживем до понедельника снимался дядя Елены Костиной – Михаил Зимин. Другой «привет» (который, возможно, автор осознанно не посылал, а вычитала его я сама) – надпись на афише, название которой не разглядеть, не угадать. Она была расположена под-над головой героини с единственным словом, которое было написано красными буквами и хорошо читалось: «ки-но-ко-ме-дия» (Прим. авт.: разрядка моя) …

Иными словами, ничего мне не показалось. Это реальные высказывания, идущие... параллельно (т.е., не пересекаясь) к журналистскому тексту.

Далее, рассмотрела 4-й коллаж, который иллюстрировал текст о пересечении судеб двух «звездных» партнеров, отношения которых не сложились: Никиты Высоцкого (сына Вл. Высоцкого) и актрисы Е. Костиной. Фото обоих «вырезаны» из разных (не общей) фотографии, а «под ними» (и «над ними») от края до края раскинулся… холодный - синий - Космос, опосредованно изображенный на многочисленных советских марках. Да, именно:  только «космос» и никаких гербов, «вождей пролетариата» и многозначного отражения всевозможных побед советского народа на разных (военных, сельских, образовательных…) поприщах.

Сюрреализм постпостмодернизма
======================================

Вторая иллюстрация-фотография ничего любопытного для меня не представляла. Во всяком случае, в отличие от остальных, изобилующих кричащей информацией, тут, можно сказать, всё вполне обычно.

Пятая иллюстрация – также «вырезанные» из реального фото-контекста фотографии главных героев, но размещенные на фоне пейзажа, смонтированного в технике какого-то «детсадовского» фотошопа.  Автор статьи утверждал, что почти 30 лет назад оба главных героя материала некоторое время  находились в одном времени-пространстве. Если действительно было так и именно это «остановись, мгновенье!..» запечатлел «на долгую, вечную память» бесстрастный фотообъектив, то, глядя на них… «наклеенных» на практически аморфный «пейзаж», невольно приходит совсем иная мысль: нет между ними ничего связующего, кроме, разве что, объединяющего белого цвета «курортных» костюмов. Они не смотрят друг на друга, но – прямо перед собой, стоя на расстоянии, спрятав кисти рук в карманах. Да, позади них – изумрудный осколок моря, но…. это и всё.

/Лирическое отступление: Помнится, многими годами раньше уже была похожая фотография Олега Янковского, но там в белой (праздничной) одежде запечатлены он, его жена и сын/.

Последнее (шестое) фото – «из семейного альбома» Е. Костиной – автор-иллюстратор и вовсе поместил на фоне фрагмента какой-то апокалипсической картины. Пустынный пейзаж в охристых тонах, обнаженные, без признаков пола, люди. Кто-то уныло сидит на берегу обмелевшей реки, кто-то, явно изнемогая, бредёт… к краю картины (возможно затем, чтобы выпрыгнуть из этой «реальности» …вниз головой). А надо всей этой жутковатой картиной и «аппликацией» улыбающихся женщины и мужчины, держащего на плечах счастливого ребенка,  - уже раскололось надвое изображение яйца, символа жизни, и пустые его скорлупки замерли, словно разошедшиеся створки-занавес. Апофеоз  семейной жизни. И хотя на заднем плане сырым желтком сияет желтый восход, для этих троих, как членов одной семьи, по логике (исходя из информации обзора), должен бы полыхать, пусть и не трагических тонов, но – закат…


ПС: Понятно, что здесь описано далеко не все, что мною «считалось». Хотя оно не менее интересно. Но это и не было моей целью.

ПС2: Я не стала писать в подбор и об ещё одном произволе, беспрепятственно шествующего победным маршем на просторах Интернета. Это «картинка-заставка» к фрагменту первого видео, размещенного в статье. Я понимаю, что, возможно, для … ну очень молодого поколения не имеет значения, какую фотографию из «послужного списка» актера они публикуют. Возможно, они действительно не видят разницы в том, что над видео-фрагментом из картины «Полеты во сне и наяву» размещают фотографию Людмилы Марковны Гурченко  (исполняющую там одну из ролей) в… кино-образе совершенно другого персонажа, из фильма  Вл. Меньшова «Любовь и голуби». Возможно, они уже и вообще искренне не понимают разницы между персонажем и самим актером: человеком, личностью. Всё возможно в этом «…прекрасном из миров». Мда. Печально. Но более печально, если автор, на деле,… чуть постарше.

ПС3: Никому ничего не навязываю и «читать морали» намерения у меня тоже нет. Единственное, к чему бы хотелось… окликнуть: читайте, смотрите и думайте САМИ. Это, по меньшей мере, интересно.



====================================

*) строка из стихотворения (бардовской песни) Юрия Визбора «Рассказ технолога Петухова» (1964г.)


Фото: Яндекс-Дзен