Алексей Сотников

Пётр Родин
Алексея Васильевича Сотникова, заведующего Воскресенским отделом народного образования встретил я на первых шагах по нашей благословенной земле, овеянной сказаниями и легендами.
 Что остаётся от человека на ней? От кого - то свершения трудовые и ратные, иногда – фраза, присказка точная да ядрёная, дети да внуки, само собой, конечно.

А вот у Сотникова не осталось на этом свете ни детей, ни внуков, так как собственной семьи он никогда не заводил. Но, если сейчас спросить любого учителя – ветерана о нём, то в ответе точно будет звучать слово «цветы». Многие воскресенцы, да и приезжие приходили смотреть на изумительной красоты и порядка клумбу у раийисполкома, над которой взял он тогда добровольно неусыпное шефство. И декоративный кустарник по периметру площади был в его ведении.

Да, Алексей Васильевич был почти профессиональным цветоводом, много знал и читал о розах и георгинах, астрах, настурциях и бархотках, его трудами радующих глаза земляков. Этот совсем невысокий (метр с чёлкой) ладно скроенный мужчинка, издалека похожий на подростка был поборником чистоты и порядка всегда и во всём. В классных журналах, в школьных коридорах и туалетах, да и в человеческих отношениях.
 Внимательно изучающий собеседника умный взгляд по – мужски привлекательных глаз, картинно – красивая (к старости) седина. Хитроватая усмешка, точное и остро словцо из его уст на грани заветлужского матерка, - всё это не лишние штрихи к портрету Алексея Сотникова.
Ботиночки, похожие на школьную обувку подростка носил он тридцать восьмого размера. Продавцы универмага, при завозе обуви приглашали его - придирчивого покупателя выбирать дефицит.

После первого годы работы директором Северной школы, я будучи в отпуске, но не испросив величайшего соизволения Алексея  Васильевича, убыл с семьёй на родину. Благо, что школка была в полном порядке и готовить её к новому учебному году особо и нечего было. Убыть – то убыл, да донесли мне кто – то из коллег, что тучи надо мной сгущаются, - шеф гневается.
Скоренько я тогда вернулся в посёлок. Отзвонился и инспекторам, и САМОМУ. Всё вроде бы по- доброму. Комиссия школу приняла без замечаний, на пять баллов. Ну, думаю, буря миновала.
Ан – нет! На августовской педконференции, да при переполненном учительством зале, да с высокой трибуны получил я своё по полной программе. В трёх энергичных предложениях без матерных слов, так «отстрогал» молоденького директора заведующий РОНО, что тому и первое сентября праздником не показалось…

Когда Сотников был уже на пенсии, привёз я ему мешок картошки от местной службы соцзащиты. И впервые в жизни зашёл в «святая святых» - его однокомнатную квартирку – каморку на втором этаже, в доме номер? по улице Ленина.
Рот от удивления у меня, как – то сам собой распахнулся. Нищета голимая! Чистенько, но… Неужели, подумалось мне грешному, за столько лет чиновничьей службы, при неплохом жаловании не мог он купить приличную мебель, современный телевизор, хотя бы. А рамы полугнилые в окнах давно замены просили. Ну Плюшкин и Плюшкин!
Нет, рановато я тогда примерил к Алексею Васильевичу фамилию гоголевского персонажа. Порассказали добрые люди, как рос Алешка в многодетной семье в деревне Копылково. А к началу Великой Отечественной ему и четырнадцати лет не исполнилось.
А это, согласитесь, ох, о многом говорит.
Вот тогда, я понял и простил его бросившуюся в глаза скаредность.
Хотя ему – то до моего прощения было, как до разбитого фонаря на той же улице имени вождя пролетариев. Он уже жизнь свою, волне состоявшуюся, к тому времени итожил.
Как ни крепенько держал в узде своих подчинённых Сотников, но однажды, как утверждали надёжные источники, из этой самой оброти директора школ на полчаса, но вырвались.
 На автобусе возвращались они вместе со своим лидером с каких -то областных педагогических посиделок. «Зелёную стоянку» организовали с бутербродами и лёгкой выпивкой. Кстати, сам Сотников водку, если только нюхал, не более того.
 И одна очень энергичная дама – директриса Воскресенской вечерней школы Елизавета Васильевна Мешкова предложила коллегам, да задиристо так, с вызовом:

- А давайте – ка проверим, настоящий – ли мужик наш начальник!
Так ли, или чуть иначе, но в истории остался эпизод, как директора школ ловили по поляне заведующего РОНО, чтобы убедится по некоторым явным признакам в принадлежности его к мужскому сословию.

Прыть этот скупой даже и на резкие движения мужчина, говорят, проявил неимоверную, - на берёзу сучковатую вмиг забрался.

Шутки – шутками, анекдоты - анекдотами, хотя и они иногда много о людях и о времени рассказать могут, но если серьёзно, то Алексей Василевич Сотников остался в истории нашего района даже и без перечисления официальных регалий и отличником народного просвещения СССР, и заслуженным учителем школы РСФСР.

И, конечно, Человеком, который очень любил цветы и своих земляков. --------------